В ноябре прошлого года «автомобильные дороги общего пользования федерального значения» стали платными для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн: размер платы за один километр пути установили на уровне 1,53 рубля, хотя ранее планировалось, что километр будет стоить 3,73 рубля.
Ещё одной уступкой должна была стать частичная отмена системы «Платон», через которую и необходимо платить за проезд. Минтранс поначалу постановил, что за границами Московской области дальнобойщиков не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. Но постановление правительства не было издано, а новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла.
Первые протесты против введения системы начались 11 ноября, когда как минимум 200 фур перекрыли федеральные трассы. В ноябре и декабре подобные акции проводились почти ежедневно, а в нескольких городах даже появились стационарные лагеря протестующих. Со временем протестная активность успокоилась: перевозчикам пришлось принять платные «федералки» как данность.
Год спустя
По состоянию на 15 октября оператор «Платона» публично поделился следующей статистикой. За 13 месяцев своего существования система, в которой сейчас числятся 786,7 тысячи грузовиков, позволила собрать 18,1 млрд рублей. Впечатляет? Если честно, не совсем.
Во-первых, «Платон» уверяет, что «663 тысячи машин резидентов и 124 тысячи нерезидентов — это 79% от целевой аудитории». Но: в России зарегистрированы 1,9 млн грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн. Это значит, за проезд реально платит лишь треть российских перевозчиков!
Во-вторых, давайте подсчитаем. Разделив общую сумму на количество машин, получим, что каждый грузовик привёз только 23 тысячи рублей. Или, учитывая стоимость километра (1,53 рубля), проехал 15 тысяч км. За год — 15 тысяч! Меньше иной легковушки.
Конечно, в обоих случаях скромную статистику можно попытаться оправдать. Скажем, часть тяжёлых грузовиков вообще не ездит по дорогам общего пользования. Другая часть редко или вообще не выезжает именно на федеральные трассы (что, мягко говоря, проблематично), третья — просто стоит на учёте ГИБДД, однако полностью недвижима или встала на временный прикол из-за кризиса.
Но, на самом деле, вывод напрашивается один: дальнобойщики нашли способ, как обойти систему. И это действительно так. Правда, с одним важным уточнением: большие флотилии исправно платят за каждый километр пробега каждого автопоезда (их деньги — это 63% всех сборов «Платона»), а вот частники...
...оформляют «бомжуйский паспорт»
Немного статистики. С начала 2015-го до середины 2016 года 320 тысяч юрлиц переоформили машины на частников. Плюс сами частники вдруг массово начали регистрировать технику на других людей. Зачем? Рассказываем: это так называемая схема «бомжуйского паспорта».
В некой деревне Кукуево живёт некий Василий Иванович Петров, который не имеет ни личного имущества, ни водительского удостоверения, а потому ничего не боится. На него и записываются грузовики: пусть присылаются штрафы, проходят суды, приезжают приставы... Василий Иванович исправно платит чисто символические 1 000 рублей каждый месяц, чтобы фуру не арестовали. И всё.
...накрывают прибор «кастрюлей»
Многие из опрошенных нами частников признались: приборы мы получили, но за весь пробег от точки А до точки В не платим. И вот как. Дальнобойное братство прекрасно знает, где стоят стационарные рамки и мобильные патрули «Платона» — этой информацией полны профильные форумы. Плюс, никто не отменял общение по рации. Дальше — дело техники.
Перед камерой водитель включает бортовое устройство, а проехав её — выключает. Самый простой способ — банально накрыть прибор любым металлическим предметом («кастрюлей»), чтобы он перестал ловить сигнал. Но некоторые дорабатывают начинку электронного счётчика. А как машина доехала от рамки до рамки, не проверишь.
Частники исчезнут как класс?
Знают ли платоновцы, что водители их дурят? Разумеется. Но ничего поделать не могут: не поставишь же камеры через каждые 10 километров. Вариант запустить патрули, которые бы не стояли, а постоянно ездили, тоже неидеален, ведь общая протяжённость федеральных трасс — 51 тысяча километров. «Бомжуйские паспорта» вообще непобедимы.
Теперь давайте снова озвучим упомянутый ранее тезис: компании платят, а частники — нет. И, не проводя прямых параллелей, вспомним, что Госдума по инициативе МВД готовит законопроект, который полностью запретит физическим лицам регистрировать на себя грузовики полной массой свыше пяти тонн, если человек не имеет патента на грузоперевозки.
Законопроект находится на стадии подготовки, но поддерживают его многие. За последний год огромное количество единиц такой техники было переоформлено [...]: таким образом бизнес уходит от уплаты налогов. Ведь физические лица платят куда меньшие штрафы. И потом, у физического лица нет возможности проводить качественный техосмотр техники, что влияет на безопасность
В настоящий момент единственным препятствием для законопроекта является отсутствие понятия «патент» в действующем законодательстве. Однако как только правительство устранит этот момент, думский комитет по транспорту внесет документ на рассмотрение депутатам.
Грузовиков станет меньше?
Кроме того, государство силами РЖД добивается, чтобы железнодорожные перевозки стали более выгодными и предсказуемыми, нежели доставка грузов на дальние расстояния фурами. Логика такова: грузовики должны остаться только на коротком (до 400 км) плече.
Для этого сделано очень многое. Многократно выросло количество грузовых поездов, следующих по расписанию, с точным временем отправления и прибытия. Запущены регулярные контейнерные маршруты, часть из которых — ускоренные. Созданы тарифные коридоры, универсальные транспортные сервисы...
В настоящее время АО «ФГК» и ОАО «РЖД» прорабатывают комплекс вопросов по организации контрейлерных перевозок, включая совершенствование нормативной базы, содержание подвижного состава, терминально-складского хозяйства и объектов инфраструктуры, развитие системы взаимодействия с автомобильным транспортом
Но главное — АО «ФГК», подразделение РЖД, готовит систему контрейлерных (комбинированных: железнодорожный плюс автомобильный транспорт) перевозок. Представьте: в Москве тягач загоняет полуприцеп на специальную железнодорожную платформу, а, скажем, в Новосибирске фуру подцепит другой грузовик. И за такими перевозками — будущее. Даже сеть магазинов «Магнит» планирует перевести доставку грузов на контрейлерные рельсы.
Наш прогноз
2017-й должен стать очень непростым годом для «мастеров дальнего боя». Минтранс продолжает продавливать повышение тарифов «Платона»: по мнению чиновников министерства, в феврале стоимость километра пробега для 12-тонников должна вырасти до 2,61 рубля, а с июня — до 3,06 рубля.
Если тарифы будут подняты, крупные грузоотправители неизбежно сместят акценты на железнодорожные (и в частности, на контрейлерные) перевозки — значит, на дорогах станет гораздо меньше дальнобойщиков. А как только введут запрет на регистрацию грузовиков, исчезнет такое понятие, как «частник».