Король излишеств

100 лет назад с детройтского завода сошел первый в истории «Кадиллак». Марка, названная в честь маркиза де Кадильяка, основателя Детройта, стала символом американского образа жизни: Cadillac – машина, созданная для очень комфортного перемещения по дорогам.
Когда Генри Лиланд, американский механик и предприниматель, купил в Детройте разорившийся автомобильный завод, он назвал его именем француза – маркиза Антуана де ла Мот Кадильяка. Три сотни лет назад этот человек в тогдашней французской колонии заложил имение Детройт. Фамилию маркиза американцы быстро переделали на «Кадиллак», как только возрожденный завод стал продавать свои автомобили. Первый из них был выпущен сто лет назад, 17 октября 1903 года. Лиланд купил завод в 1902 году и, будучи хорошо знакомым с Генри Фордом, который летом 1903 года изготовил свой первый серийный автомобиль, пошел по его пути. Как и первый Ford, первый Cadillac тоже назывался «модель А» и во многом походил на фордовскую машину. Лиланд проявил себя хорошим организатором. Сказались годы службы на оружейной фабрике Colt. Он принес к себе на завод хорошо отработанный метод точной взаимозаменяемости деталей. Он ввел его в догму, которая создала автомобилям Cadillac славу высокоточных и совершенных изделий. Если Форд поставил себе цель организовать массовое производство дешевых автомобилей для бедных, то Лиланд взялся за производство машин для самых богатых. При этом, в отличие от множества фирм того времени, делавших дорогие автомобили на заказ, он сделал ставку на их массовое производство. Новый автомобильный магнат тонко понимал важность добросовестной рекламы. Поэтому в 1908 году он отправил в Англию три свои машины. Под наблюдением экспертов из Королевского автомобильного клуба они были разобраны до «последней косточки». Затем все детали перемешали и там же, на Бруклендском гоночном треке, вся троица была без проблем собрана. Их величество взаимозаменяемость деталей восторжествовала, и Cadillac обрел имидж первоклассной автомобильной фирмы. Лиланд старался любой ценой стать изготовителем изделий мирового уровня и развернул выпуск роскошных моделей. Вскоре их стали покупать американские богачи, короли нефтяного, колбасного и галантерейного бизнеса. В этом качестве автомобили пребывали до начала восьмидесятых годов. Тогда марка вышла из игры в представительские автомобили, но продолжала сохранять уровень высшего класса в корпорации General Motors. В нее фирма вошла в 1903 году и до сих пор служит в ней неким флагманом. Не следует думать, что масштабы выпуска машин Cadillac скромны. В США немало богатых людей, готовых отдать за очень хороший автомобиль очень приличную сумму. За 2002 год производство автомобилей Cadillac достигло 200277 штук. Для сравнения укажем, что это больше, чем ежегодно делают такие фирмы, как Jaguar или Alfa-Romeo. Если в 30–60-е годы Cadillac был известен роскошными седанами и лимузинами, то среди новых моделей 2003 года мы обнаруживаем внедорожник Escalade, спортивный кабриолет XLR и джип SRX (он будет официально продаваться в России уже в конце года). Наряду с ними продолжается выпуск машин семейства Seville и De Ville с передними ведущими колесами. Типаж моделей изменился в соответствии с веянием времени, но техническое совершенство всех без исключения машин остается типичным для Cadillac.%% Поскольку автомобили Cadillac в нашей стране всегда существовали в небольших количествах, из-за отсутствия обстоятельной информации вокруг них родилось немало легенд. Поэтому есть смысл напомнить некоторые вехи в развитии их конструкции. Уже в 1912 году фирма начала оснащать свои автомобили электрическим стартером и в этом отношении стала первой в мире. Потом, в 1915 году, Cadillac первым в США освоил массовое производство V-образных восьмицилиндровых моторов, что явилось сенсацией. Конструкции этого мотора оказались вариацией на тему «восьмерки» французской фирмы De Dion Bouton. Но этого завода уже давно нет, а Cadillac как делал, так с тех пор и продолжает делать моторы по схеме V8. Но, наверное, самой мощной бомбой, разорвавшейся в 1930 году в автомобильном мире, стало сообщение, что Cadillac начинает выпуск моторов по схеме V12 и V16. Только американская фирма Marmon отважилась предложить рынку, как и Cadillac, модель с 16-цилиндровым двигателем. Ни Rolls-Royce, ни Maybach, ни Packard, ни Hispano-Suiza не сделали такого шага. Cadillac быстро стал королем представительских автомобилей. За десять лет он изготовил 4386 машин с 16-цилиндровыми моторами. Одна из них в 30-е годы поступила в СССР. Именно Cadillac с 1928 года стал оборудовать свои модели синхронизаторами в коробке передач. Автоматические трансмиссии же появились лишь в 1950 году, когда Buick и Oldsmobile в корпорации GM уже накопили порядочный опыт в этой области. Другая пионерская разработка конструкторов марки – пневматическая подвеска всех колес, которая нашла применение с 1957 года на модели Eldorado. Нет ничего удивительного, что во время национальной выставки США в Москве в 1959 году машина Cadillac вызывала у посетителей нескрываемый интерес. В 1967 году грянула сенсация: классическая марка Cadillac начала выпуск модели Eldorado с... передними ведущими колесами – как у европейских малолитражек. Возвращение к классике состоялось лишь в новом веке с выпуском седана CTS. Он уже продается в России, и «Газета.Ru» подробно рассказывала о нем. Постепенно «король излишеств», как порой называли Cadillac американцы, превратился в «короля новшеств». Так, в 1976 году появился несущий кузов вместо лонжеронной рамы и система впрыска бензина с электронным управлением. А в 1978 году с конвейера стали сходить дизельные Cadillac. Модели знаменитой марки неуклонно европеизировались. Почти на каждом Cadillac можно было обнаружить усилители руля и тормозов, кондиционеры, электрические стеклоподъемники, сервомеханизмы для передвижения сидений, открывания крышки багажника и бесчисленное оборудование для повышения комфорта. Одна из таких машин – Cadillac Eldorado с передними ведущими колесами – во время визита президента США Никсона в 1972 году была подарена Леониду Брежневу.%%% Статус Cadillac на протяжении века всегда был очень высок. Не один президент США избирал в качестве «правительственной кареты» автомобиль Cadillac. Правда, это бывал не серийный, а бронированный, с удлиненным кузовом и различным специальным оборудованием. На таких машинах совершали официальные выезды президенты Джимми Картер, Рональд Рейган, Билл Клинтон. Как видим, машина, носящая имя маркиза, продолжает обслуживать и президентов.