Auto article image: 63794

Ставка — жизнь, или Опасные автомобильные трюки советского кино

Юрий Урюков

Тогда еще не придумали компьютерную графику. Зато находились отважные люди, готовые идти на смертельный риск ради спецэффектов

«Директор»

5 ноября 1965 года в Узбекистане снимали, как сейчас принято говорить, экшн-сцену фильма «Директор» о пионерах советской автомобильной промышленности. По сценарию матрос Зворыкин, став после Гражданской войны начальником завода, лично отправился в автопробег по пустыне Каракумы в стремлении доказать превосходство отечественных машин над зарубежными.

Исполнитель главной роли — знаменитый актер Е. Урбанский — так проникся персонажем, что решил остаться в автомобиле при исполнении сложного трюка — прыжка с бархана. За руль сел каскадер-автоспортсмен. Первый дубль не устроил руководство, а во втором машина в полете клюнула носом, уткнулась в песок и перевернулась через капот, накрыв людей. Профессиональный водитель успел сгруппироваться и спрятаться под руль (по другой версии — выпрыгнуть), а Урбанский сломал шею и скончался по пути в больницу...

Госкино тут же запретило съемки, группу распустили, главный режиссер А. Салтыков, который в тот момент отсутствовал на площадке, впал в немилость. И все же не опустил руки — в 1969 году вторая версия «Директора» вышла на экраны. Но уже с другим актером в главной роли.

«Берегись автомобиля»

В популярном фильме 1966 года режиссер Э. Рязанов, по сути, впервые в советском кино успешно снял опаснейший автомобильный трюк. «Волга» Юрия Деточкина, уходя от инспектора ГАИ, на пару с мотоциклом проехала под грузовыми полуприцепами, пересекавшими шоссе. Никаких комбинированных съемок — люди работали вживую, без права на ошибку.

Остроумный каскадер А. Микулин, выполнивший тогда элементы «погони», предложил Рязанову прокатиться под трубовозом и попробовать «на своей шкуре» другие трюки. Тот посчитал трусостью отказаться от сделанного публично предложения и потом долго вспоминал щекотливый момент.

«Когда, в частности, мы проскакивали под трубовозом, я, отлично зная, что зазор между трубами и крышей “Волги” достаточно велик, все равно инстинктивно пригнул голову. Микулин радостно засмеялся. Так что все автомобильные фокусы я испробовал на себе, каждый раз испытывая острое, возбуждающее чувство риска», — рассказывал легендарный режиссер.

А киношный ГАЗ-21 тоже работал без дублера и позже стал легендой «Мосфильма». Автомобиль участвовал в съемках «Бриллиантовой руки», засветился в картинах «Три тополя на Плющихе» и «Яды, или Всемирная история отравлений».

«Невероятные приключения итальянцев в России»

Советский блокбастер 1973 года показал масштабное автомобильное крушилово. Впервые в нашем фильме на убой отправили столько техники, причем опять же вживую, а не на экране компьютера. Для съемок закупили десяток «Жигулей» ВАЗ-2103 и «Москвичей-412», плюс пару «Фиатов». Управляли ими как советские гонщики, так и итальянские каскадеры.

А в сцене посадки авиалайнера на автомобильное шоссе за рулем машин «массовки» сидели... летчики. Пойди что не по плану, им было проще сориентироваться в родной обстановке — под магистраль загримировали взлетную полосу Ульяновского аэродрома, да и самолет был настоящим — его сажали в гущу автомобилей шесть раз!

Рисковали жизнью и актеры. Тот же А. Миронов сам выполнил трюк с пожарной машиной — в движении на 60 км/ч перелез по выдвижной лестнице на крышу «Жигулей». Но всё, к счастью, закончилось успешно, и фильм заслуженно стал культовым.

«Место встречи изменить нельзя»

Казалось бы, к концу 70-х киношники накопили немалый опыт в автомобильных трюках. Вот только снимали их всё равно по-старинке. А в реальной жизни, как ни крути, элемент случайности всегда есть. Поэтому во время съемок погони милицейского «Фердинанда» за бандитским грузовиком в сериале «Место встречи изменить нельзя» 1979 года каскадеры чуть не погибли...

— Я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере», — рассказывал каскадер В. Жариков. — Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться, пытался открыть двери, но они не поддавались, думал, захлебнусь...

Негативные факторы сложились воедино — «Студебекер» был едва живой, на съемках его разгонял автомобиль-толкач, а дальше малоуправляемый грузовик катил по инерции. На набережной соорудили трамплин, в кузов загрузили тяжелую плиту, чтобы машина летела ровнее. Но... «Студебекер» клюнул носом и ударился в вязкий ил дна Яузы — кабина вошла в него целиком! Люди (внутри сидели двое) спаслись чудом.

Так может быть поэтому мы и любим старые фильмы? За живые, а не компьютерные эмоции, истинные переживания, боль и триумф актеров, которым помогали автоспортсмены и каскадеры.

Юрий Урюков