Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover

Денис Смольянов, главный редактор Авто Mail.Ru
4 октября
Land Rover Freelander
Автомобиль - супер, проедет везде :) Броды пока не пробовал только. Иногда только расстраивает долгий отклик режима kick-down.
3.7
7 февраля
Land Rover Defender
Господа владельцы дефендер не тешьте себя мыслью о живой легенде, ибо все это пиар компания и фикция, потому что живая легенда это уаз 469 на армейских мостах только в три раза дешевле! Вот и думайте...
2.7
Другие отзывы о Land Rover Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
6 апреля 2017 09:01, Статьи
Странное сочетание? Между тем именно фотография товарища Сталина произвела одно из самых ярких впечатлений во время экспедиции на полуостров Ямал

Проект «Открывая Россию» стал визитной карточкой Land Rover: англичане решили на своих внедорожниках покорить самые интересные места в стране. И даже те, где с дорогами большие проблемы. Последняя (или, как на севере часто говорят, «крайняя») экспедиция прошла на Ямале. Между прочим, в одном из самых «ценных» регионов в России. Ведь тут сосредоточено до 20% всех российских запасов газа. И «Газпром» тут — не просто компания. Даже кофе тут делают не с сердечками, а с «Газпромом»!

Машины не глушат, по льду ездить умеют

До поездки на Ямал у меня было ощущение, что здесь должны «жить» только внедорожники. Но нет — несмотря на сложности с дорогами, в городах огромное число «обычных» легковых машин. Правда, есть и особенности — часто зимой их вообще не глушат! И удивляться этому не надо — минус 40-50 тут не редкость. А, например, во время метели из города могут никого не выпускать: если что-то случится в дороге, то снег за пять минут машину может запорошить так, что ее найдут только летом. Поэтому, например, при выезде на некоторые зимники стоят шлагбаумы — вы сначала должны отметиться (так гораздо больше шансов, что в случае чего вас спасут).

Дороги на Ямале предъявляют к водителям повышенные требования. Все местные умеют отлично ездить по льду и в снежные бураны, которые тут не редкость. И, кстати, за все время пребывания здесь мы ни разу не видели лихачей, которые бы превышали скорость, подрезали или вели себя по-хамски. Здесь вам не Москва, здесь климат иной. И люди понимают, что превышение скорости может легко закончиться трагедией.

Это только кажется, что в этих краях ездят только на «суровой» технике. В городах полно и обычных европейских микролитражек

Под домами не ходить!

Дома на Ямале построены по классической для вечной мерзлоты технологии: вместо фундамента тут этакие «ножки», а все коммуникации проложены над землей. Поэтому здесь нередко можно прочитать объявления: «Проход под корпусами запрещен!» А, например, в городе Ямбург, где газовики живут вахтовым методом (месяц работы — месяц отдых), дома еще и соединяются друг с другом. И если не надо выезжать на месторождение, то можно несколько дней вообще не покидать теплые комплексы. Ведь внутри есть все, что нужно, начиная от магазинов и заканчивая кинотеатром.

Цены в местной столовой, кстати, гуманные: винегрет — 18 руб., салат «Цезарь» — 40 рублей, борщ — 15 руб., камбала жареная — 42 руб., тефтели из говядины — 34 руб., макароны — 12 руб. за порцию. В магазинчиках овощи, правда, недешевые: перец — 370 руб. за 1 кг., огурцы — 326 руб., лимоны — 225 руб.

Запомните: под домами ходить нельзя

Несите службу бдительно, я слежу за вами

Часто можно услышать, что Полярный круг — это район, где летом солнце светит постоянно, а зимой вообще не появляется. Но белые ночи есть и в Санкт-Петербурге. Так вот запомните: Полярным кругом называют условную линию, за которой хотя бы раз в год солнце видно над горизонтом в течение 24 часов. При этом зимой его не видно хотя бы один раз на протяжении суток. Кстати, эта самая линия постоянно меняется. Примерно на 100 м в год.

Именно в этих местах и была одна из самых страшных и нелогичных строек сталинского времени. Так называемые 501, 502 и 503 проекты, где силами заключенных возводили очень странную железную дорогу.

Приказ о начале ее строительства был отдан лично Сталиным в 1947 году. Причем дорогу начали делать фактически без предварительного проекта! Изначально хотели провести «железку» до нового морского порта на мысе Каменный на берегу Обской губы. Но в процессе строительства выяснилось, что... море в том месте недостаточно глубокое. Это никого не смутило — прямо по ходу дела приняли решение строить дорогу в Игарку, которая сильно восточнее. И вновь без каких-либо предварительных разведок и точных расчетов. Мало того, в дальнейшем хотели продлить эту дорогу до Чукотки! Для чего? Зачем? Ведь в конце 40-х годов многие природные месторождения на севере были еще не открыты! Но вождь захотел дорогу. И ее начали делать, несмотря на стоимость и жертвы.

Заправка в этих краях – одно из самых важных мест. Про «паленое» топливо тут даже никто и не думает. Ведь при таких погодных условиях плохой бензин часто означает гибель. 95-й стоит около 40 рублей, солярка – 46.

По словам самих строителей, работы шли в тяжелейших условиях (это мягко говоря). Оно и немудрено: зимой — мороз, а летом... Не забывайте, что в тех местах кругом болота, которые сочетаются с вечной мерзлотой, огромным количеством комаров и мошкары (заключенных порой наказывали выводом в голом виде на природу — к утру человек был часто уже мертв). И это все на фоне голода. Места были настолько суровыми, что порой зэков никто не охранял! Была лишь «самоохрана» — особо ретивые заключенные сторожили своих же товарищей (по рассказам именно такие и были самыми суровыми).

Сколько точно погибло людей, мы никогда не узнаем. Кто-то говорит, что порядка 300 тысяч. Выжившие позже писали, что порой мертвых хоронили прямо рядом со стройкой, просто закапывая в землю (или погружая в болото).

Строительство дороги было прекращено сразу же после смерти Сталина, в 1953 году. Причем это сделал не Хрущев, а... Берия. Огромное количество жертв, фантастические финансовые затраты (и это на фоне послевоенной разрухи) — все пропало. Позже, уже после открытия газовых месторождений, несколько раз пытались вернуться к идее создания великой северной железной дороги, но от нее всегда отказывались. Даже учитывая современные методы строительства. На что же рассчитывали в 40-х годах, совершенно не понятно.

До сих пор на месте «Мертвой стройки» можно увидеть бараки, где жили заключенные. Некоторые из них находятся в непосредственной близости от зимника, который идет от Надыма до Салехарда. Активисты пытаются сохранить бараки как памятник той эпохе, приносят сюда сигареты, поминают погибших...

Но тут же на заборе мы увидели... Сталина, который был заботливо упакован в пленку. А на самом портрете написано: «Несите службу бдительно, я слежу за вами». При этом надо понимать — случайных людей в этих местах нет. И тот, кто принес сюда фотографию вождя, прекрасно знал, как здесь работали люди и сколько из них погибло. Но ему все равно хочется вернуться в «те славные времена».

Мы путешествовали по Ямалу на новых Land Rover Discovery Sport. Местные жители, которые не привыкли к английским внедорожникам, поначалу с осторожностью смотрели на эти машины. Однако «Диско» смог доказать: несмотря на приставку «Спорт», это по-прежнему внедорожник. На котором можно отправляться в смелые экспедиции.
Многие местные жители — ненцы — до сих пор ведут кочевой образ жизни и не собираются переселяться в теплые квартиры. Они продолжают жить в своих чумах (на сборку одного уходит всего один час) и совершенно не боятся мороза. Ушел далеко от дома и пришла ночь? Ну так просто ложись в снег и спи! Кстати, в паспортах у ненцев в разделе «Прописка» так и указано — Ямальская тундра.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
74
Иван Румянцев
Все прикольно, но когда едешь на лэнд Ровере в такую экспедицию дилер обязан ехать за тобой с машиной подменкой на эвакуаторе ;) тут как раз все как надо
СсылкаПожаловаться
Юрий Таракановский
Три дня назад вернулся из Нового Уренгоя. Там ещё зима. Снег не собирается таять. Мороз -20. Метель. Дороги хорошие, но покрываются льдом. А вот на счёт превышения скорости я с автором статьи поспорил бы. Гайцов нет, камер нет. Местные летают как сумасшедшие. Как следствие огромное количество крестов на обочинах. До 6 фоток доходит на обелисках. Так что нарушают там побольше чем в Москве.
СсылкаПожаловаться
Пронин Николай Геннадиевич
Вот и у нас нынче пенсионеры, которые построили эту страну, роются в мусорных контейнерах возле "Пятёрочек" в поисках выброшенной "просрочки", больным детям на дорогостоящее лечение при помощи TV деньги собираем, зато тратим триллионы на стадионы, олимпиады и мундиали. Сколько денег отвалили "ДНР", "ЛНР", Сирии. Алжиру и Венесуэле миллионы $ простили, за весь "совок" парижскому и лондонскому клубам долги отдали. Газ Геническу и белорусам "за так" гоним. А со своих нищих дерём семь шкур за "коммуналку". Зато даём негативную оценку действиям т. Сталина. На себя надо сначала взглянуть. А насчёт автомобилей один из комментаторов прав: о том, как они себя показали в экстремальных климатических и дорожных условиях - ничего конкретного.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru