Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 августа
Mazda 626 2.0 i MT
Всем советую, хороший апарат. 3 года как купили, до сих пор без проблем, ничего не менял 3 года. неубиваемая.
4.7
21 августа
Volvo XC60 2.4 D5 AWD AT
Отличный автомобиль, который стал настоящим другом! Надёжный, красивый, мощный, удобный! За 103 тысячи только обслуживание.
4.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
25 ноября 2016 10:00, Статьи

8000 метров по вертикали: гонки на Памире

Что будет с человеком, если он устроит гонки в горах? А с машиной? И вообще — стоит ли ехать самому на Памир?

80% населения Земли живет на высоте до 500 метров. При подъеме на 1000 метров человек уже может испытывать дискомфорт, 2000 метров порой вызывают болезненное состояние. А выше 3000 метров даже крепкий здоровьем житель низин заметит учащенное сердцебиение, повышенную утомляемость, замедленную реакцию...

Что будет с двигателем в горах

Однако горы — это испытание не только для человека, но и для автомобиля. Порой можно прочитать, что бензиновый двигатель теряет 7-10% мощности каждую 1000 метров восхождения. Дизель — до 12-14%. Но ведь современная электроника должна подстраивать работу силового агрегата под изменяющиеся условия! И чтобы проверить это, команда LAV Productions и отправилась на границу Киргизии и Таджикистана, на Памир, где находятся самые высокие перевалы на территории бывшего Советского Союза.

Задачу, которую мы поставили перед собой, можно сформулировать так: попробовать за минимальное время преодолеть отрезок пути с максимальным перепадом высот и почувствовать все изменения в поведении автомобиля и человека, зафиксировать максимум данных, а потом проанализировать эту информацию со специалистами.
Андрей Леонтьев
руководитель LAV Productions

Отрезок Памирского тракта от начала подъема на перевал Талдык в Киргизии до спуска с перевала Ак-Байтал в Таджикистане — это ровно 200 км. На пути — 3 перевала: Талдык (3620 м), Кызыл-Арт (4282 м), по которому как раз проходит граница, и Ак-Байтал (4655 м). В качестве подопытного снаряда был взят кроссовер Jaguar F-Pace с двухлитровым турбодизелем мощностью в 180 сил. Во-первых, участники проекта хотели осуществить задуманное на автомобиле умеренной мощности, чтобы «почувствовать разницу», ведь когда у тебя 500 сил, потеря даже половины некритична.

Во-вторых, намеренно был выбран турбодизель, ведь мотор на тяжелом топливе более требователен к «свободному дыханию», в-третьих, был нужен автомобиль с полными приводом и большим дорожным просветом (дороги на Памире далеки от идеала).

В качестве машины поддержки для съемочной группы выступил более энерговооруженный F-Pace с 3-литровым бензиновым мотором в 340 сил, и, забегая вперед, заметим, что уступающий ему в мощности дизель не потерялся! Чтобы не брать два комплекта колес, решили обуться сразу в «зиму», но без шипов. Выбор пал на Michelin Latitude X-ice 2. И этот выбор полностью оправдал себя.

Подготовка к старту

«Если кто-то думает, что Казахстан, Киргизия, Таджикистан это края вечного лета, где арбузы и дыни не сходят с грядок, то он плохо учил географию. Уже на границе Казахстана и Киргизии пришлось штурмом брать снежные переметы выше ступицы. Но когда снег поднялся до фар, пришлось копать — законы физики пока ни один автомобиль преодолеть не в состоянии. Но самые большие природные контрасты ждали на выбранном “опытном” участке. Когда мы выезжали из Оша, на панели светились оптимистичные +16. Но на высоте 2600 метров была уже настоящая зима: снега по колено и нарастающий минус», — рассказывает Андрей Леонтьев.

На вершине перевала Талдык барометр показывал 478 мм ртутного столба. При том, что в начале подъема было чуть более 700 мм. Однако основные испытания были впереди — два четырехтысячника и конец асфальта. При подъеме на Кызыл-Арт, после 4000 метров, педаль акселератора уже стала чуть вяловатой, впрочем, о каком-то существенном падении мощности или момента говорить не приходится — людям было хуже...

Заезд без кислорода

По мнению медиков, до высоты 3500-4000 метров организм человека способен сам бороться с недостатком кислорода — дышишь чаще и глубже, получая нужное количество кислорода за счет большего объема воздуха. Примерно то же самое делает и автомобиль, только у него это удачно выходит и тогда, когда на альтиметре больше 4 км. А вот человек начинает сдавать.

На всякий случай у нас был с собой кислород, но мы же упертые — если решили сделать из себя подопытных кроликов, надо идти до конца. Кстати, очень помогает опыт дайвинга, который вырабатывает правильную привычку совершать только оправданные и размеренные движения, чтобы экономить кислород
Андрей Леонтьев
руководитель LAV Productions

После 4000 м и скорость движения сильно падает — реакция уж слишком сильно замедляется. А при подъеме на самый высокий перевал на маршруте — Ак-Байтал — на высоте 4400 из-под капота дизельной машины показался предательский пар. При этом стрелка на дисплее прибора лежала ровно посередине шкалы, демонстрируя идеальную температуру охлаждающей жидкости. Фокус прост — на такой высоте кипение происходит при куда меньшей температуре — если бы в радиаторе была вода, она бы и вовсе пошла пузырями уже при 85 градусах...

Кстати, о давлении. На Кызыл-Арте стрелка прибора уже уверенно лежала в «синей» зоне (актуальный, говорящий цвет) сверхнизких показаний: 438 мм ртутного столба. На Ак-Байтале, на верхней точке — 432 мм... Кстати, на высоте 4655 метров померили и давление в шинах. Оно выросло всего на 0,2 атмосферы.

«Харшо всо, нет праблэма»

Ночевка прошла в райцентре Мургабе в гестхаусе с улыбчивой, безумно трудолюбивой, желающей угодить хозяйкой, которая пыталась преодолеть языковой барьер искренней улыбкой в 32 золотых зуба и вкуснейшим лагманом. Но поднять напряжение в сети не могла даже она. Тлеющие ниточки в лампочках позволяют не выключать свет перед сном, попытки зарядить телефон или компьютер — тщетны...

Спать тяжело, проснулись, как с бодуна, но все же решение переночевать на высоте 3000 метров было оправдано — организм хоть как-то начал адаптироваться, и следующий день основной части эксперимента прошел легче, чем первый.
Андрей Леонтьев
руководитель LAV Productions

Проблем с топливом здесь нет — в Мургабе с населением в тысячу человек есть 4 заправки. Но в ранний час работала только одна. Двери с вывеской. Стучишь. Тишина. Стучишь в окно. Из соседней двери выходит человек — он здесь живет с семьей. А в сарае — большие емкости, сваренные из листа. На одной из створок ворот — три старинных заправочных пистолета. «Бэнзин, соляр?» А дальше «соляр» из пистолета сочится в 20-литровую канистру. Это — единственная мера отпуска, счетчиков нет. Равно, как и отчетных документов. Зато деньги принимают любые. «Соляр» тек плохо. Замерз за ночь. «Харшо всо, нет праблэма». Проблема-то есть, выбора нет. Учитывая, что сильного минуса пока не предвидится, рискуем. И надо заметить, «Джаг» переварил это экзотическое пойло и не поперхнулся.

А дальше наступила уже скучная спортивная, вернее, экспериментальная часть программы. На заставах машины встречали уже знакомые пограничники и таможенники. В результате прохождение формальностей с двух часов первого перехода удалось сократить до 40 минут. А лучшая попытка преодолеть выбранный участок за вычетом таможенных и пограничных формальностей составила 2 часа 25 минут. 200 километров закрученных серпантинов и прямиков раздолбанного по большей части асфальта, размытого и обледенелого грунта, гравиек и укатанного снега со средней скоростью 82 километра в час — неплохо.

Как выжить в горах

Но не стоит повторять наш эксперимент. При таких быстрых подъемах организм не успевает адекватно реагировать на перепады давления. В результате — периодическое головокружение, снижение реакции, учащенное сердцебиение. Но самое главное — человек полностью сконцентрирован на управлении автомобилем, вкладывая в это дело последние ресурсы организма. И смысл путешествия, как возможности получить свежие впечатления и увидеть то, что никогда не видел, исчезает. Если в иной ситуации эти средние 80 км/ч позволяют глазу фиксировать картинку через лобовое стекло и даже отпускать восторженные комментарии попутчикам, то здесь в памяти остаются лишь ямы и повороты, разгоны и торможения.

За 2 часа 25 минут участники экспедиции «8000 метров по вертикали» преодолели 3 перевала на Памире

Даже к правильному автомобилю и правильным шинам нужен правильный график движения. Исходя из полученного опыта, рекомендации следующие: после достижения высоты 2000 метров и до 3500 останавливаться каждые 500 м. Далее — до 4000 — каждые 100-150. Останавливаться — это значит выходить из машины, неспешно прогуливаться с фотоаппаратом, пытаться дышать не часто, но глубоко и при малейших признаках головокружения садиться на землю и стараться не делать никаких движений, пока мир вокруг не придет в равновесие. При малейших признаках отключки за рулем — мгновенная остановка.

Изучайте маршрут предполагаемого путешествия. Если на нем есть перевалы выше 3500 метров, обязательно берите баллончик с кислородом. Пригодится, поверьте, не для себя, так для кого-то из попутчиков точно. А вот автомобиль ваш, если это не карбюраторный 40-сильный антиквариат, вполне справится с поставленной задачей. Важно только не перекачивать шины (они и так раздуются), и не использовать по совету дедушки в качестве охлаждающей жидкости воду (она закипит еще быстрее, чем антифриз).

Реальный суммарный перепад высот составил 10250 метров, атмосферное давление колебалось от 736 до 432 миллиметров ртутного столба. Максимальная высота — 4655 метров над уровнем моря

Полезная информация для тех, кто решит отправиться на Памир

  1. Въезжать в Киргизию надо через Казахстан, то есть двигаться в пределах единого таможенного пространства — формальностей при прохождении границы куда меньше, и вам не придется оформлять временный ввоз на автомобиль.
  2. Въезд в Казахстан и Киргизию происходит по любому паспорту — загран и внутреннему, а вот для въезда в Таджикистан нужен именно загранпаспорт. При этом визы не требуется.
  3. На таджикской таможне вас попросят оформить временный ввоз на автомобиль (45 долларов США). Заплатите и попросите декларации и подтверждение платежа. Ни в коем случае не идите на «компромисс» — 50% платы без бумаг. Ими могут заинтересоваться полицейские на дороге или на постах, и вот тогда придется искать куда более дорогостоящий «компромисс».
  4. То же относится и к экологическому сбору в 12 долларов.
  5. На въезде обратно в Киргизию вас могут попросить оформить временный ввоз на автомобиль. Это по отношению к гражданам России, Казахстана и Белоруссии незаконно. Упирайте на то, что вы гражданин государства, входящего в единое таможенное пространство, и покидать Киргизию вы будете через Казахстан. А вот экологический сбор придется заплатить. Это 1000 сомов, то есть где-то в районе 1000 рублей.

Ольга Саблина
Фото Анна Закандырина

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
96
ri
В следующий раз попробуйте взобраться на перевал Кхардунг-Ла (5359м) и описать свои ощущения (там колбасит реально, эйфория в голове, ноги ватные и т.д.) Там байкеров много бывает на разных конях железных. ..
СсылкаПожаловаться
Турбин Александр
Давление в шине может увеличиться только если оную подкачать или нагреть.
С увеличением высоты над уровнем моря увеличивается разница между внутренним и внешним давлениями из-за чего увеличивается сила, стремящаяся разорвать покрышку в клочья. Но количество воздуха внутри шины при этом не меняется, соответственно не меняется и давление. Воздушный шарик, надутый внизу, скорее всего не доехал бы до самого высокого перевала, так как его стенки не обладают достаточной прочностью и эта самая сила сделала бы своё чёрное дело. А в результаты измерения давления просто вкралась погрешность манометра или дадчика, который рассчитан на работу на уровне моря.
СсылкаПожаловаться
Дмитрий Титаренко
В разделе "советы для туристов" ничего не сказано про разрешение которое надо обязательно сделать перед поездкой на Памир.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru