21 марта
Ravon Gentra 1.5 MT
Машинка дружелюбна за свои деньги, отрабатывает полностью. За годы пробега не одной серьезной поломки, да вообще не было поломок если уж быть честным
4.3
24 марта
Kia Rio 1.6 MT
Отличная машина за свои деньги. В эксплуатации с октября 2018г., брал за 894 990 рублей комплектация Lux RED Line. Лучшее соотношение цена-качество...
4.8
Все отзывы
30 октября 2003 08:43, Новости

Рождение хищного зверя

55 лет назад на свет появился первый Jaguar. Сменив одиозное название SS на «кошачье», компания представила свой первый автомобиль. XK-120 вошел в историю как пионер среди серийных машин, получивших двигатель с двумя распредвалами (DOHC).
После второй мировой войны Англия переживала немалые экономические трудности. Страна испытывала дефицит валюты, и правительство всячески поощряло экспорт британских товаров. Так, автомобильные компании не получали лимита на стальной лист для кузовов, если они не давали гарантию, что их новые модели будут экспортироваться. В то же время на американском рынке резко возрос спрос на спортивные автомобили, которых, кстати, местные заводы не выпускали. Британские фирмы Jaguar, MG, Triumph, Singer, Healey и другие постарались подготовить к производству именно двухместные быстроходные автомобили. Одной из первых 55 лет назад представила свою новинку компания Jaguar. Надо заметить, что фирма получила это название только в 1945 году. До второй мировой войны Jaguar выпускал спортивные автомобили, но под маркой SS. Никакой связи с элитными воинскими частями нацистской Германии эта марка не имела. Просто фирма с 1932 года перешла от производства колясок к мотоциклам на выпуск сначала автомобильных кузовов, а затем и спортивных машин. Первые назывались Swallow Sidecars (коляски «Ласточка»), или сокращенно SS. Но после окончания второй мировой войны фирма решила отказаться от одиозно звучащего наименования и сменила ласточку на хищного зверя – ягуара. На лондонской международной автомобильной выставке в комплексе Эрлс Корт 27 октября 1948 года была показана первая послевоенная модель фирмы (то есть первый «Ягуар») – XK-120. Это была очень красивая для своего времени машина, да и сегодня ее шарм привлекает коллекционеров породистых автомобилей прошлых лет. Специалисты быстро узнали в обводах кузова XK-120 знакомые черты BMW-328 MM. Кузова для них в 1940 году выполнила ныне почти забытая итальянская фирма Touring. Эти машины BMW были сделаны в нескольких экземплярах для гонок «Милле Милья» в 1940 году. Однако их помнили немногие, и XK-120 большинством автомобилистов воспринимался как свежий и новаторский. Изюминка новой модели заключалась не в форме кузова, а в конструкции двигателя. По своей технологии она была достаточно простой и отвечала всем требованиям массового производства. В то же время мотор имел головку цилиндров с двумя распределительными валами. Такое решение позволило существенно поднять литровую мощность двигателя и увеличить быстроходность. Мотор XK-120 при рабочем объеме 3442 куб. см имел мощность 160 л. с. при 5000 об./мин. – прекрасные показатели для того времени. С таким двигателем Jaguar XK-120 развивал скорость 120 миль в час (193 км/ч). Отсюда и цифра 120 в обозначении модели. Базовая модель XK-120 в 1954 году подверглась модернизации. В результате появилась новая модель – Jaguar-140. Его мотор развивал мощность до 213 л. с. при 5750 об./мин. Скорость возросла до 140 миль в час (205 км/ч). Следующая модернизация, имевшая место в 1957 году, привела к появлению XK-150, машины с дисковыми тормозами. Эта модель выпускалась до 1961 года. В общей сложности фирма Jaguar выпустила 30 366 машин XK: 12 087 – XK-120, 8884 – XK-140 и 9395 – XK-150. Эти автомобили быстро стали культовыми и сегодня высоко ценятся коллекционерами. Укреплению их имиджа послужили бесчисленные победы на гонках, в том числе пять выигрышей на 24-часовых гонках в Ле Мане в 1951-м, 1953-м, 1955-м, 1956-м и 1957 годах. Автомобили Jaguar не были первыми, на которых устанавливались двигатели с двумя распределительными валами в головке цилиндров. Первой в 1922 году начала мелкосерийный выпуск таких моторов для спортивных автомобилей французская фирма Salmson. С 1928 года итальянский завод Alfa-Romeo ежегодно изготовлял от 100 до 800 автомобилей с такими двигателями. В общей сложности до 1939 года им было продано чуть больше четырех тысяч автомобилей с «двухвальными» моторами. Но все они выпускались не на конвейере, а малыми партиями, которые заметно отличались одна от другой. Заслуга фирмы Jaguar не только в том, что она создала конструкцию «двухвального» мотора (сейчас ее принято обозначать DOHC), пригодную для массового производства. Она невольно дала толчок к внедрению подобного решения на двигателях других компаний. В результате сегодня практически все автомобильные фирмы имеют в своей производственной программе двигатели с двумя распределительными валами в головке цилиндров. В России, например, их серийно выпускает Заволжский моторный завод (они устанавливаются на часть автомобилей «Волга» и «Газель»). Вот такой импульс развитию автомобильных двигателей дала конструкция XK-120, впервые продемонстрированная 55 лет назад. Инициатива создания такого двигателя принадлежит директору фирмы SS Уильяму Лайонсу, а проектом мотора занимался во время второй мировой войны Билл Хейнс, когда на Ковентри (там находилось КБ фирмы) падали фашистские бомбы.

Подпишитесь на новую рассылку Mail.ru Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Mail.ru Авто