Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover

Денис Смольянов, Главный редактор Авто Mail.ru
Странное сочетание? Между тем именно фотография товарища Сталина произвела одно из самых ярких впечатлений во время экспедиции на полуостров Ямал
content image for: 64423

Проект «Открывая Россию» стал визитной карточкой Land Rover: англичане решили на своих внедорожниках покорить самые интересные места в стране. И даже те, где с дорогами большие проблемы. Последняя (или, как на севере часто говорят, «крайняя») экспедиция прошла на Ямале. Между прочим, в одном из самых «ценных» регионов в России. Ведь тут сосредоточено до 20% всех российских запасов газа. И «Газпром» тут — не просто компания. Даже кофе тут делают не с сердечками, а с «Газпромом»!

Машины не глушат, по льду ездить умеют

До поездки на Ямал у меня было ощущение, что здесь должны «жить» только внедорожники. Но нет — несмотря на сложности с дорогами, в городах огромное число «обычных» легковых машин. Правда, есть и особенности — часто зимой их вообще не глушат! И удивляться этому не надо — минус 40-50 тут не редкость. А, например, во время метели из города могут никого не выпускать: если что-то случится в дороге, то снег за пять минут машину может запорошить так, что ее найдут только летом. Поэтому, например, при выезде на некоторые зимники стоят шлагбаумы — вы сначала должны отметиться (так гораздо больше шансов, что в случае чего вас спасут).

Дороги на Ямале предъявляют к водителям повышенные требования. Все местные умеют отлично ездить по льду и в снежные бураны, которые тут не редкость. И, кстати, за все время пребывания здесь мы ни разу не видели лихачей, которые бы превышали скорость, подрезали или вели себя по-хамски. Здесь вам не Москва, здесь климат иной. И люди понимают, что превышение скорости может легко закончиться трагедией.

slide image for gallery: 23401 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23401 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23401 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23401 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23401 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
12

Под домами не ходить!

Дома на Ямале построены по классической для вечной мерзлоты технологии: вместо фундамента тут этакие «ножки», а все коммуникации проложены над землей. Поэтому здесь нередко можно прочитать объявления: «Проход под корпусами запрещен!» А, например, в городе Ямбург, где газовики живут вахтовым методом (месяц работы — месяц отдых), дома еще и соединяются друг с другом. И если не надо выезжать на месторождение, то можно несколько дней вообще не покидать теплые комплексы. Ведь внутри есть все, что нужно, начиная от магазинов и заканчивая кинотеатром.

Цены в местной столовой, кстати, гуманные: винегрет — 18 руб., салат «Цезарь» — 40 рублей, борщ — 15 руб., камбала жареная — 42 руб., тефтели из говядины — 34 руб., макароны — 12 руб. за порцию. В магазинчиках овощи, правда, недешевые: перец — 370 руб. за 1 кг., огурцы — 326 руб., лимоны — 225 руб.

content image for: 64423

Несите службу бдительно, я слежу за вами

Часто можно услышать, что Полярный круг — это район, где летом солнце светит постоянно, а зимой вообще не появляется. Но белые ночи есть и в Санкт-Петербурге. Так вот запомните: Полярным кругом называют условную линию, за которой хотя бы раз в год солнце видно над горизонтом в течение 24 часов. При этом зимой его не видно хотя бы один раз на протяжении суток. Кстати, эта самая линия постоянно меняется. Примерно на 100 м в год.

content image for: 64423

Именно в этих местах и была одна из самых страшных и нелогичных строек сталинского времени. Так называемые 501, 502 и 503 проекты, где силами заключенных возводили очень странную железную дорогу.

Приказ о начале ее строительства был отдан лично Сталиным в 1947 году. Причем дорогу начали делать фактически без предварительного проекта! Изначально хотели провести «железку» до нового морского порта на мысе Каменный на берегу Обской губы. Но в процессе строительства выяснилось, что... море в том месте недостаточно глубокое. Это никого не смутило — прямо по ходу дела приняли решение строить дорогу в Игарку, которая сильно восточнее. И вновь без каких-либо предварительных разведок и точных расчетов. Мало того, в дальнейшем хотели продлить эту дорогу до Чукотки! Для чего? Зачем? Ведь в конце 40-х годов многие природные месторождения на севере были еще не открыты! Но вождь захотел дорогу. И ее начали делать, несмотря на стоимость и жертвы.

content image for: 64423

По словам самих строителей, работы шли в тяжелейших условиях (это мягко говоря). Оно и немудрено: зимой — мороз, а летом... Не забывайте, что в тех местах кругом болота, которые сочетаются с вечной мерзлотой, огромным количеством комаров и мошкары (заключенных порой наказывали выводом в голом виде на природу — к утру человек был часто уже мертв). И это все на фоне голода. Места были настолько суровыми, что порой зэков никто не охранял! Была лишь «самоохрана» — особо ретивые заключенные сторожили своих же товарищей (по рассказам именно такие и были самыми суровыми).

Сколько точно погибло людей, мы никогда не узнаем. Кто-то говорит, что порядка 300 тысяч. Выжившие позже писали, что порой мертвых хоронили прямо рядом со стройкой, просто закапывая в землю (или погружая в болото).

slide image for gallery: 23400 | Сталинская железная дорога
slide image for gallery: 23400 | Сталинская железная дорога
slide image for gallery: 23400 | Сталинская железная дорога
slide image for gallery: 23400 | Сталинская железная дорога
slide image for gallery: 23400 | Сталинская железная дорога
8

Строительство дороги было прекращено сразу же после смерти Сталина, в 1953 году. Причем это сделал не Хрущев, а... Берия. Огромное количество жертв, фантастические финансовые затраты (и это на фоне послевоенной разрухи) — все пропало. Позже, уже после открытия газовых месторождений, несколько раз пытались вернуться к идее создания великой северной железной дороги, но от нее всегда отказывались. Даже учитывая современные методы строительства. На что же рассчитывали в 40-х годах, совершенно не понятно.

До сих пор на месте «Мертвой стройки» можно увидеть бараки, где жили заключенные. Некоторые из них находятся в непосредственной близости от зимника, который идет от Надыма до Салехарда. Активисты пытаются сохранить бараки как памятник той эпохе, приносят сюда сигареты, поминают погибших...

Но тут же на заборе мы увидели... Сталина, который был заботливо упакован в пленку. А на самом портрете написано: «Несите службу бдительно, я слежу за вами». При этом надо понимать — случайных людей в этих местах нет. И тот, кто принес сюда фотографию вождя, прекрасно знал, как здесь работали люди и сколько из них погибло. Но ему все равно хочется вернуться в «те славные времена».

slide image for gallery: 23402 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23402 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23402 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23402 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23402 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
15
slide image for gallery: 23403 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23403 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23403 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23403 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
slide image for gallery: 23403 | Газ, «Мертвая дорога», Сталин и Land Rover
17