Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 ноября
Ford Explorer 3.5 AT 294hp
Эксплорер прослужил нам 4 года. Покупали у официалов новый в комплектации лимитед с пакетом плюс, и дополнительными​ опциями. Начитавшись про ужасный штатный свет, сразу при внесении предоплаты за авто...
4.7
21 ноября
Lada (ВАЗ) Priora 1.6 98hp MT
Своих денег она стоила.Добросов​естная машина. Кузов смотрится очень и очень.
3.2
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
14 ноября 2017 10:02, Статьи

9 вопросов о беспилотниках тому, кто лучше в них разбирается

Денни Шапиро в NVIDIA (да, это не только компьютерное «железо») отвечает за передовые системы автономного управления с искусственным интеллектом. А, значит, творит наше с вами автомобильное будущее. Светлое или нет?
Денни ШАПИРО 25 лет занимался разработками в области компьютерной графики и полупроводников, проработав до NVIDIA в ATI, 3Dlabs, Silicon Graphics и Digital Equipment.

— Станут ли автопилоты настолько точны и надежны, что производители машин возьмут на себя ответственность за их работу, разрешив тем самым вопрос «кого сделать крайним»?

— Мы уже запустили пилотный проект Drive Me для автолюбителей Швеции, чтобы они могли ездить в автономном режиме на некоторых дорогах. Получено разрешение от властей Гетеборга — если что-то случится во время беспилотного передвижения по вине техники, издержки покроет Volvo. Думаю, этот подход станет нормой и для других автокомпаний. Ведь во время автономного движения люди хотят тратить время не на контроль за адекватностью робота, а на другие занятия. При этом ответственность на машину возложить нельзя — значит, отвечать должен тот, кто ее сделал.

— Как на беспилотники смотрят страховые компании?

— Страховка для автомобилей с автономным управлением будет стоить гораздо ниже, чем для обычных. Потенциально ремонт беспилотников окажется дороже, но если вы посмотрите на статистику тестов, то почти все ДТП самоуправляемых машин с обычным транспортом происходят как раз по вине человека.

Водительское место на автономных автомобилях «четвертого уровня» в представлении дизайнеров будет выглядеть как шезлонг.

— Так ли необходимы беспилотникам высококачественные карты? Могут ли машины сами оцифровывать маршруты?

— Процесс глубокого обучения без карт теоретически возможен, но на практике небезопасен. Гораздо лучше, когда система опирается на точную картографию. Идеальный вариант, если работают оба процесса: автопилот в движении по мере «прощупывания» окружения сравнивает данные с картой и, если замечает расхождение, сообщает об этом в облако. Так «первичная» карта в дата-центре сможет постоянно обновляться самими беспилотниками.

Новые системы NVIDIA Drive PX способны в режиме реального времени анализировать видеоизображения с множества видеокамер, радаров и лидаров.

— Не пора ли перемещать глубокое обучение беспилотников в регионы со сложными условиями (грязь, осадки, разбитые дороги)?

— Насколько я знаю, именно в этом направлении уже работает Яндекс в России. Но мы должны быть последовательными. Сейчас ведется много испытательной работы на автомагистралях. Формально там не нужно думать о пешеходах, дорожная разметка четкая, все движутся в одном направлении и не бывает перекрестков. Добившись полной надежности здесь, сможем двигаться дальше, а заодно — заслужим доверие клиентов. Далее нейросети научат идентифицировать не только полосы дорожной разметки, машины и людей, но и дорожные знаки, обочины, открытые пространства. Это все необходимо, чтобы автопилот продолжал работать по ряду других визуальных подсказок, когда машина съезжает с размеченной дороги.

Свой испытательный беспилотник BB8 специалисты NVIDIA уже учат распознавать грунтовые дороги со сложным профилем.

— Что будет, если автономный автомобиль, интеллект которого обучен в Калифорнии, «переселить» на улицы Пекина, Стамбула или Каира с враждебной культурой вождения?

— Конечно, сначала создается некое универсальное решение, но существуют и разные правила ПДД. В Калифорнии, например, можно поворачивать направо на красный свет, в Германии нельзя. Знаки написаны на разных языках, отличаются правила проезда перекрестков... Глубокое обучение в сочетании с подгрузкой адаптированного программного обеспечения под каждую страну позволит беспилотникам верно интерпретировать местные условия. Но электроника вряд ли будет учитывать агрессивный стиль вождения или имитировать хамство на дорогах. В «подстройке» темперамента роботов под трафик нет необходимости, ведь пассажиры в автономном транспорте перестанут обращать внимание на пробки и светофоры — они будут смотреть фильмы, говорить по телефону, писать письма, работать. Станет путь на 5-10 минут дольше ввиду спокойного ритма — что с того? Вы уже выиграли куда больше из-за того, что не нужно постоянно жать на газ и тормоз, следить за дорогой и другими участниками.

На гоночных беспилотниках серии Roborace NVIDIA вместе с партнерами планирует совершенствовать системы автопилотирования высшего «пятого уровня».

— Датчики, бывает, ломаются, процессоры горят... Не требуется ли системам автономного управления многократное резервирование?

— Зависит от уровня автономности. Когда мы говорим о Level 3, в котором действия системы страхует водитель, в дополнительной аппаратной подстраховке смысла нет. С переходом к Level 4, когда человек может спать, резервная система потребуется. А на пятом уровне, когда водитель окончательно превращается в пассажира и вообще лишается органов управления, возможно, придется подстраховать и резервную систему. Для этого мы и внедряем в свои платформы «избыточность». Если идут два одинаковых процесса, то и ошибки будут одни и те же — внезапная проблема не будет решена. А вот когда параллельно работает нескольких процессов по разным типам обработки — одна подсистема, предположим, распознает объекты, другая — открытое пространство — то сверка данных позволит распознать момент, когда что-то идет не так, и разрешить конфликт по сигналам резервной системы с другим алгоритмом работы. Также и с сенсорами. Если на какую-то из камер попадает грязь, недостаток информации восполняется другими сенсорами и камерами. В такой момент машина выдает предупреждение и определяет — возможно ли дальнейшее движение. Но ключевой момент — наличие запасных вариантов.

Наиболее продвинутая система автономного управления Drive PX Pegasus по сути представляет из себя суперкомпьютер с мощным искусственным интеллектом.

— А вдруг сам главный «мозг» выйдет из строя? Не придется ли на этот случай ставить на автомобили сразу два суперкомпьютера?

— Да, такое возможно, некоторые разработчики дублируют и «мозг».

— Но это будет весьма дорогая штука.

— Конечно, два iPhone стоят вдвое дороже одного. Но я не вижу прямой связи между затратами на «железо» и конечной ценой автомобиля. Для примера, Tesla устанавливает нашу платформу Drive PX в каждую машину. Вам, как потребителю, еще при покупке автомобиля оставляют право решать — платить за автопилот или нет. Если он не нужен, никто не будет вынимать начинку и камеры. Если нужен — его просто включат через софт. В любом случае выгода для производителя заключается в том, что каждая машина независимо от вашего выбора собирает дорожные данные для облака и тестирует алгоритмы автономности в фоновом режиме. А пользователь этого даже не замечает, ведь на самом деле автомобиль находится под его контролем.

Во время загрузки произошла ошибка.Интеллектуальные системы автопилотирования уже научились распознавать полосность движения на магистралях с едва заметной разметкой. В городских условиях беспилотник должен уметь правильно распознавать не только свободное пространство, но и предугадывать поведение других участников движения.

— Не станут ли беспилотники «автопсихами», если из дата-центра им зальют вирусную программу? Такое может произойти по вине хакеров?

— В теории это возможно, если кто-то внутри компании захочет дискредитировать автомобили своей марки вредоносным кодом, но на деле, как вы понимаете, это скорее вопрос внутреннего контроля и безопасности. Что касается защиты от взлома, то я вижу следующее. Сами автопроизводители проблему безопасности всерьез пока не рассматривали, считая бортовую электронику закрытой системой (даже когда начали добавлять модемы, Wi-Fi, Bluetooth и разные беспроводные датчики внутри самой машины). Но мы же пришли из компьютерной индустрии, где применяются самые передовые технологии кибербезопасности: шифрование, авторизация, специальные ключи, файерволы для разделения систем, виртуализация, искусственный интеллект для слежения, системы мониторинга обновления. Эти знания мы стараемся донести и до автопрома, предоставляя заодно инструменты и ресурсы. Другой вопрос, как они этим воспользуются...

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
18
демьян бедный
автопилоты самолетов иногда отказывают. но в небе места до штыря и падение занимает несколько минут, а на дороге для исправления косяка доли секунды и места ни штыря. дрям все это, сколько народу уже поубивалось из-за тех же есп.
СсылкаПожаловаться
GEKONA
а что рассуждать то ?!!! пока это начнёт работать, пока повсеместно появится ещё лет 30 пройдёт
СсылкаПожаловаться
Абырвалг Москваж
Года 2 назад также отзывались об электромобилях)) Вчера с другом разговаривал, в США живет, так вот там Тесла как грязи))) Короче, мне граждане нашей любимой страны напоминают аборигенов, раз своими глазами не видел, то не верю))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru