Pоссиян сделают мобильными, избавив от личного транспорта

Сегодня нашим министрам придется примерить на себя роль уличных регулировщиков, решая, давать "зеленый свет" транспортной стратегии или нет.

Если Белый дом скажет "да", то лет через двадцать, а точнее, в 2025 году, когда реформа завершится, россияне ощутят "плоды" стратегической мысли. При условии, что замысловатый "пасьянс", разложенный министром транспорта Сергеем Франком, сойдется. А вдруг карты не так лягут? Тогда уже в 2004–2005 году, пугают стратеги, транспортная система станет тормозом экономического роста.

Нужно быть оптимистом, чтобы в стране любителей сюрпризов загадывать на два десятка лет вперед. И еще большим оптимистом, чтобы верить в то, что Белый дом вот так сразу согласится выделять транспортникам по 20 млрд. долларов ежегодно вплоть до 2010 года. Причем 120 млрд. "зеленых" – цена только первого этапа реформы. Дальше – больше. Впрочем, потом правительство сможет расслабиться. Стратегия обещает чиновникам спокойную жизнь: к примеру, новые дороги начнут строить за счет налогов с самих автовладельцев. А избавившись от одной заботы, можно будет подумать о самолетах, пароходах и паровозах.

Кстати, подорожание бензина, платные магистрали и высокие налоги – далеко не все сюрпризы, уготованные автомобилистам. Видимо, не всем чиновникам нравится, что повседневное использование личного транспорта стало одной из примет нового образа жизни. "Разъездились тут всякие, – наверняка думают они, – воздух портят, дороги загружают, общественному транспорту не протиснуться!" А про то, что куда более экологичные иномарки в России продают в два раза дороже, чем на их родине, а дороги перекрывают, чтобы президент с премьером на службу не опоздали, как-то забывают.

В надежде избавить дороги от "лишних" машин стратеги удумали "разумно" ограничить использование автомобилей. "Разумно" – значит, превратить личный транспорт в роскошь и пересадить народ на общественный. Кряхтящие развалюхи, автобусы и троллейбусы, правда, обещают заменить на новенькие, выделить специальные полосы, чтобы "пробки" объезжать, и удобные маршруты проложить.

Водителей-лихачей вообще "загонят за Можай". Штрафы за серьезные нарушения ПДД повысят – можно не сомневаться. Будет ли в этом толк – неизвестно. Гибэдэдэшник, готовый за полцены, но в свой карман, отпустить пьяного лихача, всегда найдется. Отдельная песня – пункт о повышении качества обучения водителей. Не секрет: купить "права" в России – не проблема. Были бы деньги – связи найдутся.

Зато автомобилисты получат "бесперебойное движение вне зависимости от сезонности и погодных условий", дороги, соответствующие международным стандартам, и сокращение числа ДТП по причине дорожных условий (даже не верится: чиновники наконец-то признали, что в авариях виноваты не одни водители). Показатель числа погибших, если верить стратегам, каким-то чудесным образом снизится наполовину (с 1,2 человека на 1000 авто до 0,6), а "мобильность" населения – на столько же вырастет (пока на каждого приходится всего 4100 км дорог). 8 из 10 российских семей смогут активно пользоваться автомобилем. Впрочем, даже при самом лучшем раскладе догнать и перегнать Европу нам не удастся. Уже сейчас европейцы могут без напряга использовать полторы машины на семью, имеют по 10 тыс. км дорог на брата, а количество погибших там не превышает 0,3 человека на 1000 авто. Так что и через 20 лет мы будем страдать от чувства собственной неполноценности.