Auto article image: 61979

Предсказатели, разведчики и другие странные люди в автоспорте

Юрий Урюков

В гоночной команде на виду пилоты, реже — механики и менеджеры. А есть в спортивных коллективах и «серые кардиналы» необычных, на первый взгляд, профессий. Кто же они?

Я — синоптик

На обочинах серпантинов ралли «Монте-Карло» встречаются персонажи, не слишком похожие на типичных зрителей. Пока фанаты гипнотизируют взглядом дорогу, ожидая появления «боевых» машин, странные люди чаще поглядывают на небо, прислушиваются к ветру, следят за горизонтом... Они — предсказатели погоды, сотрудники метеорологических служб.

Ни одна крупная, тем более заводская команда не приедет на гонку без штатных синоптиков, когда погодные условия рискуют оказаться нестабильными. Горное ралли «Монте-Карло» с большим перепадом высот как раз из таких. Оно проводится с 1911 года, и каждый раз автоспортивный уик-энд превращается в калейдоскоп времен года. Причем зима может сменить лето, а весна — осень даже в пределах одного спецучастка!

Эти кадры лучше слов говорят о важности работы синоптиков. Оцените, как часто меняются покрытие и погода на ралли «Монте-Карло»

Очевидно, без точных данных о погоде на трассе инженеры и гонщики, словно слепые котята, — настройки машин и тип покрышек методом «пальцем в небо» не угадаешь. Можно, конечно, в смартфон заглянуть, но прогнозы обычных сервисов слишком глобальные и зачастую не особо верные. Поэтому команда расставляет собственных синоптиков прямо на маршруте гонки.

Наблюдатели «с полей» в режиме реального времени передают данные в центр обработки, где специальный человек аккумулирует информацию, анализирует и уже в готовом виде сообщает руководителю метеорологической службы. А тот сверяется со спутниковыми картами погоды, составляет точечные прогнозы для каждого участка маршрута и дает рекомендации гонщикам.

content image for: 61979

Только представьте — из 80-100 членов команды до десяти специалистов могут отвечать за погоду! Так что без синоптиков хорошего результата на «капризных» в плане климата этапах ждать не приходится.

Разведка боем

Во время ралли спецучастки перекрывают для гражданского движения. Но до этого момента дороги общедоступны, чем и пользуются так называемые экипажи — разведчики.

content image for: 61979

Они не мчат на время и не борются за победу. В их задачи входит финальное «прощупывание» трассы незадолго до старта зачетных гонщиков. Цель — выявить проблемные места, которые из-за капризов погоды или других причин изменились со времени ознакомления с дистанцией (когда «боевые» пилот и штурман пишут скоростную стенограмму). Хлопот порой подкидывают даже зрители. Например, на том же ралли «Монте-Карло» фанаты от нечего делать любят набрасывать снег с обочин на траекторию. А в России могут и булыжник на дорогу выкатить...

Ходить в разведку — задача ответственная. Ведь такой вспомогательный экипаж должен на ходу не только все детали на и около дороги подмечать, но еще и понимать, как поедет в гонке «их» зачетный экипаж. Поэтому в разведчики обычно назначают опытных раллистов, знакомых со спецификой конкретного этапа и стилем управления «боевого» пилота.

Человек — нянька

В Русской армии со времен Петра I к офицерам прикрепляли денщиков. Эти солдаты организовывали быт начальников, чтобы те не отвлекались на пустяки вроде чистки мундира и не оказались вдруг без крова над головой в военном походе. Подобные «няньки» есть и в современных гоночных командах.

Как говорят сами пилоты, перед стартом у них в голове включается «racing mode». Мозг сосредотачивается на конкретных гоночных задачах: тактика, езда, победа... Остальное — побоку. Так что в плане житейских задач зачастую наступает рассеянность. А шлем, например, забыть или перчатки ну никак нельзя.

Супершоу «Гонка Тысячелетия»
content image for: 10223
Оглушительный рев моторов!
1 октября в Олимпийском в Москве пройдет экстремальное автомобильное шоу в лучших традициях голливудского блокбастера!

Поэтому «няньки» сопровождают своих подопечных постоянно: с момента выхода из гостиницы утром и до возращения в покои вечером. Экипировка, вода, еда, организационные вопросы — все ложится на плечи гоночного денщика. И казенной прислугой его никто не считает, так как в команде понимают: проиграть борьбу из-за мелкой бытовой проблемы — провал всего коллектива.

Менталист

Врачи да массажисты давно прописались в гоночных командах, а вот о целителях душ никто обычно не подозревает. Ведь автоспорт — удел отчаянных парней, неужели им психологу в жилетку плакаться?

Тем не менее, духовные наставники или, как их чаще называют, ментальные тренеры есть едва ли не у каждого топ-пилота. Ведь быстрые гонщики раз за разом балансируют на грани. Даже научившись справляться со своими эмоциями, человек в таких экстремальных ситуациях испытывает колоссальный стресс. Задача психолога — смягчить это давление и дать спортсмену правильную мотивацию. А ведь от верности совета может зависеть жизнь...

Бывает, настроился на гонку, хорошо подготовился, техника в порядке, но выходишь на старт — и все валится из рук. Начинаешь искать причину, копаться в себе и... не находишь! Возникает паника, а следом — цепочка неправильных действий. Иногда — фатальных. Или же у пилота наступает страх, и он «тошнит» до финиша без надежды на хороший результат. Вот тут как раз самое время связаться с ментальным тренером, который, зная характер своего подопечного, оперативно подскажет, как успокоиться.

Порой гонщик наоборот чувствует гиперуверенность: ему все по плечу, он готов разорвать соперников и проходить повороты на космической скорости. Если психолог вовремя не осадит такого сорвиголову, то дело с большой вероятностью закончится вылетом с трассы и аварией.

Затыкальщик и его друзья

Вообще случайных людей в спортивной команде нет. В любой дисциплине автоспорта важно каждое звено. Поэтому победу или поражение одинаково остро воспринимают как те, кто сидит за рулем, так и те, кто остается в тени. Отдирает наклейки с новых шин, моет колеса после замены и даже тот человек, который специальным устройством затыкает выхлопную трубу, чтобы пламя из нее не обожгло команду пит-стопа. Вот почему в гоночной команде принято говорить «мы», а не «я».

content image for: 61979
Юрий Урюков