Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 августа 2016 10:04, Статьи

Вездеходы АМО-ЗИЛ: там, где пехота не пройдет

В СССР трудно было сыскать завод, который не занимался бы автомобилями повышенной проходимости. Но ЗИЛ по созданию таких машин был, пожалуй, лидером
19 декабря
ЗИЛ 4104
совершенно кошмарные бампера, как с волги сняли хороший, хороший, хороший, хороший. хороший, хороший.хороший​,хороший. хороший, хороший, хороший, хороший. хороший, хороший.хороший​,хороший. хороший, ...
3.5
5 ноября
ЗИЛ 4104 7.7 V8 Pullman
На ЗИЛе явно произошли необратимые процессы. Очередной дизайн-концепт Мутанта для правительства от Святослава Саакяна - есть неудачный опыт начинающего 3D моделиста - дизайнера. Гендиру ЗИЛа Лаптеву ...
1.0
Другие отзывы о ЗИЛ Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Над автомобилями повышенной проходимости еще с конца 1920-х работал автотракторный институт НАТИ. В первую очередь, такие машины адресовались Красной Армии, но и в народном хозяйстве огромной бездорожной страны они бы явно не помешали.

ЗИС-32 – первый серийный полноприводный автомобиль московского завода. Построили менее 200 машин

Первый полноприводный автомобиль Завода имени Сталина представлял собой доработанный НАТИ-К2. Конструкторы особенно долго возились с передней главной передачей и приводами колес. В результате двухосный ЗИС-32 стал серийным только в 1941 г. Машину оснастили стандартным 73-сильным двигателем трехтонки ЗИС-5, четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Но выпустить успели лишь 197 машин. Осенью 1941-го завод срочно эвакуировали из прифронтовой столицы, а модельный ряд резко сократили. Существовал и прототип ЗИС-36 с колесной формулой 6х6. На него даже ставили экспериментальный отечественный дизель Д7 мощностью 97,5 л.с. Но дальше опытного образца дело не пошло.

Автомобили-кентавры

Куда счастливей была судьба полугусеничных машин. В те годы подобными конструкциями занимались многие фирмы. Такой вариант улучшения проходимости считали простым и эффективным. ЗИС-22 вырос из НАТИ-В3. Машина имела грузоподъемность 2250 кг, 73-сильный мотор разгонял ее только до 36 км/ч. Огромным (до 100 л на 100 км!) был расход топлива, управляемость — посредственной. Однако, ЗИС-22 был компромиссом, на который в те годы шли и зарубежные компании. В 1939-1941 гг. ЗИС-22 построили промышленной партией примерно в 200 штук. А в 1942-м на вернувшемся из эвакуации заводе начали выпуск модернизированного ЗИС-42. Массу удалось снизить почти на полторы тонны, максималка выросла до 40 км/ч. Производство продолжалось до 1946 г.

Полугусеничный ЗИС-22 сделали тиражом около 200 машин. А модернизированных ЗИС-42 до 1946-го - 6372

В 1943-м построили АТ-8 — полугусеничный автомобиль с использованием узлов танка Т-70Б и двумя 85-сильными форсированными двигателями объемом 5,6 л. Такие моторы до войны ставили на автобусы ЗИС-16. На АТ-8 каждый агрегат работал со своей бортовой трансмиссией. Тягач был, конечно, куда сильнее стандартного ЗИС-42, но очень дорог. Кроме того, непросто было синхронизовать работу пары независимых силовых агрегатов. Вариант же с одним мотором — АТ-3 — особых преимуществ перед ЗИС-42 не давал.

Двухмоторный АТ-8 оказался слишком сложным и дорогим

«Студер» показал пример

Уже в 1946-м появился прототип ЗИС-151, построенный с широким использованием технических решений американских грузовиков, поступавших в СССР по ленд-лизу. В первую очередь — Studebaker US6. Опытные образцы сделали как с односкатными, так и двускатными задними колесами. В серию пустили последний вариант. ЗИС-151 стал первым массовым грузовиком повышенной проходимости московского завода. Производство начали в октябре 1948 г. На автомобиле грузоподъемностью 4450 кг (по грунту — 2500 кг) стоял 5,6-литровый 92-сильный двигатель и пятиступенчатая коробка передач, соединенная с двухступенчатой раздаткой. Поначалу ЗИС-151, как и обычные грузовики ЗИС-150, оснащали деревометаллическими кабинами, цельнометаллическая пошла в серию в 1949-м. ЗИС-151 имел несколько модификаций. В частности, седельный тягач с двигателем в 110 л.с. и шасси для специализированных кузовов.

Ранний ЗИС-151 с деревометаллической кабиной. Всего грузовиков этой модели выпустили почти 195 000

Используя раму, кабину, двигатель и элементы трансмиссии 151-го в 1950-м построили последний полугусеничный автомобиль завода — ЗИС-153. В 1951-м для него создали новую раму, поставили 110-сильный мотор. На одном прототипе пробовали гидромеханическую трансмиссию. Но вскоре эксперименты с гусеницами окончательно закончили.

Последний полугусеничный автомобиль завода – ЗИС-153 - делали в самом начале 1950-х

В 1958-м в серию пошел ЗИЛ-157 — фактически глубоко модернизированный ЗИС-151. Теперь машина имела односкатные задние колеса и централизованную систему подкачки шин.

Лимузин и трудяги

Но вернемся на десятилетие назад, чтобы вспомнить один из самых удивительных автомобилей ЗИС повышенной проходимости. В 1949-м на шасси лимузина ЗИС-110 с форсированным 162-сильным мотором (как у бронированного 115-го) установили узлы полноприводной трансмиссии ленд-лизовского Dodge WC. Автомобиль получил имя ЗИС-110Ш (штабной) и предназначался для высшего командного состава армии. В серию машина не пошла, но в 1956-м сделали несколько (по некоторым оценкам — до нескольких десятков) ЗИС-110П с отечественными узлами и оригинальной независимой передней подвеской. Такой автомобиль ездил иногда в кортеже Н. С. Хрущева, любившего выезды из столицы, в том числе и в советскую глубинку.

До 1994-го изготовили почти миллион ЗИЛ-131 всех модификаций

Разработку нового базового грузовика колесной формулой 6х6 начали еще в 1956-м параллельно с созданием модели ЗИЛ-130. В серию ЗИЛ-131 пошел в 1966-м. Автомобиль оснастили новым V8 объемом 6 л и мощностью 150 л.с. Заявленная грузоподъемность составляла 5000 кг и 3500 кг по грунту. ЗИЛ-131 выпускали до 1994 года во множестве модификаций. Кстати, ЗИЛ-157 с шестицилиндровым мотором делали параллельно аж до 1982-го. Эту машину водители ценили за прочность и надежность.

Поисково-спасательный ЗИЛ-166, он же – ПЭУ-1, 1969 г.

Помимо массовых серийных автомобилей повышенной проходимости завод создал огромное количество прототипов и опытных образцов, а также мелкосерийных моделей. В 1966-м построили ЗИЛ-166 — поисково-эвакуационную машину для космонавтов. Трехосный автомобиль грузоподъемностью 3000 кг имел алюминиевую раму, стеклопластиковый водоизмещающий кузов, независимые торсионные подвески, управляемые передние и задние колеса. Снаряженная масса составляла 8170 кг, 7-литровый двигатель ЗИЛ-375 развивал 180 л.с. Машина вскоре получила имя ПЭУ-1. До 1979 г. изготовили чуть больше 20 автомобилей разных модификаций. А развитием этой модели стал ЗИЛ-4906 «Синяя птица».

Семиместный полноприводный ЗИЛ-110П использовали иногда в кортеже Н.С. Хрущева

В середине 1960-х на основе ЗИЛ-131 сделали ЗИЛ-137-137Б — тягач с активным полуприцепом колесной формулой 10х10. От 131-го автомобиль унаследовал раму, силовой агрегат, кабину. Гидронасос, установленный на тягаче, подавал жидкость к гидростатическому двигателю полуприцепа, от которого через понижающий редуктор крутящий момент шел к колесам. С 1962 по 1970 годы в Москве собрали 13 прототипов. С 1971-го ЗИЛ-137-137Б собирали в Брянске. В 1978-м модель сняли с производства — уж больно сложна и ненадежна она была.

ЗИЛ-137-137Б – тягач с активным полуприцепом, который собирали в Брянске

От «Синей птицы» к закату

Знаменитое теперь, а некогда фактически секретное, СКБ В. А. Грачева, занимающееся специальными моделями повышенной проходимости, создало массу интересных машин с неординарными инженерными решениями. Например, в начале 1990-х СКБ получило заказ министерства гражданской авиации на создание поисково-спасательного автомобиля для эвакуации экипажей и пассажиров потерпевших аварию самолетов. По конструкции ЗИЛ-132К был близок к «Синей птице». Первый прототип уже под именем ЗИЛ-4972 сделали в 1993-м. Машина колесной формулой 6х6 и снаряженной массой 9680 кг имела грузоподъемность 2300 кг. Двигатель V8 объемом 8,74 л развивал 185 л.с. Коробка передач — девятиступенчатая, плюс — двухступенчатая раздатка. С 1995-го модель 4972 и несколько ее модификаций в очень небольших количествах собирал Правдинский завод радиорелейной аппаратуры в Балахне Нижегородской области.

ЗИЛ-4972 в небольших объемах производили в городе Балахна Нижегородской области

В поиске новых потребителей, используя богатый опыт создания вседорожников, в 1996-м построили ЗИЛ-3906 со всеми ведущими и управляемыми колесами. Машина, задуманная как альтернатива немецкому Unimog, получила кабину и мотор «Бычка» (дизель объемом 4,75 л, мощностью 195 л.с.), узлы ЗИЛ-4906. Предполагали ряд модификаций, но большого интереса потребителей к модели не было.

ЗИЛ-3906 со всеми управляемыми колесами – интересный, но, увы, невостребованный автомобиль

Один из последних полноприводных автомобилей завода ЗИЛ-4327 проектировали еще с 1993 г. Четырехтонная двухосная машина с кабиной ЗИЛ-4331 сначала имела бензиновый мотор ЗИЛ-508 (потомок 130-го) мощностью 150 л.с., затем получила дизельный ММЗ-Д245.

ЗИЛ-4327 с минским тракторным мотором формально строили до 2012 г.

Помимо версии с колесной базой 3800 мм, предлагали укороченный вариант грузоподъемностью 2300 кг. Заявляли и модификацию со 135-сильным двигателем Caterpiller. Серийное производство начали в 2003-м и формально вели до 2012-го. Правда, к этому времени выпуск машин на АМО-ЗИЛ был уже совсем мизерным...

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
76
габдулкадиров марсель
Мы владели ЗИЛ-157кд 10лет. Вот это аппарат... я на нем учился водить.
СсылкаПожаловаться
PSG-M
Отличный "Бычок" на него бы навесное гражданское, да для военных подошёл бы скорее всего... Вот бы лихо в тесных дворах крутился с мехаметелкой и пылесосом. Да и контейнеры с ТБО забирал бы лихо... Нужная машина. А вот если на него кинуть бурилку! Цены ему не было бы. Это же как легко позиционироваться было бы! Да много чего придумать для него можно было!
СсылкаПожаловаться
Алексей Чернов
Ну пехота пройдет везде,в том числе и там, где ни один вездеход не пролезет)) Но грузовики и вездеходы реально хороши.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru