Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Ставка — жизнь, или Опасные автомобильные трюки советского кино

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
23 мая
Mitsubishi Outlander 3.0 223hp 4WD AT
Да,машина стоит свих денег. Тем более,там где живу я,на Митсу (единственную марку) гарантия 10 лет.
4.3
22 мая
Subaru Forester 2.5 CVT
180000. Что ломалось - перегорали лампочки освещения номерного знака... раз лампочка габарита.
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
14 марта 2017 09:01, Статьи
Тогда еще не придумали компьютерную графику. Зато находились отважные люди, готовые идти на смертельный риск ради спецэффектов

«Директор»

5 ноября 1965 года в Узбекистане снимали, как сейчас принято говорить, экшн-сцену фильма «Директор» о пионерах советской автомобильной промышленности. По сценарию матрос Зворыкин, став после Гражданской войны начальником завода, лично отправился в автопробег по пустыне Каракумы в стремлении доказать превосходство отечественных машин над зарубежными.

Уникальные кадры рокового прыжка из материалов расследования

Исполнитель главной роли — знаменитый актер Е. Урбанский — так проникся персонажем, что решил остаться в автомобиле при исполнении сложного трюка — прыжка с бархана. За руль сел каскадер-автоспортсмен. Первый дубль не устроил руководство, а во втором машина в полете клюнула носом, уткнулась в песок и перевернулась через капот, накрыв людей. Профессиональный водитель успел сгруппироваться и спрятаться под руль (по другой версии — выпрыгнуть), а Урбанский сломал шею и скончался по пути в больницу...

Госкино тут же запретило съемки, группу распустили, главный режиссер А. Салтыков, который в тот момент отсутствовал на площадке, впал в немилость. И все же не опустил руки — в 1969 году вторая версия «Директора» вышла на экраны. Но уже с другим актером в главной роли.

«Берегись автомобиля»

В популярном фильме 1966 года режиссер Э. Рязанов, по сути, впервые в советском кино успешно снял опаснейший автомобильный трюк. «Волга» Юрия Деточкина, уходя от инспектора ГАИ, на пару с мотоциклом проехала под грузовыми полуприцепами, пересекавшими шоссе. Никаких комбинированных съемок — люди работали вживую, без права на ошибку.

Остроумный каскадер А. Микулин, выполнивший тогда элементы «погони», предложил Рязанову прокатиться под трубовозом и попробовать «на своей шкуре» другие трюки. Тот посчитал трусостью отказаться от сделанного публично предложения и потом долго вспоминал щекотливый момент.

«Когда, в частности, мы проскакивали под трубовозом, я, отлично зная, что зазор между трубами и крышей “Волги” достаточно велик, все равно инстинктивно пригнул голову. Микулин радостно засмеялся. Так что все автомобильные фокусы я испробовал на себе, каждый раз испытывая острое, возбуждающее чувство риска», — рассказывал легендарный режиссер.

А киношный ГАЗ-21 тоже работал без дублера и позже стал легендой «Мосфильма». Автомобиль участвовал в съемках «Бриллиантовой руки», засветился в картинах «Три тополя на Плющихе» и «Яды, или Всемирная история отравлений».

«Невероятные приключения итальянцев в России»

Советский блокбастер 1973 года показал масштабное автомобильное крушилово. Впервые в нашем фильме на убой отправили столько техники, причем опять же вживую, а не на экране компьютера. Для съемок закупили десяток «Жигулей» ВАЗ-2103 и «Москвичей-412», плюс пару «Фиатов». Управляли ими как советские гонщики, так и итальянские каскадеры.

А в сцене посадки авиалайнера на автомобильное шоссе за рулем машин «массовки» сидели... летчики. Пойди что не по плану, им было проще сориентироваться в родной обстановке — под магистраль загримировали взлетную полосу Ульяновского аэродрома, да и самолет был настоящим — его сажали в гущу автомобилей шесть раз!

Рисковали жизнью и актеры. Тот же А. Миронов сам выполнил трюк с пожарной машиной — в движении на 60 км/ч перелез по выдвижной лестнице на крышу «Жигулей». Но всё, к счастью, закончилось успешно, и фильм заслуженно стал культовым.

«Место встречи изменить нельзя»

Казалось бы, к концу 70-х киношники накопили немалый опыт в автомобильных трюках. Вот только снимали их всё равно по-старинке. А в реальной жизни, как ни крути, элемент случайности всегда есть. Поэтому во время съемок погони милицейского «Фердинанда» за бандитским грузовиком в сериале «Место встречи изменить нельзя» 1979 года каскадеры чуть не погибли...

— Я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере», — рассказывал каскадер В. Жариков. — Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться, пытался открыть двери, но они не поддавались, думал, захлебнусь...

Негативные факторы сложились воедино — «Студебекер» был едва живой, на съемках его разгонял автомобиль-толкач, а дальше малоуправляемый грузовик катил по инерции. На набережной соорудили трамплин, в кузов загрузили тяжелую плиту, чтобы машина летела ровнее. Но... «Студебекер» клюнул носом и ударился в вязкий ил дна Яузы — кабина вошла в него целиком! Люди (внутри сидели двое) спаслись чудом.

Так может быть поэтому мы и любим старые фильмы? За живые, а не компьютерные эмоции, истинные переживания, боль и триумф актеров, которым помогали автоспортсмены и каскадеры.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
22
Akmeis Akmeis
жигули снова жигули и опять жигули и счас и потом жигули кругом жигули
СсылкаПожаловаться
Василий Забоев
В "Берегись автомобиля" проезд Волги и мотоцикла под трубовозами выполнялись на малой скорости. Очень давно видел сюжет об этих съёмках.
СсылкаПожаловаться
Андрей Решев
спасибо за статью!:)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru