Auto article image: 63302

Пуховик вместо телогрейки: каково зимой на новом УАЗе?

Юрий Урюков

Много электроники, «барские» опции... А как же скрепы? Неужели кроссоверный вирус поразил даже ульяновский «Патриот», и он больше не вездеход?

Шок. Срыв покровов. Читать до конца. УАЗ признал, что одними лишь фанатами болотных топей да лесных просек сыт не будешь. Можно спорить до посинения, но статистика неумолима. Оказывается, восемь из десяти владельцев используют «Патриот» в качестве универсальной машины на каждый день. Вылазки «помесить грязь» для них эпизодичны. А раз так, очередной пакет обновлений ульяновского внедорожника выглядит логичным.

content image for: 63302

Но — спокойствие. УАЗ все еще верен принципам автомобильного хардкора: рама, неразрезные мосты (причем задний — на рессорах), жестко подключаемый передок, понижайка в раздатке... Просто модернизация переодела внедорожник из грубой телогрейки в элегантный пуховик. Функции вроде бы те же, только реализованы изящнее.

ESP — три полезных буквы

Как ни парадоксально, главное «асфальтовое» новшество сделало «Патриот» еще проходимее! Речь о системе стабилизации. Ездить на двухтонном УАЗе по скользкому — занятие увлекательное. В заднеприводном режиме внедорожник норовит уйти в занос, а при подключении переднего моста машина неохотно поворачивает — межосевого дифференциала-то в трансмиссии нет. Особые навыки водителю ульяновского вездехода не повредят и сейчас, но новичка теперь страхует электроника. И делает это грамотно — срабатывает не пугающе резко, а деликатно и мягко, оставляя шанс человеку самому подправить курс.

ESP с кучей дополнительных функций идет, начиная с версии «Привилегия» за 989 000 рублей. Рекомендуем раскошелиться, «Патриот» с системой стабилизации по грязи и снегу едет увереннее

Адекватностью отличаются и дополнительные функции ESP. Система удержания на склоне (HHC) отпускает тормоза плавно — пары секунд как раз хватает, чтобы перенести ногу на газ и тронуться без рывка. Причем ассистент включится и при движении на подъем задним ходом. Перевернуть высокий внедорожник в повороте стало сложнее: опасное нарастание бокового ускорения стабилизация постарается ликвидировать, осадив машину и увеличив радиус дуги. Помощник экстренного торможения HBA — вообще крайне необходимая вещь для УАЗа с его «ватной» средней педалью.

Ну а там, где легковушки не ездят, здорово выручают имитации межколесных блокировок. Раньше было как — «Патриот» мог оконфузиться на первой же канаве или скользком подъеме. Поймал диагональное вывешивание? Не хватило скорости? Кури бамбук. На обновленной модели достаточно держать ровный газ в районе средних оборотов, остальное сделает ESP. Нам повезло — Армению накрыл аномальный снегопад. Как раз когда мы полезли в горы. Сложный рельеф, под колесами вязкое месиво, но УАЗ даже на гражданской нешиповке Nokian Hakkapeliitta R2 SUV знай себе прет, похрустывая тормозами. Крутящий момент не транжирится на бесполезную пробуксовку, а реализуется максимально эффективно.

Немецкий след и вопрос на миллион

Возникает два вопроса. Как ульяновцам удалось сходу грамотно настроить сложную электронику и почему в обширном пакете допфункций ESP нет ассистента спуска с холма? Ответ на оба — Bosch. Немецкая компания поставила условие — самостоятельно провести адаптацию новейшего блока версии 9.1 и его доводку под «Патриот».

Пришлось УАЗу сгонять в командировку в Германию, где его и научили ездить. Вот только за каждую опцию денег запросили немало. За возможность безопасно съезжать с горы пришлось бы отдать «миллионы» (как в кулуарах посетовали уазовцы), переложив их потом на карманы клиентов. Поэтому действуем по старинке: включаем понижайку, первую передачу, отпускаем педали — и ныряем вниз...

Если нажать кнопку Off-road, «Патриот» станет сильнее блокировать колеса при торможении. Это помогает быстрее остановиться на рыхлом покрытии. Система действует на скорости до 60 км/ч

Салон: твердо, но уютно

Ощутимый недостаток нового салона вроде бы только один — он зачерствел, словно позавчерашняя булка. Был на передней панели мягкий пластик, стал твердый. Увы, только в такую оболочку поставщик смог интегрировать фронтальные подушки безопасности фирмы Takata. Зато они есть уже в базовой комплектации. Равно как и ремни с регулировкой по высоте, преднатяжителями и ограничителями усилия.

Испытать удерживающие системы, к счастью, не довелось, зато позитивные сдвиги в эргономике «Патриота» мы прочувствовали сполна. Возрадуйтесь, длинноногие — вам теперь не придется тянуться к рулю, ведь он получил регулировку по вылету. Вверх-вниз «баранка» отныне перемещается плавно, а не дискретно. И синяков у водителя поубавится: левое колено не столкнется с «кочергой» замка рулевой колонки — рычажок замаскировали в кожухе, как на иномарках. Правой руке при переключении передач тоже упираться некуда — мультимедийная система переехала на самый верх, раздвинув дефлекторы вентиляции, а климатический блок занял прежнее место сенсорного экрана.

compare slider image for: 63302
Самый доступный «Патриот»
compare slider image for: 63302
Самый дорогой «Патриот»

Ульяновцы явно старались сработать на совесть. Тут хрома для пущей нарядности добавили, там блок света на немецкий манер организовали (противотуманки включаются вытягиванием тумблера на себя), сиденья, руль, рычаг коробки и ручник в практичную темную кожу обернули. Даже подрулевые рычажки и те стали удобнее, а левый к тому же получил функцию трехкратного мигания поворотником при легком касании. И, вуаля, УАЗ все дальше уходит от армейского аскетизма к домашнему уюту.

Наука не потеть

«Погоду» в салоне самой дорогой версии «Стиль» (от 1 030 000 рублей) впервые создает климат-контроль. Однозонный, зато тихий и производительный. Директор Научно-технического центра УАЗ Евгений Галкин уверяет, что система вентиляции переработана полностью вплоть до разводки каналов. И, дескать, это позволило перевести дополнительный отопитель в разряд опций, оценив его в 6 000 рублей.

content image for: 63302

Для теплых районов возможно и так, а вот армянская зима посчитала иначе. Температура за бортом чуть ниже нуля, валит снег, высокая влажность, в кабине четыре человека. Им тепло и уютно, но стекла запотевают. Ветровое очищаем электрообогревом, с боковыми сложнее — даже если вручную выбирать направление и скорость обдува, зоны в районе зеркал заднего вида остаются затянутыми пеленой. Спасает только закрытие центральных дефлекторов.

dots image for: 63302

Вообще с обзором назад на нашей машине были проблемы. В темноте четко на левое зеркало падало отражение комбинации приборов, а днем раздражали искажения в зеркальных элементах, словно их взяли из комнаты смеха в парке аттракционов. Хотя в остальном наблюдать округу из «Патриота» удобно: сидишь высоко, остекление обширное, а на крайний случай подстрахуют камера заднего вида и парктроники — сенсоры теперь есть и в переднем бампере.

Говорим шепотом

«Шумка» — вот где прорыв. Дополнительными звуконепроницаемыми матами и виброизоляцией укутали весь кузов до крыши, особенно обильно ими устланы пол и моторный щит, а дверные рамки получили второй контур уплотнителей. Цифры говорят, что в салоне стало тише на 6-8 дБА. И это реально ощущается. До 100-110 км/ч слышны разве что приглушенное бурчание двигателя да характерное похрюкивание трансмиссии. Шелест же шин и гул ветра заглушены очень хорошо.

content image for: 63302

Мотор не для гор

А если побыстрее? Не хочется, а иногда не можется. Потому как точечной модернизацией походку рамного внедорожника не исправить — нужна новая платформа. «Патриот» по-прежнему гуляет по дороге, требует постоянных подруливаний, в поворотах тело ерзает по плоскому креслу, непробиваемые подвески трясут немилосердно, а руль и педали укрепляют мышцы рук-ног похлеще физкультуры.

Но главная беда — двигатель. 2,7-литровый бензиновый атмосферник ЗМЗ-40906 (дизеля больше не будет — дорого) после недавней смены прошивки в рамках переподготовки на «Евро-5» раскачался со 128 до 135 л.с., однако прибавка мощности скорее для самоуверенности владельца. В городе и на бездорожье силенок мотору хватает, а с понижайкой 2,54 УАЗу преград вообще нет. Но на шоссе обгонять уже проблематично, в горах — невозможно. Доходило до того, что обычный серпантин «Патриот» не мог взять на третьей передаче, второй же едва хватало, чтобы поддерживать «овощной» темп даже с газом в полу.

Одна радость — ЗМЗ-40906 прибавил в надежности. Ульяновцы изменили крепление расширительного бачка и заменили неудачный ролик привода вспомогательных агрегатов, из-за которого часто рвался ремень. Ну а про доработки топливной системы мы недавно подробно рассказывали.

Вывод

Вроде бы все прекрасно. УАЗ научился новым вещам, не забыв то, что хорошо умел делать раньше. Серьезный большой внедорожник с хорошим оснащением — мечта россиянина? Но тут пора вспомнить о деньгах. Надо понимать, «Патриот» за 809 000 рублей — голая машина без кондиционера и музыки. А упакованная версия «Стиль» стоит 1 030 000. Плюс 8 тысяч за краску металлик. И это уже территория Renault Duster. Пусть багажник со спичечный коробок, салон намного меньше и по следам УАЗа он вряд ли проедет. Зато кроссовер динамичнее, маневреннее, надежнее, у него есть экономичный дизель и автомат, что для города явно лучше подходит. Так стоит ли «Патриоту» пытаться сесть на два стула?

slide image for gallery: 23326 |  УАЗ Патриот в действии
slide image for gallery: 23326 |  УАЗ Патриот в действии
slide image for gallery: 23326 |  УАЗ Патриот в действии
slide image for gallery: 23326 |  УАЗ Патриот в действии
slide image for gallery: 23326 |  УАЗ Патриот в действии
7

Эволюция «Патриота

Юрий Урюков