День в истории: с чего начинали братья Додж

В декабре отмечается день рождения компании Dodge. Авто Mail.ru вспоминает самые интересные модели в истории бренда, но главное — удивительную судьбу основателей фирмы: братьев Джона и Хораса Додж. Сами увидите, это достойная голливудской экранизации история!

Братья Додж, которым суждено было стать одними из богатейших людей Америки, приняли жизненный старт с самой низкой точки. Джон и Хорас родились не то чтобы в нищете, но в бедности точно. Их отец Дэниел Додж держал маленькую литейную мастерскую и едва сводил концы с концами. Возможно, именно крайняя нужда так сплотила ребятишек. Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (старший из братьев — Джон — родился в октябре 1864-го), Доджи были неразлучны словно близнецы. С младых ногтей они старались быть полезными семье. Джон, к примеру, за 50 центов в неделю гонял соседскую корову на пастбище и помогал местному извозчику разгружать мешки с отрубями.

Интерес к технике настиг Доджей в совсем еще юном возрасте. Собственно, ничем другим сорванцы интересоваться и не могли, даже если б захотели. Весь их узкий мирок составляла крошечная мастерская отца, где мальчишками, а затем и подростками они проводили напролет дни и ночи.

Джон (на снимке слева) и Хорас Додж. Неразлучные братья, пионеры автомобильной Америки и просто хорошие парни
Джон (на снимке слева) и Хорас Додж. Неразлучные братья, пионеры автомобильной Америки и просто хорошие парни

В 1891-м братья из родного городка Найлс, что на границе Мичигана и Индианы, перебрались в Детройт. С работой здесь было получше. Поначалу Доджи устроились в компанию Murphy Engine, специализировавшуюся в производстве и ремонте паровых машин. Причем всего за полгода на новом месте от разнорабочего Джон дорос до бригадира. В Murphy Engine братья проработали около четырех лет, набравшись практического опыта в производстве и ремонте самой разнообразной техники.

Затем они перебрались в соседнюю Канаду, получив место токарей в компании Canadian Typograph. Здесь дела пошли еще бодрей. Джон вскоре получил должность начальника смены, а Хорас (надо сказать, из двух братьев он был более одаренным в техническом плане, зато Джон с лихвой компенсировал некоторое отставание предпринимательской жилкой) изобрел и запатентовал конструкцию колесной втулки, не боящейся попадания грязи. Это стало отправной точкой. Джон отыскал инвестора (детройтского промышленника Фреда Эванса) и на его деньги в арендованной мастерской братья построили свое первое транспортное средство. Нет, пока еще не автомобиль, а всего лишь велосипед. Джон и Хорас наладили производство двухколесной модели Evans & Dodge — на стыке веков она пользовалась неплохим спросом.

Патент той самой велосипедной втулки, разработанной Хорасом, которая стала для братьев путевкой в жизнь
Патент той самой велосипедной втулки, разработанной Хорасом, которая стала для братьев путевкой в жизнь

В конце 19 века велосипедные мастерские в Америке открывались сотнями. И сотнями же закрывались. Двухколесный бизнес активно концентрировался в руках крупных игроков. И четко осознав, что на выпуске велосипедов разбогатеть не получится, Доджи в 1901-м вернулись в Детройт.

Велосипед Evans & Dodge — первое транспортное средство, созданное братьями
Велосипед Evans & Dodge — первое транспортное средство, созданное братьями

После продажи своего велосипедного предприятия у них завелся небольшой капиталец, а город, находившийся в предвкушении автомобильной лихорадки, которая затем захлестнет всю Америку, только и ждал, чтобы быть завоеванным.

Новое дело

Братья рассудили трезво. Открыть собственное производство автомобилей они не могли — знаний у них, возможно, было и не меньше, чем у первых заокеанских автопромышленников, но имевшихся в наличии 7500 долларов на подобный размах явно не хватало. Зато аккуратные, ответственные и дорожащие собственной репутацией Доджи стали прекрасными исполнителями. Они основали небольшой бизнес по производству комплектующих. Шесть токарей, шестеро подмастерьев плюс сами Джон и Хорас, не гнушавшиеся стоять за станком и вести финансовую документацию, выполняли самые разнообразные заказы: от мелкого ремонта до сборки двигателей.

Братьям, надо признать, очень повезло с заказчиками. Одним из первых клиентов семейной фирмы стал Рэнсом Олдс собственной персоной. Основатель «Олдсмобиля» и создатель первого массового автомобиля США заказывал у братьев одноцилиндровые моторы для своего «Скругленного передка», а затем и двухскоростные трансмиссии. Один только этот контракт принес молодой компании все, о чем только можно мечтать, — деньги, известность, репутацию. Но на горизонте появился еще более крупный, как оказалось, клиент — некий Генри Форд.

Доджи стали партнерами Ford Motor Company буквально со дня основания фирмы в 1903-м. Моторы, трансмиссии, а затем и мосты, носившие клеймо братьев Додж стояли на всех первых «Фордах» начиная с модели А и заканчивая легендарным Ford T. Уже в 1904-м Джон стал одним из пяти директоров Ford Motor Company. Тогда же неразлучные братья обеспечили себя и свои семьи на всю жизнь. Сравнительно небольшой пакет акций — по пятьдесят на брата в 1903-м и еще по тысяче каждому в 1908-м — сделал их мультимиллионерами.

Когда спустя девять лет Генри Форд, решив сосредоточить контроль над компанией в собственных руках, начал скупать долю бывших компаньонов, за акции братьев ему пришлось выложить 25 миллионов долларов! И это в деньгах 1917 года. По нынешним меркам с учетом инфляции получается все 600 миллионов...

Сами с усами

Dodge Model 30 — первый автомобиль фирмы Dodge Brothers, ставший хитом в 1915-1917 годах
Dodge Model 30 — первый автомобиль фирмы Dodge Brothers, ставший хитом в 1915-1917 годах

Впрочем, к тому времени Джон и Хорас уже и сами слыли известными автопромышленниками. В самостоятельное плавание братья решили отправиться сразу по нескольким причинам. Во-первых, Генри Форд постепенно отказывался от практики аутсорсинга, концентрируя производство комплектующих в стенах собственной компании. Плюс, по меткому выражению Джона, они «просто устали быть мелочью в необъятном кармане Форда». И в 1914 году братья организовали собственную автомобильную фирму. Этот, как сегодня сказали бы, стартап был обречен на успех.

В автомобильных кругах Америки того времени репутация Доджей плечами доставала до неба. Еще никто не видел их первый автомобиль, а количество желающих продавать его побило все мыслимые рекорды. Братья получили предложения о сотрудничестве более чем от 22 тысяч дилеров со всей страны! Испортить такое начало мог лишь откровенно провальный продукт. Но Доджи слишком долго были причастны к секрету успеха главного автомобиля Америки — речь, конечно же, о Ford T, — чтобы допустить промах.

Братья прекрасно знали о всех плюсах и минусах хитовой «Жестянки Лиззи», поэтому и с концепцией первой самостоятельной модели определились довольно быстро. Это должен быть не самый дешевый, но все еще доступный для широкого потребителя качественный массовый автомобиль. Настолько же более совершенный, насколько и более дорогой, нежели «Лиззи».

Завод по сборке автомобилей Dodge был первым в мире предприятием, при котором имелся собственный испытательный полигон
Завод по сборке автомобилей Dodge был первым в мире предприятием, при котором имелся собственный испытательный полигон

Если уж совсем в двух словах, Dodge Model 30 представлял собой усовершенствованный Ford T. Несомненными преимущеcтвами «Доджа» стали трехступенчатая коробка передач (у Ford только двухступенчатая), 35-сильный 3,5-литровый четырехцилиндровый мотор (на тот момент «тэшка» могла похвастать лишь 20-ю лошадками) и полностью цельнометаллический кузов фирмы Budd. Здесь у Model 30 вообще не было аналогов. Во всяком случае, в массовом сегменте. Правда, и цена от $785 почти вдвое превышала базовый прайс «Лиззи». Но братья не сомневались в успехе.

Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 1990-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита
Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 1990-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита

— Скажите, а что будет делать армия владельцев «Форд-Т», когда им захочется купить настоящий автомобиль? — посмеивался Джон, отвечая на вопросы о перспективах модели.

Все так и вышло. Уже в первый год продаж братьям удалось реализовать 45 тысяч «тридцатых». В 1916-м продажи превысили отметку в 70 тысяч, что позволило Dodge, вернее, Dodge Brothers — именно под таким именем компания существовала до 1930 года, — стать четвертой автомобильной компанией США, уступая лишь Ford, Willys-Overland и Buick.

content image for: 52875

«Бензиновые миллионеры»

Как и ожидалось, легковые «Доджи» отличались добротностью и надежностью. Слово Dependable («Надежный») на долгие годы стало главной темой рекламной кампании фирмы. Большое количество Model 30 попали на службу в армию, завоевав там репутацию машин, на которые можно положиться. В 1917-м братья добавили в производственную программу коммерческий грузовик, а еще через два года продажи перевалили за 100 тысяч. Добавьте к собственному успешному автомобильному бизнесу еще и миллионы фордовских выплат, и вы поймете — в то время в Штатах было не так уж и много людей богаче братьев Додж.

«Тридцатка» в армии. Много «Доджей» отправились на фронта Первой мировой в Европу, на этой же машине генерал Першинг гонялся по Мексике за революционером Панчо Виллой
«Тридцатка» в армии. Много «Доджей» отправились на фронта Первой мировой в Европу, на этой же машине генерал Першинг гонялся по Мексике за революционером Панчо Виллой

Правда, нельзя сказать, что мир богатых и знаменитых принял автомобильных нуворишей с распростертыми объятиями. Не будем забывать, Доджи вышли из очень простой семьи и слыли мужчинами, мягко говоря, простого склада. Оба любили приложиться к бутылке и частенько попадали в неприятные истории. Уж что такое заварушка в питейном заведении с обязательным битьем бутылок и смачным мордобоем, неразлучные братья знали не понаслышке. Неудивительно, что слегка прямолинейных Доджей не особо жаловали в высшем свете, презрительно называя Джона и Хораса «бензиновыми миллионерами». Те, по возможности, старались отвечать высшему свету той же монетой.

Вот так элегантно и стильно автомобили Dodge выглядели в конце 1920-х. На снимке родстер Senior Six 1929 года
Вот так элегантно и стильно автомобили Dodge выглядели в конце 1920-х. На снимке родстер Senior Six 1929 года

Когда из-за непростого характера и сомнительной репутации Доджам отказали в членстве в престижном детройтском «Кантри клабе», они решили отомстить. Додж и Хорас выкупили прилегающий к пафосному клубу участок земли с намерением построить на нем абсурдно большой и как можно более безвкусный особняк, который бы в прямом смысле бросал тень на здание «Кантри клаба». К счастью, до самого строительства дело не дошло, остановились на стадии устных угроз и потрясаний кулаками. В любом случае, общий уровень отношений Доджей и детройтского истеблишмента в свете этого инцидента исчерпывающе понятен.

Компактный и невероятно привлекательный Dodge Coupe 1939 года с кузовом фирмы Hayes Body Corporation
Компактный и невероятно привлекательный Dodge Coupe 1939 года с кузовом фирмы Hayes Body Corporation

Возможно, великосветские манеры и правда были чужды братьям, однако назвать их безголовой деревенщиной — большая ошибка. Достаточно вспомнить, что Хорас являлся едва ли не главным меценатом Детройтского симфонического оркестра. Он также вложил немало средств в строительство нового городского концертного зала, а его дочка выучилась на прекрасную пианистку.

Вклад компании в победу во Второй мировой — знаменитый грузовик Dodge WC-51. Благодаря грузоподъемности в 750 кг, в частях Советской Армии эту машину прозвали «Додж три четверти»
Вклад компании в победу во Второй мировой — знаменитый грузовик Dodge WC-51. Благодаря грузоподъемности в 750 кг, в частях Советской Армии эту машину прозвали «Додж три четверти»

Судьба-злодейка

Удивительное в мире большого бизнеса явление. За годы и даже десятилетия искренняя дружба Джона и Хораса ни разу не дала и трещинки. В богатстве и достатке братья были так же неразлучны, как и в годы полуголодной юности. И Джон, и Хорас давно обзавелись семьями — жены, детишки, все как полагается, но все равно, для каждого из них родной брат оставался самым близким в мире человеком. Так было всегда. До самого конца.

Модельная линейка Dodge Royal 1958 года — эра Детройтского барокко в самом зените. А вот 1960-е для компании прошли уже под знаком muscle-каров
Модельная линейка Dodge Royal 1958 года — эра Детройтского барокко в самом зените. А вот 1960-е для компании прошли уже под знаком muscle-каров

Как пишут в плохих романах — ничто не предвещало беды. В первых числах нового 1920 года Хорас отправился на нью-йоркское автошоу и... подхватил грипп. Болезнь перетекла в воспаление легких и стремительно прогрессировала. Лучшие врачи разводили руками — в то время грипп был действительно очень и очень опасен. Но Хорас все-таки выздоровел. Возможно, благодаря поддержке брата, который буквально не отходил от его кровати. Вот только дело обернулось еще хуже... Теперь грипп скрутил уже самого Джона, и 14 января в возрасте 55 лет он, не приходя в сознание, умер в номере отеля Ritz-Carlton.

Dodge Omni конца 1970-х — один из первых удачных субкомпактных американцев
Dodge Omni конца 1970-х — один из первых удачных субкомпактных американцев

Хорас, абсолютно опустошенный потерей самого близкого человека, будто сразу потерял интерес к жизни. Он протянет меньше года и скончается в декабре того же трагичного для Доджей 1920-го. На его похоронах играл Детройтский симфонический оркестр в полном составе.

Как и многие другие «крайслеровские» модели, этот Dodge Aspen был весьма популярным полицейским автомобилем
Как и многие другие «крайслеровские» модели, этот Dodge Aspen был весьма популярным полицейским автомобилем

Одна из крупнейших в Штатах автомобильных компаний по наследству перешла под контроль вдов Джона и Хораса. В 1925-м барышни продали Dodge Brothers специалистам по финансовым инвестициям фирме Dillon Read And Co. Те, в свою очередь, провозившись с компанией еще пару лет, осознали, что производство автомобилей — бизнес несколько более сложный, нежели банковские махинации, и уступили фирму Уолтеру Крайслеру, ударными темпами строившему собственную автоимперию.

Дизайнерский ренессанс Dodge пришелся на 1990-е. На снимке один из десятка ярких концептов того времени пикап Sidewinder
Дизайнерский ренессанс Dodge пришелся на 1990-е. На снимке один из десятка ярких концептов того времени пикап Sidewinder

Тогда поглощение «Крайслером» «Доджа» сравнивали с сардиной, умудрившейся проглотить кита. Однако именно эта сделка стала знаковой для покупателя. Получив в свое распоряжение производственные мощности и широкую сбытовую сеть Dodge Brothers, Уолтер Крайслер со временем достроил свою империю до масштабов, сравнимых с Ford и General Motors. Dodge и поныне является неотъемлемой частью входящего в состав альянса Stellantis подразделения Fiat Chrysler Automobiles (FCA), специализируясь на выпуске спортивных моделей.


Топ-10

10 лучших моделей Dodge по версии Авто Mail.ru.

1

Model 30 (1914)

content image for: 66727

Первый и такой важный автомобиль, заложивший основу процветания компании. Верный нехитрой философии «улучшенного Ford T», Dodge Model 30 походил на свою ролевую модель даже внешне. Более того, как и Ford, «тридцатка» первые несколько лет также предлагалась на рынке только в черном колере.

2

Dart GTS (1968)

content image for: 66727

Свою нынешнюю славу производителя харизматичных американских спорткаров Dodge начал зарабатывать во второй половине 1960-х. Компания далеко не первой вышла на рынок маслкаров, зато по максимуму использовала возможности нового сегмента. У Dodge имелся спорткар для любого возраста и достатка. Скажем, скромный с виду и весьма недорогой Dart GTS с 7,2-литровым V8 по сути представлял собой дрэгстер, легальный для дорог общего пользования. Мощность — 375 л.с., крутящий момент — 650 Нм. В 1968-м это обеспечивало разгон до сотни всего за пять секунд.

3

Coronet (1969)

content image for: 66727

Еще одная бюджетная модель, ставшая маслкаром. В базе Coronet представлял собой не слишком мощное и довольно унылое с виду средство передвижения. В заряженных версиях Super Bee или Six Pack этот Dodge превращался в безжалостное к покрышкам и соперникам средство увеличения водительской потенции. При мощности под 400 л.с. и тяге за 660 Нм этого волка в овечьей шкуре лучше и не охарактеризуешь.

Charger (1970)

content image for: 66727

В наших краях маслкары Dodge известны в меньшей степени, нежели продукция Ford или Chevrolet. На деле в начале 1970-х в Штатах не было более крутой тачки, нежели Charger в исполнении R/T (Road and Track). V-образный восьмицилиндровый мотор Hemi только по паспорту выдавал 425 л.с. Многие не без оснований полагали, что реальная мощность машины приближалась к 500 лошадям, а занижена она была исключительно из страховых соображений. Прибавьте к этому потрясающий дизайн с хромированной петлей переднего бампера и узнаваемым обрамлением задней оптики, и вы поймете, почему эта машина давно в пантеоне великой классики.

5

Challenger (1970)

content image for: 66727

Еще одно имя из золотого фонда маслкаростроения. В начале 1970-х (как, впрочем, и сегодня) «Челленджер» не давал продохнуть заряженным «Мустангам» и Camaro. V-образная восьмерка с тремя сдвоенными карбюраторами Six Pack по паспорту выдавала 290 л.с. В реальности мощность доходила до 350 л.с., но главное — более компактный и легкий Challenger по крайней мере не уступал более мощным, но зато и более тяжелым конкурентам. Четверть мили со старта он делал за 14 с небольшим секунд, а дисковые тормоза и специально настроенная подвеска выделяли этот Dodge в ряду поникаров-одноклассников.

6

Caravan (1983)

content image for: 66727

Весьма далекая от всего, что связано со словом спорт, эта модель Dodge тем не менее прочно угодила в историю. Ведь именно с этой модели, равно как и с ее брата-близнеца Plymouth Voyager, начиналась современная история минивэна. Сделать однообъемный микроавтобус легковым автомобилем с соответствующим уровнем комфорта и безопасности Ли Якокка предлагал еще в свою бытность президентом Ford Motor Company. Но тогда его предложения разбились о скептицизм Генри Форда Второго. Когда же Якокка возглавил «Крайслер», идея легкового минивэна была встречена Америкой троекратным ура. Ошеломляющий успех «Каравана» и «Вояджера» стал одной из основных причин ренессанса компании в середине 1980-х.

7

Viper (1992)

content image for: 66727

Американский спорткар в самом агрессивном и животном виде. Дебютировавшая в начале 1990-х «Гадюка» потрясала воображение. Во-первых, конечно, дизайном (серийная модель выглядела практически один в один с одноименным концепт-каром), но не меньше впечатляла и техника. Восьмилитровая V-образная «десятка», позаимствованная у пикапа Ram, не просто выдавала 400 л.с., она выдавала их в отсутствии «трекшн-контроля» и ABS! Viper — один из последних динозавров рынка спорткаров, чумовая мощность которого не контролировалась заумной электроникой. Подход к комфорту тоже типично олдскульный — ни крыши, ни кондиционера, ни даже боковых стекол этому «Доджу» не полагалось.

8

Ram (1993)

content image for: 66727

Первый коммерческий автомобиль Dodge выпустил еще в 1917-м. Но, пожалуй, самым известным траком компании стал Ram, впервые представленный публике в 1980-м. Впрочем, в нашу подборку самых-самых мы взяли второе поколение «Барашка», показанное в 1993-м. Мгновенно ставший культовым дизайн с характерным скульптурным решением передних крыльев и решетки радиатора поставил Ram на ступеньку выше одноклассников. Неудивительно, что со временем название отдельно взятого пикапа превратилось в целый бренд. Сегодня преемников этих пикапов материнский концерн Stellantis выпускает под торговой маркой Ram.

9

Charger (2006)

content image for: 66727

Возвращение компании к горячему имиджу второй половины 1960-х и начала 1970-х, быть может, началось с «Вайпера», но массовый импульс этому движению придал Dodge Charger. Знаменитое в прошлом имя «крайслеровские» маркетологи вернули к жизни в 2006-м. Да, на этот раз «Чарджер» был четырехдверным седаном, а не двухдверным хардтопом, как раньше, зато по части мощности краснеть ему было не за что. 6,1-литровый V8 Hemi выдавал 425 л.с. и по-настоящему паровозный момент в 570 Нм. А значит, на улицу поклонников маслкаров вернулся настоящий праздник.

10

Dodge Challenger SRT Demon (2017)

content image for: 66727

Купе Dodge Challenger и раньше нельзя было назвать скромным, особенно его версию Hellcat с 717-сильным компрессорным V8. Но в этом году компания представила Dodge Challenger SRT Demon 170. Под капотом — основательно модернизированный V8 объёмом 6,2 литра и выдаёт он... 1039 л.с. и 1281 Нм крутящего момента! Demon 170 не просто чудовищно мощный — он ещё и самый быстрый в мире в разгоне до 60 миль в час (97 км/ч), который занимает всего 1,66 секунды!

402 метра с места это купе проходит за 8,91 секунды, развивая ускорение 2g — спасибо специальным шинам Mickey Thompson ET Street размерности 315/50 R17 на задней оси. Впрочем, такие показатели возможны только на гоночном топливе Е85, но и на практически гражданской смеси E10 (10% этанола) мощность впечатляет — 912 л.с.