Самые популярные автомобили в России: Lada лишь третья

В октябре этого года продажи автомобилей в России снизились на 2,6% по сравнению с прошлым годом

Судя по всему, 125 тысяч автомобилей в месяц — это сейчас потолок российского авторынка. Несмотря на относительную стабильность рубля и наступление казалось бы горячего сезона (а в сентябре-октябре продажи машин обычно идут гораздо активнее, чем летом или зимой), спрос на новые автомобили по-прежнему невысок.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) спрос на машины в октябре вновь сократился — минус 2,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А снижение продаж по сравнению с прошлым годом составляет уже 13,3% (про 2014 и тем более 2013 годы вообще говорить не хочется, ведь в этом случае станет ясно, что продажи машин у нас упали почти вдвое).

Кто показывает плюс

Однако анализ рынка говорит, что некоторые компании, кажется, начали нащупывать дно. И если в экономике не произойдет никаких серьезных потрясений, то в ближайшие месяцы кое-кто может показать стабильную положительную динамику. Так, Lada с гордостью заявляет: продажи российских автомобилей выросли до 23 тысяч автомобилей в месяц, что сразу на 13% больше, чем за тот же период прошлого года.

Правда, почти одновременно с этим от «АвтоВАЗа» приходят и весьма тревожные новости. Так, за 9 месяцев этого года размер убытка от основной деятельности предприятия составил 12,1 млрд рублей. И пусть это на 17% меньше, чем за тот же период прошлого года, но факт остается фактом — Волжский автогигант продолжает генерировать убытки. И когда будет зафиксирована первая прибыль — учитывая затяжной характер кризиса в России, — никто не знает.

Положительную динамику показывает и Kia, которая в октябре вышла на второе место по продажам, опередив Hyundai (да и по итогам 10 месяцев Kia вторая). При этом рыночная доля Kia составила в прошлом месяце рекордные 11,9%. А если к этому прибавить результаты Hyundai, то выяснится, что корейский концерн контролирует в общей сложности 23,1% российского авторынка. Больше только у AвтоВАЗ-Renault-Nissan, который имеет 32,3% (из них 18,4% — это доля АвтоВАЗа).

Mitsubishi в кризисе

Кстати, положительную динамику в октябре показали и другие лидеры. Например, Toyota увеличила продажи в октябре сразу на 16%, Renault — на 2%, а Lexus и вовсе бьет все рекорды — плюс 85%. Хотя ряд компаний продолжают падать. Nissan — минус 17%, Mazda — минус 13%, а Mitsubishi — аж минус 59%. Судя по всему, покупатели не оценили новый «Паджеро Спорт», который сильно подорожал, а Outlander уже немолод. Да и недешев (доступных же моделей у Mitsubishi в России сейчас нет). В итоге даже китайский Lifan смог обогнать «Митсу».

Granta лишь третья

В «личном» зачете корейские автомобили окончательно смогли справиться с российской «Лада Гранта», которая сейчас идет лишь на третьем месте в списке самых популярных на рынке — Kia Rio и Hyundai Solaris продаются лучше. Причем удивляться сейчас снижением продаж «Соляриса» не надо — многие покупатели стали выбирать кроссовер Creta, который в октябре вошел в пятерку самых востребованных машин в стране, опередив Renault Duster. А ведь еще недавно все считали, что «Дастер» будет вечно кроссовером номер 1 на рынке.

Самые популярные кроссоверы в октябре 2016 года

Что будет в конце года? Увы, но при прогнозах надо быть пессимистом. Ведь, скорее всего, рассчитывать на какие-то значительные скидки не стоит — многие компании, наоборот, размышляют над тем, чтобы повысить цены на автомобили. Однако надежда есть.

Тренд постановки на учет новых автомобилей должен улучшиться к концу года. Сезонность, конечно, является определенным фактором, но главным драйвером здесь являются правительственные программы, стимулирующие продажи конечным покупателям. Эти программы скоро закончатся, по крайней мере в той хорошо известной форме, в которой мы их знаем. Что ожидает нас в 2017 году, еще предстоит увидеть. Однако уже ясно, что без значимой поддержки правительства любой тренд на стабилизацию был бы кратковременным.
Йорг Шрайбер
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ

Продажа автомобилей в РФ по маркам

Продажа автомобилей в РФ по моделям

Дмитрий Гайдукевич