Большое путешествие по третьему кольцу

«Газета.Ru» продолжает путешествие по Третьему кольцу. Сегодня рассказ о внутренней стороне магистрали. Более четверти этого 35-километрового участка внутригородской магистрали в часы пик бывает парализовано пробкой.
content image for: 6726
Как и в первой части нашего путешествия, стартуем с шоссе Энтузиастов. На развилке на съезде принимаем левее и выезжаем на кольцо. По вновь построенной трассе проезжаем до Нижегородской улицы (она в итоге переходит в Рязанский проспект).

Здесь не предусмотрен съезд в сторону центра: официальная причина – «чтобы не загружать центр транспортом». Фактически же съезда нет из-за сложностей его постройки – в этом месте Третье кольцо также пересекается с железнодорожными путями Курского и Горьковского направлений, – и из-за экономии средств. Так что если необходимо попасть в центр, то лучше всего съехать с ТТК на шоссе Энтузиастов и затем повернуть на Рогожский вал. До постройки этого участка кольца на нем постоянно возникали пробки, но сейчас там стало несколько свободнее. Далее попадаем к Волгоградскому проспекту. С этого момента два направления ТТК разделяет железная дорога – малое кольцо МЖД, по которому в будущем планируется организовать пассажирское движение. Съезды с кольца – на Волгоградский проспект, Шарикоподшипниковскую улицу и проспект Андропова организованы удобно и понятно. Правда, не лучшим образом сделан выезд с Волгоградки – основной поток оказывается справа от въезда. В принципе, на скоростных дорогах так делать не положено – левый ряд, на который въезжают не имеющие преимущества автомобили, обычно оказывается самым скоростным. Съезда с внутреннего ТТК на Автозаводскую улицу как такового не существует. Чтобы попасть туда, надо проехать до Автозаводского моста, развернуться под ним и уже с внешнего ТТК попасть в этот район.

Пока этот район можно назвать беспробочным. Заторы возникают лишь в случае аварий. Как, например, в конце ноября, когда в Гагаринском тоннеле у самосвала внезапно поднялся кузов. Последствия этого можно увидеть и сейчас – снесено было несколько ламп освещения. Несмотря на то что гаишники использовали при оформлении аварии современную технику (цифровые фотоаппараты и лазерные линейки), пробка тогда начиналась практически от Нижегородской улицы. После Автозаводского моста можно попасть в район Большой Тульской улицы. Для этого существует два съезда: один – в сторону центра, второй – в область, на Варшавское шоссе. Поскольку последнее в этом месте днем и вечером обычно бывает забито транспортом, на съезде возникает пробка. Усугубляют ее и те водители, которые, попав в Духовской переулок, пытаются вопреки правилам развернуться через сплошную линию, чтобы попасть на Загородное шоссе. Из-за них двухрядный съезд превращается в однорядный. Для попадания на Загородное с внутреннего кольца мы рекомендуем съехать в сторону центра и развернуться «под стрелку» на светофоре на Даниловской площади. После Большой Тульской улицы ТТК делает довольно крутой левый поворот, поэтому перед ним рекомендуем снизить скорость. Прошедшим летом водитель «Нивы» не учел этого обстоятельства и въехал в ограждение. В результате он погиб сам и погубил 7-летнего сына. По проезду моста через речку Чура, попадаем на прямой участок, ведущий в Гагаринский тоннель. Перед ним – поворот на улицу Вавилова, а по въезду в сам тоннель сбоку есть два ответвления – выезд на Ленинский проспект в сторону центра и в сторону МКАД.

Днем в будни в тоннеле движение довольно плотное – дальше начинается вялотекущая пробка почти до Кутузовского проспекта. Как рассказал «Газете.Ru» начальник отдела административной практики и дознания 9-го отдела ДПС Михаил Штарьков, она связана с поворотом дороги после «Лужников»: «Как показала практика, перед этим поворотом водители обычно снижают скорость, из-за чего тормозит весь поток. А поскольку машин на этом участке обычно бывает много, возникает затор». К тому же, сразу после съезда на Комсомольский проспект, что после Андреевского моста, дорога поднимается вверх, и этот уклон, особенно зимой, не всегда быстро проходят многочисленные грузовики. После съезда к Новодевичьему монастырю мы в третий раз пересекаем Москву-реку, по Бережковскому мосту, после которого и идет тот самый крутой поворот, создающий пробку. Взяв вправо, можно съехать на Бережковскую набережную – к Киевскому вокзалу или в сторону Мичуринского проспекта. Несколько сот метров – и мы у развязки с Кутузовским проспектом. Повернув направо перед тоннелем, можно попасть на правительственную трассу в сторону центра, проехав через памятник «строителям дороги» – он был поставлен за два года до завершения строительства ТТК. По въезду в сам тоннель (он сделан трехполосным) есть поворот в ответвление, ведущее на Кутузовский в область. Иногда его перекрывают для проезда VIP-персон. Тогда пробка, о которой рассказано выше, продолжается до самого въезда в тоннель. В результате, если не повезет, несколько километров от Ленинского проспекта до Кутузовского можно ехать и час. После тоннеля и короткого моста через Москву-реку можно съехать вниз к Шмитовскому проезду и Красной Пресне, а само кольцо идет поверху.

После съезда на Звенигородское шоссе начинается самая большая пробка на всем третьем кольце, которая может тянуться более 7 км. Первая причина затора – тоннель под Ленинградским проспектом: шестиполосная Беговая улица переходит в трехполосную дорогу. Во-вторых, большой поток по ТТК сливается с не меньшим количеством машин, которые едут по традиционной трассе с улицы 1905 года. В результате пробка начинается еще на так называемой Звенигородской транзитной эстакаде, где ТТК делает крутой левый поворот к Беговой. Сразу после Ленинградского тоннеля, который, напомним, на всем протяжении следующего года будут расширять, кольцо делает поворот на Нижнюю Масловку. Она тоже нередко бывает забита машинами. Пробка тянется аж до Рижского вокзала. Причин тому масса – и затрудненный из-за припаркованных машин съезд на Дмитровское шоссе, и Савеловская эстакада, которая делает крутой подъем, и Сущевский вал – не самое широкое место ТТК, к тому же со светофором, единственным, на всем кольце. Как уже сообщала «Газета.Ru», в следующем году под Сущевкой пророют тоннель. Стоит ли говорить, что во время работ пробки обеспечены. Заканчивается затор лишь за Рижской эстакадой, на которой обычно бывает очередь на съезд на проспект Мира в сторону области. Чтобы попасть в центр, достаточно просто повернуть направо перед эстакадой в сторону улицы Верземнека.

Дальше начинается тот самый единственный участок, где разрешена скорость в 80 км/ч. Кроме того, на отрезке Рижская–Сокольники единственная на всем внутреннем ТТК заправка. С инфраструктурой на вновь замкнутой трассе пока не очень хорошо – есть лишь еще две заправки на внешнем кольце (между Гагаринским тоннелем и съездом на Варшавку и в районе Волгоградского проспекта). По проезду над Стромынкой (съезд на нее находится сразу после той самой заправки), попадаем в район Спартаковской площади. А там – последний участок, открытый лишь месяц назад. Сперва едем в четырехполосном тоннеле мелкого залегания, затем пересекаем Яузу по только что построенному мосту, а после съезда на Красноказарменную набережную – еще один тоннель. А сразу после него – поворот на шоссе Энтузиастов. Круг замкнулся.