Рождение хищного зверя

55 лет назад на свет появился первый Jaguar. Сменив одиозное название SS на «кошачье», компания представила свой первый автомобиль. XK-120 вошел в историю как пионер среди серийных машин, получивших двигатель с двумя распредвалами (DOHC).
content image for: 6303
После второй мировой войны Англия переживала немалые экономические трудности. Страна испытывала дефицит валюты, и правительство всячески поощряло экспорт британских товаров. Так, автомобильные компании не получали лимита на стальной лист для кузовов, если они не давали гарантию, что их новые модели будут экспортироваться. В то же время на американском рынке резко возрос спрос на спортивные автомобили, которых, кстати, местные заводы не выпускали. Британские фирмы Jaguar, MG, Triumph, Singer, Healey и другие постарались подготовить к производству именно двухместные быстроходные автомобили. Одной из первых 55 лет назад представила свою новинку компания Jaguar. Надо заметить, что фирма получила это название только в 1945 году. До второй мировой войны Jaguar выпускал спортивные автомобили, но под маркой SS. Никакой связи с элитными воинскими частями нацистской Германии эта марка не имела. Просто фирма с 1932 года перешла от производства колясок к мотоциклам на выпуск сначала автомобильных кузовов, а затем и спортивных машин. Первые назывались Swallow Sidecars (коляски «Ласточка»), или сокращенно SS. Но после окончания второй мировой войны фирма решила отказаться от одиозно звучащего наименования и сменила ласточку на хищного зверя – ягуара. На лондонской международной автомобильной выставке в комплексе Эрлс Корт 27 октября 1948 года была показана первая послевоенная модель фирмы (то есть первый «Ягуар») – XK-120. Это была очень красивая для своего времени машина, да и сегодня ее шарм привлекает коллекционеров породистых автомобилей прошлых лет. Специалисты быстро узнали в обводах кузова XK-120 знакомые черты BMW-328 MM. Кузова для них в 1940 году выполнила ныне почти забытая итальянская фирма Touring. Эти машины BMW были сделаны в нескольких экземплярах для гонок «Милле Милья» в 1940 году. Однако их помнили немногие, и XK-120 большинством автомобилистов воспринимался как свежий и новаторский. Изюминка новой модели заключалась не в форме кузова, а в конструкции двигателя. По своей технологии она была достаточно простой и отвечала всем требованиям массового производства. В то же время мотор имел головку цилиндров с двумя распределительными валами. Такое решение позволило существенно поднять литровую мощность двигателя и увеличить быстроходность. Мотор XK-120 при рабочем объеме 3442 куб. см имел мощность 160 л. с. при 5000 об./мин. – прекрасные показатели для того времени. С таким двигателем Jaguar XK-120 развивал скорость 120 миль в час (193 км/ч). Отсюда и цифра 120 в обозначении модели. Базовая модель XK-120 в 1954 году подверглась модернизации. В результате появилась новая модель – Jaguar-140. Его мотор развивал мощность до 213 л. с. при 5750 об./мин. Скорость возросла до 140 миль в час (205 км/ч). Следующая модернизация, имевшая место в 1957 году, привела к появлению XK-150, машины с дисковыми тормозами. Эта модель выпускалась до 1961 года. В общей сложности фирма Jaguar выпустила 30 366 машин XK: 12 087 – XK-120, 8884 – XK-140 и 9395 – XK-150. Эти автомобили быстро стали культовыми и сегодня высоко ценятся коллекционерами. Укреплению их имиджа послужили бесчисленные победы на гонках, в том числе пять выигрышей на 24-часовых гонках в Ле Мане в 1951-м, 1953-м, 1955-м, 1956-м и 1957 годах. Автомобили Jaguar не были первыми, на которых устанавливались двигатели с двумя распределительными валами в головке цилиндров. Первой в 1922 году начала мелкосерийный выпуск таких моторов для спортивных автомобилей французская фирма Salmson. С 1928 года итальянский завод Alfa-Romeo ежегодно изготовлял от 100 до 800 автомобилей с такими двигателями. В общей сложности до 1939 года им было продано чуть больше четырех тысяч автомобилей с «двухвальными» моторами. Но все они выпускались не на конвейере, а малыми партиями, которые заметно отличались одна от другой. Заслуга фирмы Jaguar не только в том, что она создала конструкцию «двухвального» мотора (сейчас ее принято обозначать DOHC), пригодную для массового производства. Она невольно дала толчок к внедрению подобного решения на двигателях других компаний. В результате сегодня практически все автомобильные фирмы имеют в своей производственной программе двигатели с двумя распределительными валами в головке цилиндров. В России, например, их серийно выпускает Заволжский моторный завод (они устанавливаются на часть автомобилей «Волга» и «Газель»). Вот такой импульс развитию автомобильных двигателей дала конструкция XK-120, впервые продемонстрированная 55 лет назад. Инициатива создания такого двигателя принадлежит директору фирмы SS Уильяму Лайонсу, а проектом мотора занимался во время второй мировой войны Билл Хейнс, когда на Ковентри (там находилось КБ фирмы) падали фашистские бомбы.