Auto article image: 61978

15 вопросов чемпиону мира. C Романом Русиновым о гонках и не только

Дмитрий Ласьков, Редактор Авто Mail.ru

Российский пилот Роман Русинов — чемпион мира по гонкам на выносливость. Он 150 дней в году трудится ради подиумов в Ле Мане и Нюрбургринге и на других трассах, поэтому знает о гонках практически всё

Как в мире относятся к российским пилотам, зачем гонщикам Instagram и действительно ли Формула 1 — королева автоспорта? Гонщик отечественной команды G-Drive Racing рассказал обо всём этом в своём увлекательном интервью.

1. О том, как стать гонщиком

Дорога в большие гонки у каждого пилота своя, но большинство историй укладывается в схему «картинг с ранних лет — изнурительные занятия с тренером — младшие формулы — взрослые серии». Путь Романа Русинова оказался более оригинален.

Авто Mail.Ru: классический скучный вопрос, на который мы рассчитываем получить нескучный ответ. В общем, как ты понял, что гонки — твоё призвание?

Роман Русинов: В первом классе я обнаружил страсть к «машинкам» во время выполнения домашнего задания на тему «кем ты хочешь стать». Я вырезал из автомобильного журнала фотографию Jaguar Type D, который трижды побеждал в Ле Мане. В последующие годы не знал, как подступиться к мечте, так как никакой инфраструктуры даже прокатного картинга не было. Впервые за руль такой техники сел поздно — в 15 лет, да и то во Франции. Вскоре там же с нескольких попыток удалось пройти отбор в чемпионат Формула Campus — практически без опыта, а первый «накат» получал... в деревне на дедовских «Жигулях»! Но весь секрет был в зверском желании, граничащем с занудством.

content image for: 61978

Авто Mail.Ru: Любого можно научить ездить быстро? И что важнее, упорство или талант?

Роман Русинов: Нет, не любого. Нужен если не талант, то предрасположенность. А превратить талант в чемпионство не получится без упорства. На каком-то этапе своей карьеры менее талантливые, но более работящие пилоты при прочих равных пробиваются вперёд.

Авто Mail.Ru: Как ты учился, и кто твой наставник?

Роман Русинов: Так получилось, что тренера у меня никогда не было — всё впитывал сам, в том числе от быстрых напарников. Роль тренера в профессиональных гонках часто играет гоночный инженер — подсказчик и партнёр в деле настройки машины. Чтобы такой тандем эффективно работал, пилот должен быстро учиться, соображать в технике и уметь анализировать. И вкалывать, постоянно вкалывать.

Авто Mail.Ru: Есть ли у тебя кумиры? Чей прогресс из современников тебя впечатляет?

Роман Русинов: Конечно, это и Сенна и Шумахер. Как у любого мальчишки, бредящего автогонками, на самом видном месте в комнате у меня висели плакаты с их фото. Сейчас мне нравится, как прогрессирует Квят — он молодец и, надеюсь, сможет остаться в Формуле 1, несмотря на все сложности.

2. О том, каково быть гонщиком

Во время нашей встречи Роману приходит смс: «Завтра в 11 утра надо быть на тестах в Сильверстоуне. Рейс до Лондона такой-то». Его рабочий график безумно плотный и часто внезапный: сегодня Лондон, завтра Майами, послезавтра Токио. Это здорово и даёт возможность путешествовать во время работы. Но это и немалая нагрузка, выдерживать которую помогает спорт.

Авто Mail.Ru: Как тренируются гонщики мирового уровня и что посоветуешь начинающим?

Роман Русинов: Перед Ле Маном я занимаюсь спортом каждый день в течение 2 месяцев. Это специальная программа, составленная тренером. Помимо зала в обычное время занимаюсь бегом, плаванием, боксом и велосипедом. Спорт должен приносить удовольствие, и в моём случае это так. Тем, кто хочет подготовиться к гоночным нагрузкам, рекомендую минимальную классику: бег, отжимания, приседания, планка, бёрпи. Доступно и эффективно.

content image for: 61978

Авто Mail.Ru: Часто ли тебя узнают в обычной жизни?

Роман Русинов: Достаточно, особенно на «родных» заправках «Газпром нефть». На АЗС No 250 (около трека Moscow Raceway — прим. ред.) я уже вообще «свой». В аэропортах, самолётах тоже частенько. Пиар работает — люди порой говорят: «А, это та команда G-Drive, за которую Русинов в Формуле 1 побеждает...».

Авто Mail.Ru: Признайся, «отжигаешь» иногда на дорогах? Какой автомобиль для тебя идеален в повседневной езде?

Роман Русинов: Нет, езжу спокойно, так как хватает гонок. Конечно, бывают небольшие исключения: например, Оман, пустой серпантин вдоль моря и скал на закате, 500-сильный кабриолет. Но всё в рамках разумного. Автомобиль на каждый день должен быть полной противоположностью гоночному: тишина и комфорт. Сейчас езжу на дизельном Jaguar XJ. Кайф!

Авто Mail.Ru: Есть ли у тебя суеверия?

Роман Русинов: Нет. Вместо этого я точно знаю: если работа сделана некачественно — не нужно надеяться на чудо, его не случится. А если случится, то точно не с вами — проверено на практике.

3. Про вождение гоночных автомобилей

В своей карьере Роман ездил на разных болидах: от младших формул и GT-машин Ferrari и Lamborgini до Формулы 1. Сейчас он выступает в чемпионате WEC на прототипе категории LMP2 и в прошлом году выиграл мировой титул.

Авто Mail.Ru: Сейчас ты выступаешь на прототипе. Почему именно прототип и именно гонки на выносливость?

Роман Русинов: Попробовав разную технику, понимаешь, что GT-машины (то есть «кузовная» техника — прим. ред) слишком тяжёлые и «не рулятся». А прототип — это та же формула, но интереснее за счёт того, что допускает какой-то минимум контактной борьбы. А ещё мне ближе эстетика такого болида и нравится, когда над головой есть крыша. С гонками на выносливость всё просто: тут никто никуда не спешит в первом же повороте, поэтому почти нет завалов, а обгоны обычно «чисты».

content image for: 61978

Авто Mail.Ru: Расскажи из опыта, имеет ли значение конкретная модель «заготовки» для кузовного болида? Например, Ferrari это или Lamborghini. Или любая машина поедет так, как её построят и настроят?

Роман Русинов: Разница действительно есть: например, та же Lamborghini управляется круче, чем Ferrari. Больше похожа по поведению на гоночный прототип.

Авто Mail.Ru: Любимая трасса? День или ночь? Сухо или мокро?

Роман Русинов: Нордшляйфе (Северная петля Нюрбургринга — прим. ред.) и Ле Ман. Большое удовольствие мчать ночью или под утро, расстреливая как из лазерной пушки дальним светом более медленных соперников. В дождь тоже очень здорово, но без возможности «сохраниться», как в компьютерной игре, риск слишком высок.

Авто Mail.Ru: Что чувствуешь, когда садишься в карт (так ведь делают все гонщики)? Как относишься к «прокату?»

Роман Русинов: После того как серьёзно повредил ребро — уже не сажусь. Но неизменно считаю, что хорошо настроенная гоночная техника (хотя бы Rotax Max) на хорошей резине и на крутом треке — это весело, круто и очень полезно для пилота любого масштаба. Кстати, реально быстрые «прокатчики», как правило, оказываются хороши и в спортивном карте. А там уже и все шансы быстро ехать в большом болиде.

content image for: 61978

4. Про сами гонки

Авто Mail.Ru: Следишь ли за гонками мировых серий?

Роман Русинов: Да, как минимум Формула 1, DTM, V8 Supercars. В последнем особенно зрелищная борьба.

Авто Mail.Ru: Тебе приходилось пилотировать болид Формулы 1, и ты хорошо знаком с миром больших гонок. Отличается ли «королева автоспорта» радикально от всех остальных серий, и стоит ли стремиться именно туда?

Роман Русинов: На самом деле, если пилоту нужен чистый, рафинированный спорт, то Формула 1 — не лучшая мечта. Есть куча других серий с гоночной борьбой, не зависящей так сильно от лишней электроники, политических игр и бюджета.

Авто Mail.Ru: Как в мире относятся к российским гонщикам? Есть ли предубеждения?

Роман Русинов: По-разному. Ведь и русские — разные. Каких-то предубеждений я не замечал. Многое значат деловые связи и репутация пилота. Оценивают результат в целом. То, чего добивается пилот и его команда, партнёры. Например, к нам в команду G-Drive Racing просились выступить в Ле Мане сразу несколько известных пилотов Формулы 1. Прямо в «Инстаграм» мне писали в личных сообщениях! В Facebook и Twitter тоже регулярно стучатся.

Дмитрий Ласьков