Рейтинг@Mail.ru

Легенда 412: как «Москвич» тряхнул стариной (лучшее за 2017)

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
30 сентября
Москвич 2140
Езжу на своём Москвичонке без малого восемь лет. Да, машина не из разряда престижных... Даже больше. Ну и что? Дури всякой можно услышать про любую машину Одна газик а та вообще - тазик! Мой ребёнок...
3.5
12 декабря
Москвич 412
Автомобиль был реэкспортный ну просто супер, отремонтировать​ можно все очень просто и если сам менял то и надежно салон для того времени казался лучше чем в любой жигули.На рыбалку или за грибами...
4.3
Другие отзывы о Москвич Все отзывы
1 января 2018 16:01, Тест-драйвы
Наша машина круче Porsche, «Мерседесов», BMW и «Фордов»? 50 лет назад это не было фантастикой

В 1967 году Московский завод малолитражных автомобилей — будущий АЗЛК — поставил на конвейер судьбоносную машину. Ни до, ни после «Москвича-412» изделие советского автопрома так не расхватывали на Западе. Причем славу в общем-то простецкому седану обеспечили (кто бы мог подумать) спортивные успехи.

Подсобила популярности «Москвичей»... британская пресса. Когда юноша Джереми Кларксон, по его собственным воспоминаниям, предавался антисоциальным утехам в учебном заведении и еще даже не помышлял о крутых телешоу, газета Daily Mirror запустила проект, равных которому не придумали до сих пор. Царь-ралли по континентам через 11 стран: 16 000 км от Лондона до австралийского Сиднея.

«Москвичи» на ралли века

Советское объединение «Автоэкспорт» рискнуло выставить коллектив на «Москвичах» и не прогадало. Все четыре машины добрались до финиша, хотя едва ли не половина соперников полегла на маршруте. Итог — 4 место из 12 команд.

На зарубежной арене «Москвичи» не терялись, а уж в Советском Союзе 412-е выигрывали везде — от ралли до кросса и трека

Случилось это в 1968-м. А поскольку гонка изрядно нашумела в зарубежных автомобильных кругах, ралли-марафон решили повторить в 1970-м, приурочив к старту чемпионата мира по футболу. Да не просто повторить, а с еще большим размахом. Лондон — Мехико, 26 000 км, 25 стран, 39 дней... Но чем убойнее дистанция, тем выше результат. «Москвичи-412» взяли 2 и 3 места в своем классе и обеспечили бронзу советской команде. Две из пяти машин мы потеряли, но это был лучший показатель надежности. Сравните: Porsche вообще не увидели финиша, доехал один из пяти «Мерседесов», единственный Citroen из шести, одинокий Peugeot из 12...

А потом случился «Тур Европы» — серия ралли под патронажем немецкого автоклуба ADAC. И здесь «Москвичи» уже на пару с вазовцами громили Ford, BMW, Volvo, Volkswagen... Неудивительно, что половину продукции АЗЛК тогда отправлял на экспорт. 412-е в Европе (да и у нас) ценили за прочность и неприхотливость.

Мощный мотор, жигулевская коробка, заниженная подвеска и «Москвич» легко держится в левом ряду

Оригинал утрачен

Советским автолюбителям-частникам, по идее, от заморских побед было ни тепло, ни холодно — на «Запорожец» бы денег собрать, да очередь отстоять на покупку личной машины. Но «Москвич-412» все равно крепко полюбили, он даже стал частью нашей культуры. Помните трюки из «Невероятных приключений итальянцев в России»? А ведь еще книга вышла «Москвичи на “Москвичах”» и культовое кино «Гонщики», в съемках которого участвовали раллисты, прошедшие марафон Лондон-Мехико.

В марафонских «Москвичах» по требованию «Автоэкспорта» оставили радиоприемники — для рекламы. А гонщикам музыка помогала не заснуть на монотонных перегонах

Собственно, именно кинолента вдохновила коллекционера Никиту Муравина на постройку реплики гоночного «Москвича-412». Ведь ни одной оригинальной машины до наших дней не сохранилось. Причем за основу взяли не какой-то конкретный автомобиль, а собирательный образ. В то время каждая команда (а в СССР их было немало) вынашивала свою формулу скорости, дорабатывая серийный седан исходя из опыта и умений. Поэтому интересных решений за долгую спортивную карьеру 412-го накопилось немало.

Кузов: оранжевое настроение

И обычный «Москвич» сейчас на дорогах редкость, а уж на «боевой» 412-й сворачивают головы даже избалованные суперкарами да кортежами гаишники у Боровицких ворот Кремля. На остановках наш седан магнитом вытягивает из соседних машин фотографирующие смартфоны. Смотрят, изучают, пальцем показывают... Видимо, окружающим это оранжевое нечто в гоночной ливрее, с фартуками и дополнительными фарами казалось эдаким советским «Де Лорианом».

Сзади ехали только шлемы: вне спецучастков их клали на заднюю полку

Внешность обманчива, футуризма в гоночном «Москвиче» нет. Кузов стандартный, разве что на задний диван не сядешь — пространство рассечено паутиной каркаса безопасности. Заводская команда для повышения жесткости и прочности проваривала швы, ставила в критичных местах усиливающие косынки. Такая модернизация у Никиты в планах, а пока спортивный 412-й снаружи отличается лишь ярким оформлением. Причем цвет оригинальный — так был окрашен донор, найденный в Люберцах с пробегом всего в 40 000 км. Заплатили 100 тысяч рублей, почистили карбюратор, «Москвич» завелся и поехал к мастерам на доработку...

Двигатель: расточен максимально

Встречались и провокаторы. Горячие парни на «Нексии» газуют на светофоре, намереваясь уделать «старое ведро». Но пока они пыхтели до следующего перекрестка, «Москвич» пролетел аж пару кварталов! На марафонских 412-х стоял почти стандартный мотор УЗАМ-412. Доработки сводились к селективной сборке да высотному октан-корректору — на выходе получали 80-85 сил против штатных 75. Однако техническая мысль не стояла на месте, поскольку алюминиевый двигатель с чугунными гильзами отлично поддавался форсировке. Дело дошло даже до специальной головки блока с двумя распредвалами.

Уфимский верхневальный мотор ругали за склонность к детонации, зато умелые мастера выжимали из него очень неплохие показатели. Характерная деталь — двигатель стоял наклонно

Реставраторы, впрочем, оставили заводскую схему, зато рабочий объем увеличили до конструктивного предела — с 1,5 до 2 литров, прикрутили оригинальный впуск-выпуск, смонтировали масляный радиатор и сдвоенные карбюраторы Dellorto DHLA40H с «нулевыми» фильтрами и подачей топлива электробензонасосом (механический, бывало, отказывал при нагреве), плюс зажигание сделали бесконтактным. На стенд «Москвич» еще не загоняли, но отдача в таких случаях достигала 120-125 л.с. (позже ее довели аж до 175!) И это на тонну снаряженной массы! Вот откуда у старичка резвость.

Асфальт: без «разварок», но с посадкой

Давно к нам не попадал автомобиль со столь прозрачной, незамедлительной реакцией на газ. Гладишь педаль, словно гадюку: неосторожное движение, тут же кусает. И оторваться не можешь — экстрим вызывает привыкание. Так прошили Москву насквозь, удивляя соседей по потоку проворностью. «Москвич» не просил уступать ему дорогу из уважения к возрасту, а сам оказывался в нужном просвете между машинами, когда того требовала обстановка. Если что — выручали адекватные барабанные тормоза с усилителем, хотя в горах гонщики, случалось, жаловались на перегрев и потерю эффективности.

Переделка раритетного «Москвича» в раллийный стоила около 600 тысяч рублей

Ярославское шоссе опустело, 412-й тут же легко набрал разрешенные 80 км/ч (хотя мог и больше) и покатил прочь из города. Стало скучно. Если не принимать в расчет давящее бурление выпуска, гудение трансмиссии и заполнивший все вокруг рев мотора, гоночный «Москвич» покладист до зевоты. Знай себе пилит по прямой, хоть руль отпускай. А ведь доработок по шасси тоже минимум. Это на кольцевые машины обычно ставили «разварки» — самопальные широкие диски, — а тут колеса штатные. Разве что шины иностранные — Pirelli, но при этом самые обычные дорожные Cinturato P4 (на ралли-марафонах использовали грунтовый Dunlop). Да еще кузов посажен ниже: пружины подрезаны, в рессорах убран один лист — тоже придает устойчивости. В иных же спортсекциях рычаги усиливали и даже меняли их геометрию.

Грунт: при употреблении встряхивать

Пожалуй, неплохо жилось гонщикам — знай себе жми к финишу да не засыпай. Но когда мы попали на спецучасток — грунтовую трассу «Бородино», — пожалели о сказанном. Вне асфальта гоночный «Москвич» — убойный шот из мощного мотора и мягкой ходовой. С одной стороны, за позвоночник спокоен, с другой — по кочкам с волнами 412-й швыряет с такой амплитудой, что головой таранишь потолок, а локтями — дверь либо штурмана. Собственным телом понимаешь, насколько «Москвич» тесен внутри. Это на современных спорткарах глубокие «ковши» не выпускают из объятий, а тут штатные плоские «диванчики» с периной вместо набивки. Единственная фиксация — четырехточечные ремни с авиационными пряжками.

Даже на гражданских шинах заднеприводный «Москвич» крепко цепляется за грунт — на выходе из виражей с газом можно не жадничать

«Приготовьтесь, входим в зону турбулентности» — 412-й вваливает в поворот на двух колесах. От пугающих кренов узкого кузова и раскачки не спасают даже амортизаторы Koni (такие ставились и полвека назад). В режиме прыгающего мячика надо умудряться активно рулить, невзирая на удары, которые приходят на «баранку» без усилителя. А еще передачи переключать, хорошо хоть втыкаются четко — тут стоит жигулевская пятиступка вместо капризного родного агрегата на четыре передачи. Поэтому на грунте скорость «Москвича» упирается отнюдь не в отдачу мотора, а в стойкость пилота. Короткий заезд еще ничего — весело, особенно если наловчиться предугадывать, куда отпружинит автомобиль на следующем подбросе. Но вспомнишь дистанцию марафона в 26 000 км и становится не по себе...

Пора заканчивать. Топливо подошло к концу, дополнительный бак в багажник еще не успели поставить. Наш герой выпущен в 1975 году — тогда же на конвейер АЗЛК пришел 2140, суть модернизированный 412-й. Но «Москвич»-марафонец, как настоящий боец, еще 30 лет цеплялся за жизнь, встретив ХХI век на сборочной площадке Ижевского автозавода. А тем временем рынком начали править совсем другие машины, гонки превратились в соревнование бюджетов, а за рубежом из отечественных моделей в почете осталась разве что «Нива»...

P.S. Благодарим клуб «Ветерок» и лично Никиту Муравина за предоставленный автомобиль. Трек «Бородино» — за испытательную трассу.

P.S.S. Подробнее о ралли-марафонах и успехах советских гонщиков за рубежом можно прочитать в статье «Мы умели побеждать: “Москвичи”, “Волги” и “Лады” на зарубежных ралли».

Во время загрузки произошла ошибка.Напоследок небольшой ролик об атмосфере тест-драйва
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
440
Шухрат Маматкулов
У нас в Джизаке в день по несколько "Москвичей" встретишь
СсылкаПожаловаться
Амангелди Желкамбаев
у меня есть азлк жалко продовать
СсылкаПожаловаться
R... Wik-A
Да уж, расхвалили!...лестно конечно.Но устойчивость у него не очень.Как семейное авто хорош.А зачем мотор растачивать до 2л ?поставили б от газ-24 и поливай.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru