Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Каторга, ссылка или что-то хорошее? Через Сибирь на «Шкодах»

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
31 марта
Skoda Fabia 1.2 64hp MT
Про автомобиль могу сказать следующее. 1.Внутри больше чем снаружи... Отмечают все кто стал пасажиром данного авто. 2.Едет и разгоняется быстрее чем от него ожидаешь. 3.А в остальном обычный а/м. ...
3.8
23 мая
Skoda Fabia Scout 1.4 MT
Общее впечатление: Машине 1,5 года. Покупали новую у дилера, в Атлант М. Расход бензина: от 5,5 л на 100 км при движении 70-80 км в час, до 15 л в стоячей пробке. В среднем, при движении по городу без...
4.5
Другие отзывы о Skoda Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
18 августа 2016 10:02, Статьи
Российские автопутешественники прямо сейчас устанавливают новый рекорд — пробуют проехать 35 тысяч километров в пределах одной страны. Мы присоединились к марафону на участке от Горно-Алтайска до Красноярска

Почему 35 000 км?

За те два года, что чешская Skoda, Русское географическое общество и компания LAV Productions готовили проект, в борьбу за рекорд для книги Гиннесса включились индусы. Раз за разом они улучшали свои же собственные достижения: 24 000 км, 30 тысяч, 34... Поэтому нашим ребятам нужно как минимум 35 тысяч. А еще лучше 40...

Проект не зря назвали «Сокровенная Россия» — маршрут проходит по загадочным местам, обойдённым вниманием туристических путеводителей. Например, в кузбасском разрезе «Черниговский» более полувека открытым способом добывают уголь, запасов которого в 220 миллионов тонн хватит ещё на 30 лет. Здесь работают самые большие автомобили в мире — карьерные самосвалы «БЕЛАЗ» грузоподъёмностью свыше 300 тонн

Какой маршрут?

И вроде бы посрамить индусов легче лёгкого — страна-то у нас побольше будет. Иные таксисты вон в год по сотне тысяч километров проезжают. Но банально встать на МКАД и наматывать круги до посинения нельзя — регламент рекордного автопутешествия содержит множество оговорок и требований.

Главное — маршрут не должен закольцовываться. Даже тупиковые ответвления (к примеру, подъезды к гостиницам или достопримечательностям) в зачёт не идут.

Сибирские дороги за редким исключением удивили хорошим состоянием. Попадаются даже «автобаны» с ограничением скорости 130 км/ч. Другое дело, что упираются они зачастую в ухабистый грейдер, причём без всякого предупреждения. Порой по трассе невозмутимо гуляет скот. Да и камней надо опасаться — расстояния большие, а сервисов мало

Участники автомарафона стартовали 20 июня из города Никель Мурманской области на границе с Норвегией и отправились эдакими зигзагами к Магадану на Дальнем Востоке. Через восемь часовых поясов и 61 регион необъятной России по самым разным дорогам — от грунтовок до магистралей...

Перерыв в движении допускается не более суток, так что в день рекордсмены делают в среднем по 550 км, невзирая на качество покрытия и погодные условия. График и трек маршрута контролируются судьями на местах и посредством спутниковой системы GPS. Поэтому схалтурить не выйдет — зачётные автомобили всю дорогу должны находиться друг от друга на расстоянии не более десяти километров.

Много людей сгинуло в Сибири в лихие времена, особенно - в первой половине ХХ века. Лишь недавно на просторах края стали появляться памятные знаки в честь репрессированных узников коммунизма и участников Белого движения

Что за машины?

Три совершенно стандартных кроссовера Skoda Yeti с 1,8-литровым бензиновым турбомотором TSI (152 л.с.), шестиступенчатым роботом DSG и полным приводом. Два автомобиля идут на рекорд и один выполняет обязанности «технички». Из специальной подготовки — только сетки защиты радиаторов от камней, дополнительные запаски да фирменные аксессуары Skoda (вроде багажных боксов и портативных холодильников) для удобства путешественников.

Yeti оказался неплохим вариантом для дальних путешествий благодаря тяговитому экономичному мотору, хорошей шумоизоляции, полному приводу и клиренсу в 18 см. Но багажник маловат, машину сильно потряхивает на грунтовках, а 17-дюмовые колёса заставляют осторожничать на ямах

Первый вопрос, который мы задали по прилёте в Горно-Алтайск, — что пришлось чинить? Оказалось — ничего. К этому моменту на счету экспедиции было шесть пробитых колёс и бомбардированные камнями ветровые стёкла. Но техника пока выдерживает, несмотря на полную загрузку машин. Дважды Yeti побывали на плановом техобслуживании, осмотр у «докторов» показал — запаса здоровья у кроссоверов хватает. И оснований не верить специалистам у нас нет, ведь после Иркутска фирменных шкодовских сервисов не найти — ошибся в диагнозе сейчас, считай, взял грех на душу. XXI век на дворе, а, к примеру, грунтовая федеральная трасса «Колыма» до Магадана ошибок до сих пор не прощает, тут каждый сам себе спасатель...

Алтай: эхо войны и гранитный иконостас

Горно-Алтайск — главный и единственный (!) город Республики Алтай, что красноречиво говорит о глубине освоения здешних земель. Прекрасная глушь, как она есть. И при этом чуть ли не в каждом поселении встречаются мемориалы павшим во Второй мировой. Именно тут, по сути, на границе с Китаем и Монголией, понимаешь, что не так давно горе войны и правда постучалось в каждый российский дом, затронуло каждую семью...

Альпы? Бавария? Нет — российский Алтай. Правда такие оазисы комфорта здесь исключение из правил. Отдых по большей части дикий, рассчитанный на крепкого туриста

Но люди едут сюда не за переживаниями, скорее наоборот — успокоить нервы, отдохнуть от суетной цивилизации и бесконечного новостного потока. Ведь даже мобильная связь тут работает далеко не везде, не говоря уже об интернете.

В селе Урлу-Аспак (GPS 51.68552; 86.21026) натыкаемся на комплекс «Алтай Resort». И сразу просыпается гордость за страну — можем ведь, когда захотим! Основательные бревенчатые домики, ухоженная территория, конюшня, мараловое хозяйство, стрельбище и даже вертолётная площадка — альпийский уют в российской глубинке. Увы, по европейским же ценам...

Вокруг Телецкого озера очень живописно, но с ним связано и немало жутких легенд. Одна из них говорит о танцующих мертвецах — якобы утопленники не всплывают и сохраняются на глубоком дне много-много лет. А происхождение водоёма приписывают космическим силам, как минимум — упавшему метеориту

Посёлок Артыбаш — полная противоположность. Телецкое озеро (GPS 51.588183; 87.665879) не зря называют «вторым Байкалом» — красота водной глади завораживает. И мутит сознание местным дельцам, которые пытаются нажиться на туристах как могут. Прибрежные улицы напоминают суетливый кишлак в пик пляжного сезона — сомнительное жильё, китайские сувениры, нелегальные экскурсии. Не вяжется это с природными чудесами вокруг.

Так что мы поспешили к гранитной скале, которую местные называют «Иконостас» (GPS 52.329422; 86.991434) за характерную монументальную форму. Но учителя ближайшего села Турочак Ивана Сычёва посетили другие ассоциации. Однажды он соорудил подъёмную люльку и за пару месяцев высек по центру скалы барельефы Ленина и Сталина с красным знаменем и идеологически «правильным» лозунгом. После смерти вождя народов его профиль таинственно исчез, зато иконостас пополнился изображениями танка и рыбы с датой: 19 ноября 1957 года. Кто сделал эти рисунки и для чего — не знают даже местные старожилы.

На скале «Иконостас», помимо Ленина и прочих рисунков, просматриваются высеченные в камне и затем сбитые надписи. Кто их нанёс, и кто убрал — одна из сибирских тайн

Кемеровская область: шахтёры и горнолыжники

Движемся на север в Кемеровскую область. Дороги — мечта лихого водителя: поворот на повороте, трёхмерный рельеф и ни одной гаишной камеры. Но рекомендуем держать адреналин под контролем. Асфальт неожиданно сменяется грейдером, да и на твёрдом покрытии внезапно появляются ямы да подбросы. Не отработали подвески? Не успел среагировать? И вот на наших глазах автокран достаёт из кювета сделавшую «уши» машину...

Шерегеш — мекка российских горнолыжников. Но этот посёлок — не только курорт. Здесь причудливым образом сплелись интересы туристов и шахтёров. И дальше на север рудников становится всё больше, а праздных людей всё меньше. Но это не значит, что в Кузбассе нечего смотреть.

Фигуры сталеваров при входе в парк, говорят, заменили на копии, а вот Сергей Миронович Киров вроде бы настоящий, 1958 года. Впрочем, в центре Новокузнецка время вообще словно остановилось на середине прошлого века

Взять, к примеру, Новокузнецк. Вроде бы сугубо промышленный город — центр российской металлургической и угольной индустрии. А между тем, бродить по его центральным улицам можно долго — тут настоящий заповедник сталинского ампира! Величественные здания, парки, скульптуры, театр... Сохранились даже целые кварталы тематической застройки, включая «совковые» универмаги с мраморным полом, высоченными потолками и матерящимися уборщицами в синих халатах. Полное погружение в эпоху.

А вот Кемерово не такой. Это по-настоящему суровый город, каким и положено быть столице шахтёрского края. Вместо Кремля с высокого берега Томи виден огромный коксокомбинат с чадящими трубами. И если бы не старания сотрудников музея-заповедника «Красная горка», на территории которого и размещена смотровая площадка, никто бы, наверное, и не вспомнил, что именно с этого места в 1721 началось освоение Кузбасса.

В музее-заповеднике «Красная горка» много интересного. К примеру, тут можно увидеть труд шахтёров в миниатюре, различную технику и узнать, что последнюю лошадь из угольных шахт вывели только в 1972 году

Сохранилась и первая штольня 1907 года в Горелой горе, в месте, где рудознатец Михайло Волков обнаружил выход угольного пласта ещё в 18 веке. И первая пристань 1915 года, и остатки трёхкилометровой канатной дороги, по которой переправляли руду через реку. А ещё тут же находится маленький, но интересный музей с имитацией настоящей шахты. Причём расположена экспозиция на территории бывшего посёлка иностранной колонии — в начале советской эры воодушевлённые индустриализацией СССР голландцы приехали в Сибирь помогать строить коммунизм. В их крепких домах до сих пор живут люди. А вот уникальное здание школы 1927 года (GPS 55.375603; 86.071971) с деревянно-каменными стенами и встроенной водонапорной башней, увы, в запустении — денег на реставрацию нет.

В посёлке Темиртау жил гениальный Анатолий Дьяков, при жизни прозванный Богом погоды. В 1935 году его репрессировали и сослали на Кузбасс прокладывать железную дорогу. Но после реабилитации он остался здесь, построил обсерваторию и по колебаниям солнечной активности предсказал множество событий, включая ураган на Кубе, засухи в СССР, наводнения во Франции... Когда учёный скончался, его обсерваторию разграбили. Остался лишь дом с башенкой для телескопа. Теперь здесь обитает сын Бога погоды

Томск — Красноярск: деревянные кружева, старые казармы и батюшка Енисей

После постройки Транссибирской железнодорожной магистрали Томск оказался в стороне от основных путей сообщения. Видимо, это и сберегло город от катаклизмов бурного ХХ века. Причём он не захирел, а, наоборот, расцвёл. Как в инкубаторе тут развивались наука и культура, поселение превратилось в заповедник, в том числе архитектурный. Если не обращать внимания на современные машины и рекламу, то по центру идёшь как по купеческой слободе столетней давности. Тут сохранилось порядка 1800 каменных и деревянных старинных особняков — они покрывают площадь в 10 квадратных километров, делая Томск уникальным в своём роде городом. Смотришь по сторонам, и с каждым шагом разеваешь рот — один дом краше другого, хотя и сгоревшие «заброшки» встречаются.

Возле одного из особнячков нас встретила бабушка. Живёт в «памятнике архитектуры» 65 лет. Говорит, особый статус здания ничего не меняет — крыша течёт, денег на ремонт от государства не добьёшься. Хорошо хоть отопление подключили

На пути в Красноярск заруливаем в Ачинск — образец того, как делать не надо. Монументальное здание администрации, на котором российский флаг соседствует с гербом РСФСР, и натёртый до блеска дедушка Ленин в необычной позе и одеянии — всё, что осталось от величия СССР. Кругом — уныние и разруха. В запустение пришло даже знаменитое Военное авиационно-техническое училище по подготовке техников реактивной авиации. Его расформировали в 1999 году, а уникальный квартал казарм царских сибирских полков (GPS 56.264444; 90.480833) начала века, где размещалось училище, чуть не пошёл на слом.

Выпускникам знаменитых училищ Ачинска — Военного авиационно-технического и механизации — теперь остаётся любоваться лишь на потёртые памятники, заросший травой плац и полуразрушенные казармы. Хотя, судя по оформлению центральной площади, город всё ещё движется в коммунизм...

Въезд в Красноярск через промзоны тоже навевает тоску. Но чем ближе к центру, тем выше настроение. До набережной батюшки Енисея мы добрались уже затемно, и даже ночь не смогла скрыть величие широченной реки и столицы Сибири. Она оказалась ничуть не страшной и по-своему гостеприимной. Во всяком случае, в наши дни в ссылку и на каторгу было бы разумнее отправлять в ближайшие к Москве области, где заброшенных деревень и спившихся посёлков куда больше. А разносторонний сибирский край живёт и работает. Здесь так привыкли — надеяться только на себя.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
39
Black Beard
Отлично! Все Молодцы! Это больше похоже на Правду! Недавно, прочитал об автопробеге из Магадана до Лиссабона, свыше 15 тыс.км., за 6 суток и 9 часов.
В это тяжело поверить, если, только, участники из-за "баранки" вообще не вылазили. Хотя бы написали, что это время ушло только на дорогу, без учёта остановок на отдых, для личной гигиены и т.д.
СсылкаПожаловаться
дима круглов
Тоже планирую похожее путешествие по России))Надеюсь и мой конь выдержит))Шкода всегда делала отличные машины!
СсылкаПожаловаться
Richardas Gineyka
Без всяких понтов и пиара прошел в одиночку на тойота Краун Москва - Южно Сахалинск туда 10 суток назад 7 2004-2005
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru