Скрытая угроза: убийственный общественный транспорт (видео)

Автобусы, трамваи, троллейбусы и даже «маршрутки» должны нести людям пользу, но все чаще мирная техника становится смертельно опасной. Что это — восстание машин или человеческий фактор?

25 декабря 2017 года стал черным днем для некоторых пассажиров общественного транспорта. Достаточно свежий автобус ЛИАЗ-5292.60, не отработавший на маршрутах и 12 месяцев, мирно пыхтел на остановке у столичного метро «Славянский бульвар». Как вдруг сорвался с места и с ускорением влетел в подземный переход, хороня под собой пешеходов. Четыре человека погибли, одиннадцать пострадали. А водитель автобуса поспешил заявить, будто машина неожиданно вышла из-под контроля и сама рванула на тротуар. Тормоза отказали, сделать ничего было нельзя.

Мистическую версию о внезапно слетевшем с катушек автобусе сначала поставил под сомнение производитель — Группа ГАЗ. «Предварительный анализ деталей происшествия показывает, что в начале движения колеса автобуса были резко вывернуты вправо, и автобус направлялся со значительным отклонением от маршрута следования. При этом можно предположить, что с большой долей вероятности водителем не была задействована ни одна из... тормозных систем автобуса, не говоря о простой возможности торможения двигателем, в противном случае автобус бы гарантированно остановился», — заявили специалисты. Позднее исправность техники подтвердил Следственный комитет РФ: «Следствием были получены достаточные данные, свидетельствующие об исправности автобуса».

Водителя тут же взяли под стражу, дело расследуется, но, похоже, сработал пресловутый человеческий фактор...

Снова автобус — теперь в остановку

Еще не улеглись страсти вокруг этого несчастного случая, как в Москве новое чрезвычайное происшествие. 29 декабря на Сходненской улице у дома 37 другой автобус вылетел на тротуар и смял остановку общественного транспорта. К счастью, обошлось без погибших — трех человек отправили в больницу. Снова вопрос: как такое могло произойти на ровном месте — теракт, поломка техники, фатальная оплошность?

В разработку взяли версию о такси Daewoo Nexia, которое якобы подрезало автобус, заставив его водителя уходить от столкновения. Однако позже в сети появилось видео аварии: никто трехосному ГОЛАЗ-6228 не мешал, он двигался в полном одиночестве и протаранил остановку без видимых причин. Причем из выпускной трубы валил черный дым, словно шофер жал газ, даже упершись в препятствие.

Поскольку инцидент произошел сразу после поворота автобуса с соседней улицы, логично сделать вывод о технической неполадке — заклинившем рулевом управлении, отказавших тормозах. Все-таки за 10 лет эксплуатации ГОЛАЗ на шасси Scania успел намотать в непростых российских условиях почти полмиллиона километров. И снова проверка (на этот раз «Мосгортранса») опровергла версию — автобус признали полностью исправным, замечаний к нему со стороны ремонтников и обслуживающего персонала не было. Получается, либо нас бессовестно вводят в заблуждение насчет состояния автопарка предприятий пассажирских перевозок, либо опять вина падает на водителя.

Реакция властей

Политики пока осторожны с выводами. От греха подальше входы в подземные переходы прикрыли бетонными блоками, а высокие чины заявили о необходимости перемен в законодательстве. Так, заместитель председателя комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты России Артем Кирьянов заявил РИА «Новости»: «То, что происходит сегодня с участием автобусов в Москве, — это, конечно, недоработки федерального законодательства. Мое твердое убеждение в том, что любые перевозки пассажиров свыше 10 человек должны контролироваться в специальном режиме, и там не должно быть никаких ИП, никаких нюансов, позволяющих использовать старую технику и так далее». То есть, подозрения «технического» плана все же есть.

Не так понял светофор

Иногда человеческие действия и правда кажутся настолько абсурдными, что впору думать о всемирном заговоре или восстании машин. Эти кадры сняты в Минске осенью 2017 года. Троллейбус выехал на перекресток поперек многотонному тягачу с полуприцепом-цистерной. Грузовик экстренно замедляется, но все же таранит общественный транспорт четко в бок.

По счастливой случайности никто не погиб. Причиной жуткой аварии поначалу назвали отказавшие у троллейбуса тормоза. Однако на записи видно — «рогатая» машина стоит в ожидании зеленого сигнала светофора, а потом вдруг трогается с места. Сама? В «Минсктрансе» не стали отрицать, что водитель заметил зеленую стрелку направо и почему-то расценил это как разрешающий сигнал к движению через перекресток. Такая вот чудовищная ошибка...

Инциденты с трамваями

Но ведь за рулем общественного транспорта — водители-профессионалы. Перед выходом на маршрут они проходят медосмотр и по идее должны быть подготовлены лучше любого частника. По идее... Смотрим ролик из российского Саратова. Тепло, солнечно, дорога отлично освещена. И все же что-то пошло не так.

Трамвай вроде бы замедляется, но в последний момент проезжает на красный и бьет пересекающий рельсы автобус. Снова раздаются предположения об отказавшей тормозной системе. Но пикантна эта история другим. У «невиновного» водителя автобуса не было «прав»! Оказалось, тот уже месяц рулит без водительского удостоверения, изъятого за пьяную езду. Как пояснил 43-летний мужчина, он «не знал», что постановление о лишении вступило в законную силу. А работодателю, похоже, было все равно.

«Раз в год и палка стреляет», — подумали, вероятно, гаишники, прибывшие оформлять необычное ДТП в столичном районе Строгино. Два трамвая столкнулись на одной железнодорожной колее! Говорят, красно-белый вагон двигался в депо, имея неполадки в тормозах (да-да, в очередной раз). Но не смог одолеть одну из горок и покатился назад. Последствия ограничились мятым железом, но сам факт — даже там, где рулить особо не надо, могут случиться происшествия.

«Маршрутки»: стало лучше, но еще опасно

Хотя чемпионами по дурной славе небезосновательно принято считать «маршрутки». Там и водители «хороши», и техника на ладан дышит. В крупных городах ситуация, правда, меняется к лучшему — автопарк приводят в порядок, увольняют откровенных камикадзе. Вот только свежий автомобиль не подразумевает свежие мозги «пилота». Характерный пример — на видео с Рязанского проспекта в Москве: маршрутчики не щадят даже своих больших коллег.

В свою очередь, общественный транспорт (и его пассажиры) немало страдает от «подвигов» обычных водителей. Примеров в интернете множество. Мы взяли один из самых характерных, когда проскочивший на красный свет Mercedes-Benz GL жестко атакует набитую людьми маршрутку и валит ее на бок.

Мораль истории такова: что бы ни было истинной причиной нашумевших московских аварий с автобусами (это еще предстоит узнать), никто лучше самих пассажиров о безопасности, увы, не позаботится. Даже будучи пешеходом, советуем выполнять пять простых правил:

  1. Тротуар — не гарантия защиты. Приближаясь к проезжей части, всегда будьте начеку.
  2. Мобильный телефон — плохой спутник пешехода. Уткнувшись в экран, рискуете пропустить дорожный инцидент. Тот же «взбесившийся» автобус. Отложите переписку до дома. Лучше смотрите по сторонам.
  3. В транспорте всегда держитесь за поручни. Просто представьте, сколько лететь по салону из конца автобуса (трамвая, троллейбуса) вперед при ударе.
  4. Если транспорт ведет явно неадекватный водитель, выйдите и дождитесь следующей машины. Потерять деньги не так обидно, как здоровье.
  5. Не стесняйтесь сообщать в автопарк и ГИБДД о странных действиях водителей общественного транспорта. Безразличие может обернуться трагедией.
Юрий Урюков