Российскому автопрому «прописали лекарство» от кризиса

Чтобы улучшить экономику автозаводов, необходимо добиться «концентрации производства» и сократить количество используемых автомобильных платформ, считают эксперты

К 2025 году производство легковых автомобилей может вырасти в 1,9 раза до 2,1 млн машин, а рынок — в 1,7 раза до 2,2 млн шт. Как пишет газета «Ведомости», это следует из проекта стратегии автопрома до 2025 года, опубликованного департаментом Минэкономразвития. Помимо этого министерства, документ готовили Минпромторг, НАМИ и McKinsey & Company.

В 2013-2016 гг. рынок сократился вдвое, в итоге автозаводы в среднем загружены на 40%, отмечают составители документа. С учетом прогнозируемой емкости рынка компаниям нужно развивать экспорт, подчеркивают разработчики проекта стратегии. По их прогнозу, к 2025 году поставки легковых машин за рубеж могут вырасти в 3,6 раза более чем до 250 000 шт.

Чтобы улучшить экономику автозаводов, а также простимулировать производство автокомпонентов, необходимо добиться «концентрации производства» и сократить количество используемых автомобильных платформ, считают разработчики. 

В сегменте легковых машин их почти 30 шт., а нужно 6-8 — как в развитых странах, говорится в документе. Причем для безубыточности производства на одной «глобальной» платформе (в массовом сегменте) нужно выпускать 100 000-150 000 машин в год, на «отечественной» платформе — 370 000-500 000 шт. из-за более высоких издержек, по оценке разработчиков.

Можно добиться рентабельности и при гораздо меньших объемах, в том числе за счет оптимизации производства и изменения цен на машины, приводит газета мнение сотрудника одного из автоконцернов. Все зависит от конкретного производства, соглашается сотрудник другого автопроизводителя.

Издание напоминает, что рассмотреть возможность сокращения автомобильных платформ летом 2016 года предлагал гендиректор и основной владелец «Соллерса» Вадим Швецов. Вариантов, как снизить количество платформ, он не предлагал. (В проекте стратегии их тоже нет, а лишь указано, что производителям крупных платформ нужно обеспечить максимально благоприятный режим).

Еще раньше АВТОВАЗ предлагал крупнейшим автопроизводителям, которые работают на территории России, переключиться на платформы локальной разработки, разрабатывая и выпуская модели разных марок из унифицированных компонентов, а возможно — на общем шасси.

Впрочем, со временем пресс-служба автогиганта заявила, что это — личная точка зрения вице-президента по инжинирингу ПАО «АВТОВАЗ» Харальда Грюбеля, которая не является официальной позицией компании.

Алексей Кованов
Надежда Гурина