150 на двоих: легендарные автозаводы отмечают «общий» юбилей

Сегодня 75-летие отмечают Ульяновский и Уральский автозаводы, которые своим рождением обязаны одному автомобилю — грузовику ЗИС-5В
Алексей Кованов

Поздняя осень 1941 года. К Москве подступают немецкие войска. История Ульяновского и Уральского автомобильных заводов началась именно тогда: 30 ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС), выпускавшего трёхтонные грузовики ЗИС-5В.

Отдельные части некогда единого завода намеренно разбросали по разным точкам огромной страны — в одном городе оказалось не разместить такую махину. В Челябинск отправили кузнечнопрессовое производство, в Шадринск — автоагрегатное, в Ульяновск — автосборочное, а в Миасс перевезли литейное и автомоторное. О двух последних городах и поговорим.

Ульяновск

Под цеха будущего Ульяновского автомобильного завода спешно приспособили склады речного таможенного управления. Первые трёхтонки ЗИС-5В начали выходить зимой 1942 года. И с каким темпом! В сутки удавалось делать до 50 грузовиков. В 1944 году стало понятно, что под разрастающееся автомобильное производство нужно искать другие помещения — за рекой Свиягой началось срочное возведение новых цехов.

После войны на заводской конвейер хотели было поставить принципиально новую модель УльЗИС-253 — 3,5-тонный грузовик со своеобразным по нынешним меркам мотором — 3-цилиндровым двухтактным дизелем мощностью 83 л.с. Но... Наверху неожиданно было принято решение об освоении производства не новинки, а старой «полуторки», грузовика ГАЗ-ММ!

26 октября 1947 года после переоснащения цехов производство ГАЗ-ММ было начато. Тогда же появился отдел главного конструктора, сотрудники которого модернизировали бывший Ford AA буквально до неузнаваемости, создав модель УАЗ-300 (на фото). Однако на выпуск трёхсотого семейства средств не выделили, а в 1950-м постановили прекратить выпуск «полуторок». Автомобильный завод встал на целых четыре года. Впрочем, в 1953 году из Горького передали производство внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, что определило дальнейшую судьбу предприятия: на базе «шестьдесят девятого» создали легендарную «буханку», а позднее — семейство 469, которое дожило до наших дней под именем «Хантер».

Уже объявлено, что «Хантер» доживает последние годы — простой «железный» внедорожник держат на конвейере, пока он интересен военным. А вот «Патриот», конструкция которого тоже выросла из узлов и агрегатов «четыреста шестьдесят девятого», востребован гражданской публикой, а потому постоянно обновляется и будет обновляться дальше.

Миасс

В Миассе, согласно первоначальному распоряжению ГКО, собирать автомобили даже не планировали. Именно поэтому весной 1942 года заводом, выросшем на пустом месте, было выпущено лишь... первое поршневое кольцо для двигателя ЗИС-5. Но затем производственный ассортимент предприятия пополнили коробка передач и бензиновый мотор — всё для того же грузовика ЗИС-5.

7

14 февраля 1943 года приказом Наркомата машиностроения Уральский автомоторный завод стал Государственным «Уральским автомобильным заводом имени Сталина» (УралЗИС). Но освоить производство по документации из Москвы удалось только летом 1944 года. Хотя темпы тоже взяли отменные: первый ЗИС-5В вышел из ворот 8 июля, а 30 сентября конвейер покинул 1000-й грузовик!

Читайте также
Самые крутые грузовики «Урал-Next»: тест
Мы не только поездили на самых экстремальных версиях «Урала-Next», но и нашли очередной способ проверить новую «пластмассовую» кабину на прочность

С 1948 по 1952 годы машине не только вернули упразднённые на время войны детали и системы, но даже провели шесть модернизаций. В конце пятидесятых ЗИС получил новый двигатель мощностью 95 л.с., а с октября 1958-го начался выпуск новой модели УралЗИС-355М, которая значительно отличалась от своего предшественника (в частности, цельнометаллической кабиной).

Тогда же решением профильного министерства Уральский автозавод определили «ответственным за разработку и выпуск» нового поколения полноприводных трёхосных автомобилей — Урал-375. В 1961 году начался малосерийный выпуск, а с 1965-го, после перестройки главного конвейера, в Миассе полностью перешли на выпуск грузовиков этой серии.

В девяностых на Урале создали семейства бескапотных и дорожных машин. (Ещё можно вспомнить не слишком удачную попытку создания совместного предприятия между уральцами, IVECO и «Газпромом»). С 2015 года линейку моделей дополнил новый «Урал-Next», о котором читатели «Авто Mail.Ru» знают, пожалуй, побольше многих.

Тот самый ЗИС?

Увидев этот грузовик из коллекции автозавода «Урал», мы было обрадовались: это ЗИС-5В, с которого началась история двух заводов! Но не смотрите на угловатые крылья, которые считаются главной приметой грузовиков, выпущенных во время войны. Машина на снимках — послевоенный «зисок», модель УралЗИС-355В 1957 года выпуска, а «фронтовые крылья» были прикручены недавно.

Велика ли разница между «зисами» сороковых и пятидесятых годов? По меркам того времени — целая пропасть. В первую очередь, 355В — это 95-сильный мотор вместо 73-сильного, деревометаллическая кабина, новый механизм рулевого управления и гидропривод четырёх тормозных механизмов. У ЗИС-5В, напомним, кабина была деревянной, а тормоза, притом механические, присутствовали только сзади.

6фотографий

Но ни 30-процентная прибавка мощности, ни серьёзная доработка шасси не сделали из потомка американского «Автокара», грузовика родом из двадцатых, машину, соответствующую пятидесятым. Вдумайтесь: в космос уже запустили первый искусственный спутник, а в зисовском моторе для приводных шестерён только ввели подшипники вместо примитивных втулок, залитых баббитом...

Хотя 355-й хвалили. Например, за предпусковой подогреватель, который позволял заводить мотор при температурах ниже -20oС, — до его появления картер, карбюратор и впуск приходилось сначала прогревать паяльной лампой, а потом либо таскать «Захара Иваныча» на буксире, либо вдвоем крутить большую заводную рукоятку, прозванную «стахановкой».

Самое удивительное, что все эти новшества внедрялись отнюдь не по просьбам трудящихся, а по указанию сверху. На июльском Пленуме ЦК КПСС 1955 года Уральский автозавод буквально разнесли «за выпуск автомобилей, не соответствующих по своим эксплуатационным показателям как современным отечественным, так и зарубежным аналогам».

После «серьёзной критики» архаичную конструкцию дополнили 12-вольтовым электрооборудованием и «рядом других улучшений, которые значительно повысили качество и технико-эксплуатационные параметры». Вышло странно: примитивнейшая полудеревянная кабина без отопления, где вместо сиденья водителя — обтянутая дерматином лавочка, и вдруг — электрические поворотники.

Подробно описывать процесс вождения этого грузовика не имеет смысла. Рулишь — будто колёса руками поворачиваешь, тормозишь — давишь на педаль всем телом, а останавливаешься еле-еле. Разгон приличный (девяносто пять лошадей!), но то на порожней машине. Коробка, конечно, без синхронизаторов: нужны двойной выжим сцепления и перегазовочка.

В общем, УралЗИС-355 недалеко ушёл от ЗИС-5. Зато всё просто и честно: разве не такие машины нужны были оживающей после войны стране? Как только смогли, сразу сделали другие. Вот возле 355-го стоит легендарный Урал-375. Красавец, глыба! А чуть дальше — «Урал-Next», ещё больше, ещё брутальнее.

Вместо послесловия. Сегодня родных братьев, Ульяновский и Уральский автозаводы, воспитывают разные родители. Урал — это Группа ГАЗ, а УАЗ — компания Sollers, и каждое предприятие идёт своим путём. Но это вовсе не повод не отметить двойной юбилей: с днём рождения, Урал и УАЗ!