Из-за многочисленных жалоб в 2001 году сотрудникам «Державной автоинспекции» запретили изымать права до уплаты штрафа – в России такой закон приняли только год спустя.
И вот теперь это право им вернули. Оштрафовать на Украине может только суд по месту жительства, куда гаишники и передают все административные дела. Право наказывать сотрудникам ДАИ так и не вернули – то есть украинским водителям придется сперва дождаться судебного заседания и только потом, заплатив штраф, забрать права. А украинский закон говорит, что все это распространяется и на иностранных граждан, в том числе и российских.
Полковник Каракай объясняет свое решение ослаблением дисциплины: «Водители позволяют себе ездить на красный свет, выезжать на встречную полосу и создавать аварийные ситуации. С другой стороны, при нынешней схеме наказания нарушителей ПДД через судебную систему водители почувствовали безнаказанность. Лишь каждый третий нарушитель является в суд, остальные повестки просто игнорируют».
«Изымать права будут только за грубые нарушения», – заявил главный даишник Украины журналистам. Уточнив, правда, при этом, что список таковых готовится, но пока не принят. Однако в приказе сказано другое – сотрудники ДАИ «мають право не повертати» – то есть при составлении протокола имеют право не возвращать водительское удостоверение до решения суда и оплаты штрафа.
Вместо прав даишники выдают бумажку с надписью «тимчасовий дозвiл» (временное разрешение).
Украинским водителям, конечно, придется нелегко. Но еще тяжелее – иностранцам. Ведь «тимчасовий дозвiл» не позволяет управлять машиной дальше границ Украины. И, возвращаясь из отпуска, россиянину не очень хочется лишиться прав, тем более что отечественные гаишники, увидев «тимчасовий дозвiл», запросто могут наложить штраф, а после выхода соответствующего постановления российского правительства и вовсе отправить машину на штрафстоянку. Соответственно, украинские гаишники наверняка начнут вымогать взятки (причем даже если нарушения реально и не было). И немаленькие. Если раньше при обычном, негрубом нарушении, за которое предусмотрен штраф (на Украине, например, не наказывается езда с превышением скорости до 20 км/ч), можно было обойтись десяткой-другой гривен (60–120 рублей), то теперь, вероятно, будет разговор о таких же цифрах, но в другой валюте – долларах или евро. Естественно, с приближением к границе ставки будут расти.
У российских водителей есть только один рецепт, как противостоять этому закону. Перед поездкой на Украину надо получить международное водительское удостоверение.
Стоит оно около 150 рублей, делается за час в МРЭО по месту жительства при предъявлении обычных прав, медсправки, паспорта. Именно этот документ можно «обменять» на украинский «тимчасовий дозвiл».
Как известно, в России сейчас действуют «либеральные», с точки зрения гаишников, порядки – права изымаются только за нарушения, за которые возможно лишение, а уплата штрафов не контролируется. Тем более что растет аварийность. На Украине, к примеру, за 10 месяцев этого года количество ДТП выросло на 8,7%, погибших – на 7%, раненых – на 10%. В России эти цифры отличаются не сильно – 10,1%, 4,8%, 12,9% соответственно. И разговоры о том, что лучше было бы вернуть старые порядки, ходят не только среди тех гаишников, что работают на дороге, но и в главном управлении ГИБДД. Впрочем, в главке «Газету.Ru» заверили, что возврата к той системе не будет – в ближайшее время будут найдены другие способы контролировать уплату штрафа.