Без «полуторки»: интересные машины Второй мировой

В подмосковном парке «Патриот» открылась выставка «Моторы войны». Не ищите здесь советской «эмки», ГАЗ-АА или «Захара Иваныча». Основу собрания составили зарубежные машины коллекционера и реставратора Вячеслава Лена: редкие и чаще всего забытые
Автор текста: Юрий Урюков.
Фото автора

«Черная сталь» — прародитель «джипов»

Смешной аппарат, напоминающий детский педальный автомобильчик, создан для взрослых дел. Это японская командирская машина Type 95, названная Kurogane («Черная сталь»). При длине порядка 3,5 метра она чудесным образом вмещает до трех человек. А поскольку к разработке полноприводника имела отношение мотоциклетная компания Rikuo Nainenki, под капот поставили V-образный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. 33 «лошадок» хватает однотонному автомобилю для разгона аж до 70 км/ч. Но самое интересное, что полностью оригинальный Kurogane придумали в 1935 году. То есть задолго до того, как на дороги выехал «Виллис», считающийся прародителем «джипов». Type 95 не стал таким распространенным: японскую машину выпустили тиражом 4,8 тыс., до наших дней дошли единичные экземпляры.

Антиспорткар Porsche

Формально машина называется Steyr Typ 1500 A/01, но по факту перед вами Porsche Typ 147. Тяжелый полноприводный автомобиль с передней независимой подвеской маэстро Фердинанд Порше разработал для нужд Вермахта в 1941 году. Модель признали удачной: она брала на борт свыше 1,5 тонн, надежный 3,5-литровый V8 с воздушным охлаждением при мощности 85 л.с. обеспечивал максимальную скорость до 90 км/ч. Интегрированная в левый борт запаска — примета обновленной версии конца 1942 года. А с 1943-го выпуском Typ 1500, помимо австрийского Steyr, занялся Wanderer. Обратите внимание на двери: передние и задние одинаковые. Стандартное решение для типовой немецкой техники затем перекочевало на советский ГАЗ-69.

Для лошади и автомобиля

Принято считать, что немецкая армия времен Второй мировой была сплошь моторизованной. Хотя на самом деле автомобилей Вермахту всегда не хватало. В результате рождались вот такие гибриды. Прицеп IF.5 MG-Wagen 36 с передком на манер артиллерийского приспособили для буксировки машиной или конной упряжкой. Установленная в кузове турель со спаркой пулеметов MG 34 имела круговой обстрел, скорострельность до 1800 выстрелов минуту, поэтому могла бороться с авиацией противника. Германия сделала порядка тысячи таких прицепов, из которых сохранилось не более десятка.

Итальянский долгожитель

Если для нас символ трудового подвига — газовская «полуторка», то для итальянцев такой легендой стал 2,5-тонный SPA-38R. Входящая в концерн FIAT марка разработала грузовик в середине 30-х годов, причем в двух вариантах — с моторами воздушного (36R) и жидкостного охлаждения. Последний, как показала эксплуатация в пустыне, оказался более удачным. С тех пор машина исколесила полмира: от жаркой Африки до замерзших и раскисших дорог СССР. Производство продолжалось даже после войны. Чаще всего SPA-38R сходил с конвейера бортовым грузовиком, хотя на его шасси также строили санитарные фургоны, передвижные мастерские, штабные автобусы и прочие спецмашины.

Парадный Dodge маршала Жукова

Разведывательно-командирские вездеходы на базе грузовиков Dodge серии T214 грузоподъемностью 3/4 тонны (отсюда прозвище «Додж три четверти») официально по ленд-лизу в СССР не поставляли. Тем не менее, единичные машины в Красную Армию попадали. Так, на этом автомобиле маршал Жуков в 1945 году принимал парад у американской 82-й авиадесантной дивизии. В то время полноприводник носил индекс WC-56, но после войны во Франции на Dodge поставили лебедку, а такие исполнения назывались уже WC-57. Так что на выставке показан эдакий «мутант» двух модификаций.

Полноуправляемый BMW

Даже сегодня машина с полноуправляемым шасси — редкость. А, к примеру, BMW выпускала модель с поворачивающимися задними колесами уже в 1937 году. Легкий армейский вездеход Typ 325 вообще тянет на витрину армейских инженерных достижений: полный привод, независимые подвески на сдвоенных пружинах, шестицилиндровый двигатель (1,95 л, 50 л.с.)... Хорошо, что на выставке показано рамное шасси без кузова — детали легко рассмотреть. Остается только гадать, сколько ругательств слетало с уст немецких механиков, вынужденных чинить эту ажурную красоту в полевых условиях. Чрезмерная сложность автомобиля предопределила быстрое завершение карьеры. До 1940 года выпущено чуть больше 3 тысяч BMW Typ 325, сохранились единицы.

«Динго», но не собака

Официально машина называлась Daimler Scout Car, но больше известна под именем Dingo. Это наиболее массовый английский бронеавтомобиль Второй мировой — c 1939 по 1945 годы выпущено 6,6 тыс. таких «коробочек» трех серий. На «Моторах войны» показан самый поздний и одновременно... самый простой вариант. К тому моменту Dingo лишился съемной жесткой бронированной крыши и поворачивающихся задних колес, получив взамен полезные мелочи вроде влагозащищенной системы зажигания. Метаморфозы оказались кстати, поскольку Dingo использовался войсками Кипра, Португалии и Шри-Ланки до середины 70-х годов.

Машина, которую не дождались

Такого бронетранспортера Красная Армия не дождалась до победы. В то время как союзникам сжимать в тиски Германию помогали бронированные перевозчики солдат на шасси обычных грузовиков. Например, канадский C15TA строили на полноприводной основе Chevrolet C15A. Восьмиместный (плюс два члена экипажа) бронетранспортер выпускали всего два года — с 1943 по 1945. Но машина так хорошо прижилась в войсках, что использовали ее до конца 60-х годов, в том числе в голландской, бельгийской, датской, норвежской, португальской и ряде других армий.

Не «Хаммер», а «Хамбер»

«Коробка» — так прозвали легкий командирский автомобиль Humber FWD (не путать с Hummer) за характерные угловатые формы кузова. Модель появилась в 1941 году, поэтому проектировали ее изначально с прицелом на военную службу. И полноприводный универсал с жестким верхом полюбился военачальникам (например, фельдмаршалу Монтгомери) — они с удовольствием использовали этот неказистый с виду, но надежный автомобиль до конца войны. Также на базе Humber FWD строили бронированные разведывательные машины.

Американский «сарай»

А так выглядел американский штабной универсал WC-17 1941 года выпуска из обширного семейства Dodge T211 грузоподъемностью полтонны. Линейка насчитывала девять кузовных вариантов, но командирская полноприводная машина (так называемый Carryall) выпущена тиражом всего 274 штуки. В движение ее приводила 3,6-литровая «шестерка» отдачей 78 л.с.

Снегоболотоход

Сегодня на маленьких гусеничных вездеходах гоняют рыбаки да охотники, а в 1942 году такой агрегат сделали на фирме Studebaker по заказу армии. Небронированный транспортер в бой не ходил. В его задачи входила перевозка людей и грузов по размокшим грунтовкам, снежной целине, бездорожью, где способностей колесной техники уже не хватало. Выпускали вездеход до 1945 года, причем в заключительном варианте M29C Weasel («Ласка») он даже научился плавать, «надевая» специальные поплавки. Но звездный час транспортера — битва в Арденнских горах, где пригодилась отменная проходимость, помноженная на высокую маневренность.

Японский «Харлей»

Название Rikuo («Король дорог») Type 97 не каждому байкеру о чем-то скажет, хотя внешне мотоцикл кажется очень знакомым. И это неслучайно: в 1933 японцы купили у Harley-Davidson производственную линию по выпуску модели VL с двигателем V2 объемом 1,27 л (24 л.с.). В 1937 году «клон» с коляской, собранный полностью из японских комплектующих, начали поставлять в Императорскую армию, причем в конструкцию добавили отключаемый привод на боковое колесо. Высокая проходимость и надежность сделали Rikuo Type 97 незаменимым для разведки и связи. Экземпляр 1939 года — большая редкость, поскольку после капитуляции Японии эти мотоциклы отправляли на переплавку.

«Пожарка» по призыву

Пожарная машина привычного красного цвета и с большой звездой на радиаторной решетке выглядит мирно, хотя шасси L 1500 S компания Mercedes-Benz разработала в тревожное время накануне войны. Заднеприводная «тележка» грузоподъемностью 1,5 тонны (в отличие от варианта L 1500 A со всеми ведущими колесами) предназначалась для бортовых грузовиков и спецтехники. К примеру, пожарные модификации с 2,6-литровой «шестеркой» (60 л.с.), двухрядной кабиной, цистерной и ящиками для инвентаря трудились на фронтовых аэродромах. До 1944 года выпустили 4100 Mercedes-Benz L 1500 S.

Единственный экземпляр

Чуть раньше «Мерседеса», в 1940 году, по схожему пути пошла некогда знаменитая фирма Phanomen из Циттау. Она тоже выпускала «полуторки» Granit в заднеприводном (1500 S) и полноприводном (1500 A) вариантах, но с неприхотливыми двигателями воздушного охлаждения (2,7 л, 4-цил., 50 л.с.) и предельно простым шасси. До 1944 года сделали тысячи грузовиков, однако выставленный на «Моторах войны» вариант уникален. Это единственный сохранившийся в мире экземпляр «унифицированной» командирской 10-местной машины Kfz.70 на этом шасси.

На медицинской службе

А это заслуженная немецкая «полуторка» Phanomen Granit 25, поступившая в производство еще до прихода нацистов к власти — в 1931 году. Разумеется, ветерану пришлось вскоре отправиться в армию, для чего инженеры разработали модификацию 25H (Kfz.31). Использовали ее обычно в качестве санитарного фургона — на всех фронтах той страшной войны. Сейчас таких машин в мире единицы. А экземпляр из российской коллекции вдобавок позволяет рассмотреть мотор: 2,5-литровую 37-сильную «четверку» воздушного охлаждения.

Наши в городе

И все же без советской техники победителей «Моторы войны» не имели права обойтись. На выставке представлены, например, образцово воссозданные артиллерийский тягач ГАЗ-67Б и легкий бронеавтомобиль БА-64 в очень редкой ранней версии с узкой колеей. Кстати, «Авто Mail.Ru» такую машину протестировал — читайте материал «“Он не вернулся из боя...”, или С чего начиналась Победа» .