Auto article image: 60213

Автобус для самоубийц, автомобиль-лебедь и другие диковинки семейного гаража

Юрий Урюков

82 года семья Лоуман собирала эту коллекцию — 250 раритетных автомобилей. Сейчас голландский музей считается старейшим частным собранием, открытым для общего доступа. Мы отобрали для вас 13 интересных машин, ради которых стоит купить билет до Гааги
content image for: 60213

Продукцию Ahren-Fox называли «Роллс-Ройсами» среди пожарных машин. И не только за аристократичный облик. К примеру, в 1917 году для огнеборцев Нью-Йорка фирма разработала модель, способную закачивать воду на вершину одного из самых высоких зданий в мире — 241-метрового небоскрёба Woolworth. А показанный в музее N-S-2 1000 GPM — один из семи, почти полвека, с 1928-го по 1971-й, работавших в Роттердаме. Именно они тушили город после немецкой бомбардировки в мае 1940 года. Водителей допускали к управлению Ahren-Fox только по сдаче спецэкзамена: радиус поворота достигал 22 м. Да и начинка у машины была нетривиальная. К примеру, система охлаждения двигателя была завязана на пожарный насос. А блестящая сфера перед капотом — вовсе не самогонный аппарат, а гидроаккумулятор.

content image for: 60213

Нет, этот агрегат не работал в цирке. В 1913 году 48-сильные автобусы Thames возили людей из Лондона на скачки в Эпсом и Аскот, причём маршрут достигал 160 км. Для девяти счастливчиков внутри — ещё ничего. А теперь вообразите, каково было 16 (!) пассажирам на крыше, да без ограждения. Хотя, судя по документальному фото на стене, риск погибнуть во время поездки не смущал джентльменов.

content image for: 60213
content image for: 60213

Шокированы? А теперь представьте, как реагировали на это чудо жители Калькутты в 1910 году, когда шотландец Роберт Николь Мэттьюсон выкатил на улицы свой Brooke Swan Car. У машины-лебедя светились глаза, из клюва вырывался пар для распугивания прохожих, а ещё она могла... гадить на дорогу белилами, чтобы сходство с птицей было уж совсем полным. В свою очередь щётки в арках чистили колёса от слоновьего помёта, дабы пассажиров не беспокоил неприятный запах. Сигналы водителю подавались посредством судового телеграфа, а ещё задние седоки могли развлечь себя игрой на «синтезаторе» — клавиши управляли восьмитоновым клаксоном. На Swan Car быстро нашёлся покупатель — махараджа Набхи. В 1920 году он заказал для своего поместья Baby Swan маленький автомобиль-лебедь с электроприводом!

content image for: 60213

Перед вами — один из самых крупных и престижных автомобилей в истории Renault. Модель 40CV имела 9-литровый (!) шестицилиндровый двигатель и выходила с завода исключительно в виде шасси. Кузова же богатые клиенты заказывали на специализированных мануфактурах. К примеру, этот 40CV — единственный сохранившийся с «надстройкой» от мастерской Widerkehr. После показа на Санкт-Петербургской выставке в 1913 году два Renault 40CV приобрёл российский император Николай II. Но не роскошью единой. В 1925-м 40CV выиграл ралли Монте-Карло, а годом позже установил несколько рекордов.

content image for: 60213

Начальника пожарной службы Вунсокета (штат Род-Айленд, США) Августина Коута коллеги называли «человек-паккард». Именно он в 1926 году купил этот двухместный шестицилиндровый Packard 223, чтобы использовать его в качестве «летучки» первой помощи. Причём шеф редко сам сидел за рулём, доверяя эту миссию помощникам. Зато прославился тем, что зимой и летом гонял с открытым верхом. Да и вообще очень любил свой Packard, расставшись с ним только при увольнении со службы в 1954-м. Машину продали частнику, который отреставрировал её, убрав всё специальное оборудование. Лишь в 2005-м автомобилю вернули первозданный вид.

content image for: 60213

Такой экстравагантный автопоезд колесил по Нью-Йорку в начале 1930-х годов. Машина принадлежала банкиру Хью МакДональду, который использовал её для поездок из имения на Лонг-Айленде в офис на Уолл стрит. Тягачом работал модифицированный Graham Blue Streak — сцепное устройство монтировалось в ступицу запаски, которая гасила рывки и удары. Необычный же полуприцеп построила авиационная фирма Curtiss Aeroplane Company из Флориды. Обтекаемый корпус базировался на лёгком трубчатом каркасе, внутри имелись кабинет, туалет с умывальником, холодильник и нечто вроде кабины пилота с компасом, барометром, высотомером, спидометром и поворотными прожекторами.

content image for: 60213

С 1936 по 1943 годы выпустили около 1400 экземпляров Toyota AA — первого легкового автомобиля ныне крупнейшей корпорации. Долгое время считалось, что ни одной такой машины в мире не сохранилось. К полувековому юбилею японцам даже пришлось строить реплику. И вдруг в 2008 году АА случайно обнаружили неподалёку от... российского Владивостока! Вероятно, уникальная модель попала к советскому крестьянину в качестве трофея после Второй мировой. А поскольку использовалась в основном на бездорожье и чинилась на коленке, то музей купил АА у внука первого владельца вот в таком плачевном состоянии.

content image for: 60213

Этот Marmon Sexteen Lebaron датируется 1932 годом, причём с тех пор машина ни разу не реставрировалась — единственная из всего тиража в 390 штук. Интересно, что дизайн модели придумал 19-летний студент Вальтер Тиг, а сама она была весьма продвинутой в техническом плане. К примеру, центральная фара поворачивалась вслед за передними колёсами, а восьмилитровый 16-цилиндровый (!) двигатель изготавливался почти целиком из алюминия и выдавал такую тягу, что Sexteen Lebaron мог тронуться с места на высшей передаче и разогнаться до 160 км/ч. Впрочем, превосходство Marmon длилось недолго — в 1933 году компания закрылась.

content image for: 60213

Сейчас «Лады Приоры» занижают колхозными методами, а в 1908 году компания American Underslung из Индианаполиса начала выпускать «посаженные» автомобили серийно. Мосты и рессоры у них находились над рамой, а не под ней, что давало хорошую устойчивость на высоких скоростях. Но публика инновацию не оценила: представленный в музее Model 644 — машина одной из последних партий 1914 года. В мире сохранилось всего три таких автомобиля.

content image for: 60213

Когда Индия считалась британской колонией, для махараджей и прочих местных правителей не было автомобиля круче «Роллс-Ройса». Вот и наваб (премьер-министр) Хайдарабада купил себе в 1926 году Phantom I с роскошным кузовом Torpedo Tourer работы мастерской Barker. За полированные алюминиевые бока машину прозвали «серебряный призрак Хайдарабада». Она считалась счастливой, потому Phantom I поучаствовал во множестве свадебных церемоний и регулярно возил высоких гостей — членов английской королевской семьи. Этот Rolls-Royce оставался в строю до 1953 года, после чего ещё долгое время пылился в гараже наваба.

content image for: 60213

Воздушный ас Первой мировой Реджинальд Синклэйр отдал за этот Duesenberg SJ целое состояние — 20 тысяч долларов. В середине 30-х годов за эти деньги можно было купить, к примеру, 40 «Фордов». Но модели Duesenberg по праву считались элитными. Оцените показатели: SJ образца 1932 года имел под капотом 6,9-литровую «восьмёрку», которая за счёт приводного нагнетателя выдавала аж 320 сил! Это позволяло машине разгоняться до 210 км/ч. SJ производился до самого закрытия фирмы в 1937-м, но тираж по понятным причинам оказался мизерным — 35 штук. А этот экземпляр уникален вдвойне, поскольку он еще и щеголяет кузовом от ателье La Grande.

content image for: 60213
content image for: 60213

Собрание семейства Лоуман — это не только уникальные машины, а также и совершенно винтажная атмосфера. В залах музея воссоздали старую автомастерскую, магазин запчастей, гараж и даже целую площадь старого европейского городка с кафе и дирижаблем под потолком! Похоже, именно так работает погружение в эпоху...

Юрий Урюков