Круг внедорожного ада, или Каково ездить на «котлете»?

Юрий Урюков
Странных форм каракатицу зрители называют «котлетой», а создатели любовно «багухой». Мы на ней прокатились, перевернулись и чуть не утонули

В миру — это багги SRT, внедорожный прототип для трофи-рейдов высшей категории ТР-3/ТК-3. Строил машину известный спортсмен Илья Савельев сотоварищи с амбициозной целью — побеждать как в российских, так и европейских соревнованиях, что, кстати, удалось исполнить. А теперь титулованный аппарат может взять в аренду или даже купить любой желающий. Мы же в составе команды Master Winch поучаствовали на нём в гонке «Рассвет» — первом этапе новой серии Motive Gear Challenge Russia.

content image for: 60768

Первая мысль при виде багги — отвыкли мы от автомобилей, которым асфальт противен с рождения. Здесь дизайн и комфорт растоптаны функциональностью, оттого и красота у SRT особенная — железная. При этом машина ни на кого не похожа, хотя и построена с использованием серийных агрегатов.

Из чего это сделано?

В основе SRT — компактная пространственная рама из стальных труб. Неразрезные мосты (переделанные военные уазовские с тракторными бортовыми редукторами) крепятся к каркасу таким образом, что переднего и заднего свеса у машины нет вообще. Можно упереться зубастыми 38,5-дюймовыми покрышками в стенку и прямо в лоб её штурмовать. Амортизаторные стойки с регулируемой жёсткостью равнодушны к ямам, плюс, обеспечивают ходы свыше 30 см и, как следствие, — постоянный контакт колёс с грунтом. Даже если он будет потерян, спасут принудительные блокировки на обеих осях и полный привод типа part-time. Четырёхступенчатая механика и раздатка уазовские, но опять же доработанные. А движение «багухе» обеспечивает надёжный ниссановский дизель TD27, перенастроенный на спортивное топливо. Каждая деталь несёт смысловую нагрузку — никаких декораций «для красоты».

Вот так выглядит водостойкий и предельно практичный интерьер

Потяни за верёвочку — тонюсенькая дверь без стекла распахнётся хоть от сквозняка. Руль — пластиковый, спортивные «ковши» обтянуты тканью, а всё остальное внутри — железное. Силовой агрегат сдвинут в кабину, поэтому педальный узел сильно смещён влево. Но сидеть удобно даже в болотных сапогах. Единственная странность — тумблер «дворников» и кнопка омывателя находятся на стороне штурмана. Ведь пилоту и без того есть чем заняться: лебёдки, блокировки, вентиляторы, клапаны подкачки колёс... Если бы не таблички-подсказки, назначение переключателей я бы с ходу точно не выучил. Ещё интересный момент — часть инструментов запихнули под потолок: кнопка стартера, указатели давления масла и температуры двигателя, переключатели «зажигания» и свечей накаливания. Но это понятно — в трофийной машине только там сухо и бывает.

В пример УАЗу

Первой в Motive Gear Challenge Russia стартует техника начальных категорий ТК-0/ТК-1. Значит, у нас есть минутка размяться за рулём багги на окрестном поле. Затарахтел мотор, запшикал воздушный компрессор за правым ухом... Я, конечно, предполагал, что дизель с крутящим моментом порядка 350 Н∙м будет хорошо тянуть машину, но не думал, что SRT даже на второй-третьей передачах так невозмутимо прёт по целине, с аппетитным хрустом подминая засохший кустарник. Побыстрее? Нет проблем — даже если ходом брать канаву, подвеска сбережёт спину.

Багги SRT сейчас можно купить за 1,5 миллиона рублей, а цена более современных прототипов из карбона и титана доходит до 5-6 миллионов

А как чётко и «вкусно» работает коробка! Рычаг движется с минимальной амплитудой, ступени врубаются пусть и с усилием, зато с первого раза. Такой бы агрегат на серийные «уазики»! А вместе с ним ещё и модифицированную раздатку. С ней теперь вообще всё просто: толкнул высокий рычаг вперёд — подключил передний мост, потянул на себя маленький — перешёл на понижайку. Видимо, много лет назад ульяновским инженерам такой и виделась трансмиссия, но что-то пошло не так...

Пришлось привыкать к двум вещам — плохому обзору назад (зеркала не предусмотрены) и тяжёлой педали тормоза. Дисковые механизмы взяты у мотоцикла, усилителя в системе нет. Думаете, в трофи это не важно? Я тоже так полагал, пока судья не дал стартовую отмашку.

content image for: 60768

Человек-паук и первое болото

На гонку «Рассвет» приехало 75 экипажей, причём без малого 15 выступали в нашей категории ТК-3. Железная армада выстроилась в линию и рванула к первому препятствию — паре крутых горок, перемежавшихся узким оврагом. Повредить машину в этой толкучке не хотелось, поэтому чуть сбрасываю газ, выбирая удобное место для штурма преграды. Успеваю заметить — лебёдками никто не пользуется, все идут ходом. А вот и первые «уши» — высокая «котлета» кувырнулась назад и покатилась по склону...

В этот момент я с теплотой вспомнил ралли, где при перевороте тебя защищают не только каркас безопасности, но также пятиточечные ремни и омологированный шлем. А в трофи всё проще — на голове каска на манер велосипедной, а тело едва фиксируется в кресле обычными лямками вроде жигулёвских. Но к чёрту страхи — полный газ! Дизель взревел, мы на секунду увидели небо в ветровом стекле и не успели моргнуть, как оказались на вершине. Ныряем вниз, где в узкой ложбине иные стандартные внедорожники вставали в распор, повиснув на бамперах. Но у нас свесов нет — SRT мигом взлетает на второй гребень.

А вот дальше — почти отвесная стена. Мой коллега Пётр Баканов, выполнявший в этой гонке роль штурмана, выбегает вперёд, хватает крюк лебёдки и с проворностью человека-паука карабкается наверх к спасительному дереву, за которое можно уцепиться. Трос натянулся струной, и вновь я вижу перед собой только облака. Хорошо ещё между пилотом и штурманом есть радиосвязь — Пётр подсказывает, куда вращать руль. Я же стараюсь помочь лебёдке, подгазовывая и играя сцеплением. Его гидропривод специально сделан «лёгким», чтобы проще было почувствовать момент смыкания дисков.

Вскоре упираемся в болото. Слева-справа уже видны залипшие машины. Но Илья Савельев не зря старался облегчить свою «багуху». Врубаю блокировки обоих мостов (пневмопривод позволяет это делать на ходу) и влетаю в вязкую жижу. Машина почти не слушается руля, но прёт напролом, разрезая покрышками трясину, словно фрезами. Грязь моментально залепила стекло, наши лица и вообще всё внутри кабины. Не заметили, как перескочили запруженную бобрами речку и остановились только у очередного косогора. На этот раз глиняного и скользкого.

Основное занятие штурмана — бег с препятствиями. Только вместо кроссовок ты облачён в болотный костюм, а в руках тащишь стропу с шаклом и трос от лебёдки. Штурман подолгу не задерживается в машине, на всех засадных участках он работает снаружи. Причем находясь по уши в грязи
Пётр Баканов
редактор «Авто Mail.Ru»

Учись правильно сматывать

Первая проблема — стало подклинивать лебёдку. Похоже, в прошлый раз мы слишком сильно размотали трос, и он криво намотался на барабан. Не беда, есть же вторая — цепляемся за стоящий неподалёку КамАЗ, и машина сама себя затаскивает наверх. Вырываемся на оперативный простор — полевой ходовой участок. SRT способна шпарить за «сотню», но приходится осторожничать, так как решили не тратить время на накачку колёс. А когда в высоких покрышках едва пол-атмосферы, о надёжной управляемости можно забыть. Плюс, тугие тормоза давали о себе знать.

Решение оказалось правильным — поле быстро кончилось, ныряем в лес, утыкаемся в очередной бобрятник и берём его с ходу. Дальше нас ждал настоящий ад — российское бездорожье как оно есть. Я на всю жизнь запомню оплеухи веток по лицу, эти километры слалома между стволами сосен и ёлок, произрастающих из странной субстанции вроде влажного торфа. Пётр решил пойти на разведку и еле вернулся обратно. Во-первых, он просто не мог выдернуть ноги из этой зыбучей грязи, а во-вторых, за «багухой» ещё надо было угнаться. Ни единого позыва к застреванию! Я думал только о том, как не зацепить деревья да сберечь суставы — даже мощный гидроусилитель не мог изолировать руль от ударов, когда мы скакали по пням и брёвнам.

Остановил машину выезд из реки со смачным названием Колбаса. SRT задрал нос на берег, но передние колёса не могут вытянуть багги наверх. Пётр выбегает и... «Мы остались без лебёдок», — слышу в наушниках. Пока продирались сквозь лес, крюк второй лебёдки слетел с крепления и мы его оторвали. А первая лебёдка вообще отказалась работать — мотор гудит, но трос на барабан не наматывается. Оказалось, муфта быстрого роспуска самопроизвольно разомкнулась. По грудь в холодной воде Пётр устраняет проблему, и мы всё же вылезаем на сушу.

Меня, как новичка, поразила бестактность со стороны соперников. Порою кажется, что в погоне за призом народ готов идти на всё. Например, регламентом запрещено умышленно вступать в контактную борьбу. Так всё равно же прут и бьют друг друга. Местами было страшно: стоишь в воде по пояс, а в полуметре от тебя с косогора плюхается очередной монстр.
Пётр Баканов
редактор «Авто Mail.Ru»

Времени потеряли уйму и так разозлились, что следующий подъём, начинающийся прямо из речки, берём под аплодисменты зрителей нахрапом, без «ввинчивания». А потом так же ещё один. Да, SRT — не машина, луноход! А Илья ещё жаловался, будто современным «котлетам» его багги уже уступает — к примеру, карбона и титана в нём нет, потому плавать не умеет. Хотя нашему неопытному экипажу этот навык весьма пригодился бы...

content image for: 60768

Оно не плавает

К финишу первого круга мы подошли в лидирующей группе. И, видимо, так прониклись своим бесстрашием, что совершили глупую ошибку. Увидев, что глубокую лужу с поворотом другие экипажи проходят с правой стороны, утопая левым боком по крышу, решаем прижаться к противоположному «бортику». Пётр прощупал фарватер — дно вроде ровное, воды по грудь. Ныряем и... валимся на правый борт! Промоину по центру оказалось не объехать. А крен уже такой, что шноркель вот-вот зачерпнёт воду. Боясь запороть движок, сдаю назад и пытаюсь повторить траекторию соперников. Вот только о страховке лебёдкой мы забыли. Кабина багги с моей водительской стороны всё сильнее наполняется коричневой водой, перед носом уже плавают тина и какие-то жуки, а машина кренится всё сильнее. Пытаюсь выкрутить руль влево, чтобы избежать переворота, но колёса во что-то упёрлись. Чудом успеваю выключить «массу» и нырнуть на штурманскую половину, чтобы не захлебнуться.

SRT ложится на левый бок. Но это ещё не конец — надо только успеть поставить машину на колёса. Пётр ныряет в поисках троса, тянет его к дереву, но лебёдка снова отказывается подчиняться командам... Пока мы так барахтались, не выдержала даже влагостойкая электропроводка — из недр машины потянулся неприятный дымок. Короткое замыкание! Вот теперь точно приехали — пора вызывать эвакуацию.

Финишировать на первом в истории Motive Gear Challenge Russia не удалось. Обидно вдвойне, что скромный опыт в трофи не позволил и наполовину раскрыть возможности багги SRT — они оказались просто запредельными. Но зато мы теперь представляем, как должен ехать и что уметь настоящий внедорожник. И пусть этот единственный круг был настоящим адом, я готов согрешить ещё, чтобы попасть сюда вновь.

«Авто Mail.Ru» благодарит за предоставленный багги SRT и возможность участвовать в трофи на выносливость компанию Master Winch.

Юрий Урюков
Подпишитесь на нас