Реформа ОСАГО: что мешает воплотить ее в жизнь

Либерализация «автогражданки», которую готовит Минфин, столкнулась с замечаниями ЦБ и министерств. Каждая из сторон подготовила свои замечания к проекту, меняющие ход реформы
Читайте также
content image for: 67600
ОСАГО: важные изменения (+ к чему надо готовиться)
Cистема ОСАГО в России постоянно меняется. «Авто Mail.Ru» рассказывает о последних обновлениях

13 февраля в Минфине прошло согласительное совещание по поправкам к закону об ОСАГО, которыми Минфин намерен продолжить реформы в отрасли, пишет «Коммерсант». Проект министерства предполагает введение трех видов полисов и отказ от существующих коэффициентов, влияющих на цену полиса.

Дискуссия затянулась, а значит, внесение законопроекта в Госдуму могут сдвинуть на осень. Страховщики говорят, что власти не пойдут на либерализацию тарифов ОСАГО до выборов президента.

Позиция ЦБ

Так, ЦБ не согласен с главным новшеством в ОСАГО — тремя видами полисов. По мнению представителей ЦБ, такой ассортимент приведет к дискриминации потерпевших на дорогах и ухудшит положение страховщиков из-за «высокой вероятности использования данной нормы в неправомерных целях».

Также регулятор обращает внимание, что отказ от коэффициентов мощности и территорий, и санкции за недостоверно предоставленные страхователем сведения при заключении договора де-факто в несколько раз увеличат базовую ставку тарифа (сейчас для физлиц — от 3,4 тыс. до 4,1 тыс. руб.).

Кроме того, ЦБ видит необходимость распространить нормы прямого возмещения убытков (ПВУ, поход за выплатой к «своему» страховщику) на ДТП с количеством участников более двух.

Позиция министерств

Минэкономики предлагает не требовать от страхователя наличия водительских прав. Минфин считает, что у автовладельцев без прав не возникает страховой интерес, поскольку они не имеют права использовать автомобиль. Кроме того, Минэкономики предлагает ввести отдельный коэффициент к тарифу для юрлиц, поскольку страховщикам будет сложно оценивать навыки конкретного водителя при их высокой сменяемости.

Вызывает вопрос у министерства и размер санкций к страховщику в поправках — 10 тыс. руб. за срыв сроков предоставления клиенту мотивированного отказа в выплате. Авторы проекта считают, что это соразмерная санкция.

Позиция МВД

По мнению МВД, введение коэффициента нарушений ПДД конкретным водителем не соответствует предмету закона об ОСАГО — защите прав потерпевших. Кроме того, нарушитель уже получает двойное наказание — в виде штрафа за нарушение ПДД и последующего роста стоимости полиса.

В МВД выступают и против сообщения страховщикам дополнительных сведений о привлечении водителей к ответственности: для ведомства это дополнительная нагрузка, которая приведет к новым расходам из бюджета, а допуск страховщиков к базам данных полиции противоречит закону о полиции.

Также в МВД отмечают, что в проект не включены положения о скидках за безаварийную езду, хотя этого требовало поручение президента от 11 апреля 2016 года.

Надежда Гурина