В Совете экономической взаимопомощи существовало условное разделение труда. Скажем, автобусы на всех строили в Венгрии, а полноприводные автомобили повышенной проходимости — в СССР. Хотя государства соцлагеря старались развивать производство разных машин. А уж Чехословакия, которая и до Второй мировой обладала множеством автомобильных заводов, — и подавно.
Воздушные приключения
Удивительные легковые Tatra c двигателями V8 воздушного охлаждения, независимыми подвесками и обтекаемыми кузовами попадали в СССР еще до Великой Отечественной, но в мизерных количествах. Впрочем, и делали таких автомобилей совсем немного. После войны «Татры» повезли в Союз в качестве трофеев. Одна из них, модели 87 с трехлитровым 75-сильным воздушником V8 с пробегом меньше 100 км, попала в руки Рэму Всеволодовичу Меркулову — сыну министра госбезопасности.
Меркулов-младший полвека ездил на этой машине 1940 года выпуска. А тогда, в середине 1940-х, Tatra 87 попалась на глаза бывшей однокласснице Рэма — дочери всесильного генералиссимуса — Светлане Аллилуевой. Необычный автомобиль ей очень понравился. И вскоре в Москву на самолете привезли черный седан Tatra 87 в подарок вождю всех народов. По одной из версий, случилось это именно потому, что Светлана намекнула о желании получить «Татру» кому-то из приближенных отца. Мало того, Рэм Всеволодович рассказывал, будто Сталин был этим недоволен. По другой версии, чешские товарищи сами проявили инициативу.
Так или иначе, Светлана некоторое время пользовалась чешской машиной. И не она одна. По разным оценкам в СССР привезли от тридцати до полутора сотен 87-х для высокопоставленных чиновников и военных. В частности, таким автомобилем владел генерал (позднее — маршал) Еременко. Доказательством, что заднемоторных Tatra 87 в СССР было немало, служат... наши дни. Чешские седаны попадаются до сих пор — еле живые, а иногда уже и отреставрированные.
Модель Tatra 87 выпускали до 1950 года. До 1952-го собирали более простую и компактную модель T600 Tatraplan с 4-цилиндровым мотором. Такие автомобили, по некоторым данным, в СССР тоже завозили. Они, пусть и редко, встречались в Москве до конца 1970-х.
Зато практически всё известно о трех автомобилях, привезенных из Чехословакии в 1949-м в подарок на 70-летие Сталина. Не уверен, что юбиляр даже видел эти машины и уж точно никогда на них не ездил. Среди презентов был элегантный светлый кабриолет, построенный на базе Tatra T600 в единственном экземпляре. Кроме того, вождю адресовали компактный, но особо отделанный Aero Minor — переднеприводный, с 2-цилиндровым двигателем (концепция довоенных немецких DKW) и кабриолет Skoda 1101 Tudor. О «Шкодах» поговорим ниже, а пока вернемся к «Татрам» с воздушными двигателями.
Модель Tatra 603, которую выпускали серийно с 1955 по 1975, в странах социалистического лагеря считали представительской. И не без оснований: просторный седан оснащали V-образной «восьмеркой» объемом 2,5 л (позднее — 2,4 л) мощностью 95-105 л.с. В небольших количествах такие машины поставляли и в СССР. Разумеется, не для частников, а в качестве служебных для начальников среднего ранга. Скажем, ездили на чехословацких седанах некоторые директора институтов Академии наук. Чехословацкие Tatra 603 неоднократно засветились в кинохронике, фиксировавшей московские улицы, и даже в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Там машина мирно стоит у тротуара столичной улицы в ряду «Волг» и вызывает законное любопытство таксиста, направляющегося за папиросами.
Во второй половине 1970-х в СССР стали приходить и новые Tatra 613. Просторный элегантный седан (дизайн разрабатывали итальянцы) оснащали двигателем V8 рабочим объемом 3,5 л с двумя карбюраторами мощностью 165 л.с. Автомобили развивали 190 км/ч, и по этому показателю в СССР с «Татрами» могли сравниться только правительственные членовозы и специальные мелкосерийные версии «Волг» с моторами V8 и роторные «Жигули». Правда, при этом «Татры» слыли довольно капризными, особенно в настройках мотора.
Машины поступали, прежде всего, в силовые структуры и тоже засветились в нескольких картинах, иногда даже с красными мигалками на крыше. В перестроечные времена «Татры» быстро стали уходить из государственных органов в руки частникам.
Бабушки «Октавий» и дедушки «Йети»
Автомобили Skoda тоже приходили в Союз после войны в качестве трофеев. Помню несколько машин, которые частники эксплуатировали в Москве еще в 1970-х. Легковые (о грузовиках разговор был особый) автомобили этой марки в СССР привозили в мизерных количествах.
В заводском архиве сохранились данные: с 1947 по 1955 в СССР отправили 11 автомобилей, в 1956-1959 — 18 машин моделей Skoda 440 и 445, в 1964-1978 — 17 автомобилей. В свободной продаже чешских машин, понятно, не было. Вероятно, это были экземпляры для изучения на наших автозаводах и в НАМИ, а также — подарочные. Скажем, упоминают седан Skoda 1000 MB, который Брежнев вручил на свадьбу своей дочери Галине. В Млада Болеславе утверждают, что Леониду Ильичу в начале 1970-х отправляли и купе Skoda 110R. Седан Skoda 100L в начале 1970-х подарили семикратному чемпиону мира по популярным тогда мотогонкам по льду Габдрахману Кадырову, который выступал, разумеется, на чешских мотоциклах Jawa.
А вот поставки с завода Skoda в городе Врхлаби были куда многочисленней, чем с предприятий в Млада Болеславе и Квасинах. В СССР остро не хватало фургонов малой грузоподъемности и санитарок. Роль последних до появления «Рафиков» и «Волг» ГАЗ-22 выполняли немногочисленные ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ, а также кареты скорой помощи на шасси ГАЗ-51. Компактные фургоны и вовсе делал лишь МЗМА.
В 1957-м в СССР стали поставлять фургоны и санитарки (реже встречались универсалы) Skoda 1201 на базе седана 1200. Достаточно вместительные (побольше «Москвича», но чуть меньше «Волги») машины оснащали моторами рабочим объемом 1,2 л мощностью 47 л.с. Позднее импортировали модернизированную версию Skoda 1202 с передком в стиле модели Octavia. Ежегодные поставки грузопассажирских автомобилей доходили до 3000 штук, а всего с 1957-го по 1968-й в СССР поступило 15 806 экземпляров моделей 1201 и 1202.
Списанные из автобаз машины уходили, как правило, не на свалку, а в частные руки водителей и слесарей. У бережливых изобретательных владельцев автомобили жили десятилетиями. Всплывают фургоны и универсалы Skoda даже сегодня. Правда, как правило, в плачевном состоянии, реже — отреставрированные. Ну а уж некогда престижные седаны Tatra нынче и вовсе мечта многих коллекционеров. Еще бы! Ведь эти машины — артефакты истории двух уже несуществующих стран, ЧССР и СССР.