Бозумбаев ответил на вопросы автомобилистов (и рассказал анекдот)

Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев ответил на самые популярные вопросы, касающиеся дефицита и стоимости топлива

Директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев взял большое интервью у министра энергетики РК Каната Бозумбаева. «Авто Mail.Ru» подготовил выборку из 46-минутного видеоролика.

Мы — нефтяная страна, но почему периодически не хватает бензина?

70 процентов бензина мы производим сами, 30 процентов завозим извне. Также мы вынуждены импортировать 10-15 процентов дизельного топлива. То есть внутреннего производства, на самом деле, не хватает. Казахстан получил в наследство от Казахской ССР три крупных нефтеперерабатывающих завода. До 2012-2013 годов эти заводы удовлетворяли внутренний спрос на горюче-смазочные материалы в полном объеме [потом выросло потребление].

Решило бы проблему строительство четвертого крупного НПЗ?

Безусловно, это решение вопроса. Та программа модернизации наших НПЗ, которая была принята в 2013 году, затянулась. Сейчас она близка к завершению. Думаем, что к концу текущего года два наших завода — Павлодарский и Атырауский — должны закончить работы по модернизации. [... ] При том же объеме переработки нефти мы будем получать значительно больше светлого парка нефтепродуктов, бензина и дизельного топлива.

content image for: 67017

Так появится четвёртый НПЗ или нет?

У нас нет резервных мощностей по дизельному топливу. Да, это вопрос халатности руководителей ПНХЗ. Но у нас нет других мощностей, которые бы их заместили. И это проблема, которая возникает каждый год в связи с выходом какого-то завода на плановый или внеплановый ремонт. [... ] Нам нужно понимать, что более устойчивая система — это когда больше игроков. Да. Думаю, нам надо рассматривать возможность строительства НПЗ.

А какие новости по поводу Шымкентского НПЗ?

«ПетроКазахстан Ойл Продактс» [Шымкентский НПЗ] также завершил первый этап модернизации. Этот НПЗ уже выпускает бензин класса К-4, аналог европейского стандарта, так называемого Евро-4. К концу первого полугодия 2018 года должны быть окончены работы по второй части модернизации. В результате, в Шымкенте впервые будет построена установка каталитического крекинга, которая позволит увеличить глубину переработки и тем самым выпускать высокооктановый бензин.

Когда бензина будут выпускать больше, чем потребляют?

К концу 2018 года мы намерены добиться профицита бензина до одного миллиона тонн, закрыть всю потребность в дизельном топливе. [... ] Во втором полугодии 2018 года [если завершится модернизация Шымкентского, Павлодарского и Атырауского НПЗ] будет профицит по бензину. То есть мы закроем потребность на 100 процентов, и еще будем производить до одного миллиона тонн сверху, если будет потребность в экспорте нефтепродуктов.

Будем ли выпускать зимнюю солярку и бензин АИ-98?

Мы будем производить ["девяносто восьмой"], но не в таком большом количестве. Между 95-м и 98-м бензином не такая большая разница. Мы можем его выпускать, но спрос на него не такой большой. По дизельному топливу мы будем способны производить и летнее, и зимнее, и межсезонное. На сегодня зимнее топливо мы не производим вообще, но потребность в этом топливе будет удовлетворена на 100 процентов за счет собственных ресурсов.

Какую цену на бензин ожидать в следующем году?

Доля российского бензина должна уменьшиться. Думаю, составит 20-25 процентов максимум. И если нефтяники на внутреннем рынке не поднимут цены, это дает осторожный оптимизм говорить о том, что цена пойдет вниз, от отметки 161 тенге в сети КМГ, 162 тенге в сети Sinooil и так далее. Ожидаем, что снижение должно быть в конце ноября, начале декабря. Этот тренд должен сохраниться в декабре и январе, если не случится ничего экстраординарного.

Вместо постскриптума — тот самый анекдот

Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: «Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?». Тот отвечает: «Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее». А министр ему: «Объяснить я и сам могу. Я понять не могу».

Алексей Кованов