Автомобили, которые появились слишком рано

«Преждевременный выход на рынок с новой моделью столь же губителен, как и запоздание», — сказал величайший менеджер 20 века Ли Якокка. Авто Mail.ru представляет автомобили, которые опередили свое время.

Принято считать, что первыми минивэнами были Dodge Caravan/Plymouth Voyager и Renault Espace, которые появились в середине 80-х. Однако еще в 1914 году по заказу итальянского графа Марко Рикотти был построен автомобиль A.L.F.A. 40-60 HP Aerodinamica. Но он был сделан в единственном экземпляре, да к тому же его создатели не думали о практичности.

A.L.F.A. 40-60 HP Aerodinamica
A.L.F.A. 40-60 HP Aerodinamica

Их целью было улучшение аэродинамики и, соответственно, максимальной скорости. А в 1935 году в США пытались наладить выпуск модели Stout Scarab (всего собрано около 10 машин). В 1950 году под руководством Юрия Долматовского в СССР был построен экспериментальный НАМИ-013 (тоже в нескольких вариантах). Но в серию пошли не они, а Fiat Multipla 1956 года.

НАМИ-013
НАМИ-013

Появись эта машина 25 лет спустя, она стала бы легендой. Но в середине 50-х маленький однообъемник на основе малышки Fiat 600 оказался почти незамеченным. А зря. Ведь Multipla имела сразу три (!) ряда кресел, причем если сложить сиденья, то можно было организовать полноценные спальные места.

Fiat 600
Fiat 600

Хотя таксисты оценили всю прелесть шестиместной машинки: вместимость больше, чем у стандартного седана, расход топлива меньше, да к тому же размеры «Мультиплы» позволяли спокойно ездить по узким улочкам итальянских городов.

Fiat 600
Fiat 600

Не в той стране

Какие главные достоинства кроссовера? Увеличенный дорожный просвет, проходимость и почти легковая управляемость. Всеми этими качествами обладал советский ГАЗ-М72. Мы утверждаем, что именно этот автомобиль, который появился еще в 1955 году, и является первым в мире кроссовером. Машина с кузовом от «Победы» и некоторыми элементами от уазовского «козлика» поражала своей проходимостью и комфортом.

content image for: 60723

Но ГАЗ-М72 появился не в то время и не в том месте — советские чиновники решили, что для колхозников ГАЗ-М72 слишком роскошен, а горожанам он был якобы не нужен. К тому же у завода не хватало мощностей, а расширять производство не захотели, даже несмотря на большой спрос. Всего было собрано 4 677 ГАЗ-М72.

Передний пошел

Путь к успеху у переднего привода был долгим. Часто можно услышать, что первой переднеприводной моделью был американский Cord L-29, который появился в 1929 году. Однако почему-то забывают про французскую компанию Tracta — инженеры Жан-Альбер Грегуар и Пьер Фенай придумали шарниры равных угловых скоростей, и в 1926 году сделали машину с приводом на переднюю ось.

Cord L-29
Cord L-29

Но автомобилей Tracta было сделано лишь около 300 штук, Cord L-29 — чуть больше 4,4 тыс. Слишком мало, чтобы перевернуть мир.

Tracta
Tracta

И даже Citroen 7CV Traction Avant, который был показан в 1934 году, не смог изменить ситуацию (к тому же гигантские затраты на разработку этой модели и строительство нового завода фактически разорили «Ситроен», и он на некоторое время попал под контроль Michelin). По-настоящему передний привод начал вытеснять задний лишь в 60-70-х годах прошлого века.

Citroen 7CV Traction Avant
Citroen 7CV Traction Avant

ЭВМ на колесах

Вы не поверите, но когда-то компьютеров... не было. Первый персональный «комп» был сделан в 1975-м, а в 1976 году британский Aston Martin начал производство модели Lagonda. Которая лет на двадцать опередила свое время.

slide image for gallery: 21733 | Aston Martin Lagonda

Главной «фишкой» Lagonda была не форма кузова и не 4-местный салон. Электронная начинка — вот что впечатляло. Тут были фантастические вещи для середины 70-х годов: память регулировки кресел, сенсорный экран, бортовой компьютер, электронная приборная панель, телевизор для задних пассажиров, видеомагнитофон и так далее. Некоторые из этих «наворотов» появятся на других автомобилях через 15 лет, другие — через 30.

slide image for gallery: 21733 | Aston Martin Lagonda

По некоторым данным, затраты на электронную начинку в четыре (!) раза превысили инвестиции на разработку самого автомобиля. Мало того, у Aston Martin элементарно не хватило денег, чтобы довести машину до ума — электроника постоянно ломалась. Всего было сделано 645 Lagonda.

Немецкий гибрид

Это сейчас гибридами никого не удивишь. Первый автомобиль с гибридной силовой установкой был показан в 1900 году!

slide image for gallery: 21731 |  Lohner-Porsche Semper Vivus

Автомобиль под названием Lohner-Porsche Semper Vivus, который придумал молодой Фердинанд Порше, имел два бензиновых мотора, которые передавали свою энергию электрическим генераторам.

slide image for gallery: 21731 |  Lohner-Porsche Semper Vivus

Затем был создан более совершенный Mixte, причем Фердинанд постоянно усовершенствовал свои автомобили. Но массовыми они так и не стали. И во многом из-за цены — Lohner-Porsche Mixte был дорогим даже по тем временам. Всего было собрано лишь 11 гибридов Lohner-Porsche

Он снимался в «Бригаде»

slide image for gallery: 21722 | Lamborghini LM002

Cayenne появился вовремя и принес компании Porsche фантастическую прибыль. Мало того, успех Cayenne заставил другие премиум марки выпускать свои кроссоверы — даже Bentley теперь делает SUV. А вот Lamborghini LM002 появился не в то время...

slide image for gallery: 21722 | Lamborghini LM002

Между тем потенциал у машины был огромный. Брутальный внешний вид, отменные внедорожные возможности, двигатель V12 объемом 5,2 л выдавал 455 л.с. Но в 1986 году покупатели были не готовы к спортивным внедорожникам — в итоге «Ламбо» смогла в период с 1986 по 1993 годы сделать только 301 автомобиль (по другим данным — 328).