Интересные факты о самых быстрых в мире шинах

«Сочи Автодром» снова принял Формулу-1. На Гран-При России мы заглянули в штаб Pirelli — монопольного поставщика покрышек для «Королевских гонок» — и разведали кое-какие секреты
content image for: 64741

За сезон Формула-1 потребляет порядка 50 000 шин.

Дорожные шины служат несколько лет, а в «Королевских гонках» покрышки — расходный материал. Ресурс не превышает 100-300 км в зависимости от состава смеси, типа трассы, нагрузок и аккуратности пилота.

Посадочный диаметр формульной шины — всего 13 дюймов, как у «Жигулей».

content image for: 64741

На каждый Гран-При Pirelli привозит около 1700 покрышек. Причем это не только гоночная резина, но и обувка для машин безопасности и прочей вспомогательной техники.

Чтобы перемещать шинное добро по Европе, Pirelli использует до 14 грузовиков. А когда Формула-1 отправляется за океан, итальянцы арендуют самолет или паром-контейнеровоз. В этом случае путешествие растягивается на пару месяцев, и даже в дороге покрышки хранятся при определенной температуре, иначе состав деградирует раньше времени.

content image for: 64741

Тип формульной шины (дождевая, промежуточный вариант, супермягкий или ультрамягкий слик и т.д.) обозначает цветная маркировка на боковине. Оттенки выбраны «кричащие» — желтый, красный, фиолетовый, зеленый, синий, оранжевый... Но это прихоть не инженеров и даже не дизайнеров, а... телевизионщиков! Так зрителям проще рассмотреть, какие покрышки использует каждый пилот, ведь и в рамках гоночной команды шинные стратегии могут меняться.

Шина для Формулы-1, будь то слик или дождевая покрышка, радиальной конструкцией в общих чертах повторяет гражданскую резину. Но состав смеси, прочность каркаса, сцепные свойства обувки для «Королевских гонок» совершенно другие. Для сравнения, дорожный суперкар вроде Ferrari или Lamborghini в поворотах развивает боковое ускорение порядка 1,5g, а «формула» на трассе — 5-6g, то есть нагрузка на гоночную шину в три-четыре раза выше.

Покрышки для сезона-2017 пришлось проектировать, в основном, на экране компьютера, с ограниченным числом «живых» тестов на треке. Дело в том, что в Формуле-1 серьезно изменился технический регламент. Машины стали крупнее и быстрее, выросла колея и прижимная сила в поворотах. На 25% увеличили и допустимую ширину шин. Поэтому пока команды строили новые шасси, Pirelli пришлось по-максимуму использовать виртуальное моделирование и гонять по трассам прошлогодние машины, переделанные под свежие стандарты.

Покрышки подросли, поэтому масса колеса в сборе увеличилась примерно на 1 кг — до 9,5-10 кг. Теперь механикам еще сложнее менять резину на пит-стопе за 2 секунды.

Доработка состава гоночных шин не прекращается по ходу сезона. К каждой из 10 команд Формулы-1 приставлен инженер Pirelli, собирающий данные о покрышках, пожелания пилотов и прочих специалистов. На основе этого производитель апгрейдит резину и дает рекомендации по ее эффективному использованию. Можно подумать, что к коллективам-аутсайдерам прикрепляют провинившихся пиреллевцев, однако нас заверили, что кадры ротируются: сегодня ты в успешном Red Bull, завтра — в выживающем «МакЛарене».

Формульная шина де-факто получается бесценной. Основные вложения в гоночную резину у Pirelli приходятся на инженерию и высокие технологии. А подсчитать «интеллектуальную» себестоимость итальянцы не берутся и бюджет проекта не раскрывают.

content image for: 64741

Чтобы разогреть шины перед стартом до оптимальной температуры (холодная гоночная резина цепляется за асфальт очень неохотно, как и перегретая), команды используют специальные термочехлы — «электрогрелки», заворачивая в них колеса.

Дождевая шина Pirelli для Формулы-1 способна отводить из пятна контакта 65 л воды в секунду.

Изношенные комплекты шин отправляются не на свалку, а в переработку. Причем строго на определенное предприятие Pirelli неподалеку от британского Оксфорда. Это чтобы конкуренты не узнали шинные секреты, да и экологии была польза.

content image for: 64741

За всю историю Формулы-1 покрышки Pirelli одержали 165 побед. Это третье место после Bridgestone (175) и Goodyear (368).

До 60 человек от Pirelli выезжают на каждый Гран-При.

Формульные шины Pirelli выпускают в Турции. У каждой есть индивидуальный номер, как VIN-код у автомобиля. По нему отслеживается абсолютно вся история и логистика покрышки вплоть до ее кончины в недрах перерабатывающего завода. Этими же номерами пользуются функционеры FIA, в случайном порядке распределяя комплекты по командам.

Юрий Урюков