Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Путешествие зимой к Баренцеву морю

15 марта 2016 10:00, Статьи
Зимой всех тянет к морю. Вот только отправились мы не на юг, а на север
10 декабря
Volkswagen Polo 1.6 AT
Комфорт приемлем, но холодная (салон)
3.3
10 декабря
Mitsubishi ASX 1.6 2WD MT
Отличный автомобиль! Молодцы японцы!
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Повод был хороший — вместе с подводниками Северного Флота встретить окончание Полярной ночи. Мы загрузились в Volkswagen Caravelle и Caddy с одинаковыми двухлитровыми дизелями, и — в путь.

Точкой старта выбрали Вологду, откуда для многих путешественников и начинается Русский Север. И сразу же заглянули в Музей забытых вещей. Всем рекомендуем. Настоящее перемещение во времени и пространстве. Там очень хорошо понимаешь, как сто лет назад люди коротали зимние вечера: читали вслух, играли в настольные игры, чаевничали, вышивали крестиком, ходили в театр и в гости. То есть они проводили время в семейном и дружеском общении. Для многих из нас эта форма проведения досуга, увы, подзабыта.

Колокольное счастье

Вторая точка на нашем маршруте — Каргополь. Древний город с нелегкой судьбой. Он долгое время имел царские привилегии на коммерческие операции, и практически вся торговля с Поморьем шла через него. Даже британский посол Флетчер в 1588 году, описывая Россию Елизавете Первой, называл Каргополь в числе главных городов в России. Однако все это не мешало городу несколько раз сгорать дотла. Очередной пожар 1765 года оставил пепелище — горели даже каменные храмы. Екатерина Вторая распорядилась выделить средства на восстановление города, но повелела дать ему новую планировку, которая тогда вводилась повсеместно в России. В благодарность императрице в самом центре, в створе Петербургского тракта, поставили колокольню, а крест на ней сориентировали не на восток, как положено, а на тот самый тракт, чтобы царица, въезжая, могла любоваться полной гармонией. Екатерина так и не приехала в Каргополь, а «неправильная» колокольня осталась.

И в нее не раз била молния. В 2001 году из-за этого вспыхнул сильный пожар. Щедрой Екатерины к тому времени у власти уже не было, и деньги пришлось собирать с миру по нитке. Но насобирали. И с 2003 года каждый канун Крещения над Каргополем льются звоны — сюда съезжаются звонари со всей России на традиционный фестиваль.

Теоретически существует похожая на нотную запись звонов. Но большинство звонарей ее не знают. Так что каждый раз — это импровизация. И длительность исполнения зависит лишь от вдохновения и физической силы человека. Кстати, среди звонарей есть и девушки!

Позже, на «учебной» звоннице, мы взяли мастер класс у звонарей и поняли — координация и чувство ритма у них должны быть фантастическими. Мы предположили, что хорошие звонари выходят из джазовых барабанщиков. И это правда! При условии, что человек, подходящий к колоколам, имеет не только талант, но еще и осенен той невидимой субстанцией, которая именуется духом...

Наутро градусники в наших машинах показывали -32. Слабонервные полезли в Caddy, полагая, что там будет теплее — салон-то поменьше. Но оказалось, что обе машины готовы к русской зиме, а в Caravelle есть еще и задняя печка с отдельной регулировкой и поддувом в ноги.

Беломор

Дорога через Кенозерский нацпарк — идеальный раллийный спецучасток. Горочки, подъемы, закрытые повороты... Жаль, что у нас машины были без полного привода, очень хотелось отключить систему стабилизации и немного пошалить. А ESP, к слову, на машинах настроена адекватно: электроника не сразу душит скольжение и затыкает мотор, а вмешивается в действия водителя мягко, давая ему некую свободу.

Медвежьегорск известен как столица Беломорканала, место съемок комедии «Любовь и голуби» и центр народного промысла «Карельская Вышивка». Сам Беломорканал можно созерцать в 20 км от города — в поселке Повенец дорога идет прямо через шлюз. Останавливаться, чтобы сделать селфи, не советуем — строго охраняемый объект. Но если сразу за шлюзом съехать к недавно поставленному в честь строителей канала Никольскому храму, то можно подняться на дамбу — откроется хороший вид сразу на несколько гидротехнических сооружений. Изначально канал шириной 36 метров, глубиной 4 метра и длиной 227 километров был полностью деревянный. Деревянными были и все 19 шлюзов. Канал начали строить в 1931 году, и к августу 1933 его уже закончили. Эти невиданные темпы стройки первой пятилетки стоили почти 20 тысяч жизней, в основном, заключенных...

Именно в их честь и поставили храм, а в самом Медвежьегорске своеобразным памятником строителям стала гостиница Беломорканала. Колоссальное серое мрачноватое здание, стилизованное под шлюз, и сегодня буквально подминает под себя деревянный город. На первом этаже — музей Беломорканала. Зайдите. Познавательно...

Трассу Кола от Медвежьегорска на север недавно сделали. Сейчас это уже не «направление», а «зеркало». Аж до норвежской границы. Теперь было бы неплохо построить АЗС и наладить мобильную связь. Хорошо, что у нас дизели оказались не прожорливы — около 7 литров на сотню у Caddy и чуть больше 8 на Caravelle.

Меж тем, холодало, минус 36,5 градуса. Фантастические ощущения от проезда мимо Кольской АЭС — тридцатник за окном, а туман такой, что на Caddy не видно капота. Это парят озера, которые служат фактически радиаторами внешнего контура реакторов...

Ночевали в Кировске, заодно оценили склоны Хибин. Очень понравился персонал, прокатный инвентарь новый, цены разумные. Но вот с жильем проблемы — большинство ночлегов расположены далеко от склонов.

Атака на Тирпиц

Формально Северный Флот существует с момента указа о его создании, с 1933 года. Но новая тенденция такова — нашему Северному Флоту больше 280 лет. И тому есть историческое подтверждение: в 1723 году, еще при Петре, была организована база казенного китоловства. Собственно, и название свое — Екатерининская — гавань получила по имени супруги Петра Великого (сейчас это город Полярный). А в период Шведской Войны, с 1741 по 1743 годы, в гавани базировались русские военные корабли. Сегодня здесь стоят дизельные подводные лодки и вспомогательные корабли. Основная ударная мощь Северного Флота уже на других, более современных базах, но Полярный был, есть и будет сердцем флота, его столицей, его отцом и матерью. Ведь именно сюда не вернулись во время Великой Отечественной Войны 23 подводные лодки.

Сегодня главная база Северного Флота уже в Североморске, но попасть туда без пропусков невозможно. Однако рядом с Североморском, в Сафоново, находится музей авиации Северного Флота, а на самой Главной Базе СМФ стоит легендарная лодка К21. На которой экипаж под командованием Николая Лунина 5 июля 1942 года атаковал флагман немецкого флота, наводивший ужас на всю Атлантику — Тирпиц. Попала ли хоть одна торпеда в линкор или это было невозможно даже теоретически — споры до сих пор не умолкают. Однако сам факт того, что наша лодка смогла пройти вражеские эсминцы, войти внутрь строя немецких кораблей, выйти на прямой контакт с Тирпицем и уйти целой, уже подвиг. Сейчас три отсека лодки превращены в музейные залы, но остальные четыре сохранены в целости и сохранности. Вот только дети, которых сюда привозят на экскурсии, умудрились сломать перископ...

Команда «Ленина»

Ну а мы движемся в Мурманск. Наш приезд совпал с роскошным полярным сиянием, о котором мы узнали только на следующее утро от местных товарищей. Мы же вырубились уже в 10 вечера...

Встреча солнца была назначена на следующий день — астрономы уверяли, что светило должно появиться примерно в 13-00. Поэтому времени хватило, чтобы посетить одну из главных мурманских достопримечательностей — атомный ледокол «Ленин». Первое надводное судно с ядерной силовой установкой впечатляет современного человека не столько энергетическими инновациями, сколько фантастически стильным интерьером (к моменту спуска «Ленина» у американцев уже было 2 атомные подводных лодки, у нас — одна).

Это настоящий уютный и вместе с тем аристократичный особняк с витыми лестницами, панелями натурального дерева и роялями. Недаром над проектом работали не только гениальные физики-ядерщики и кораблестроители, но и архитекторы и художники. Тут нет ничего типового. Для «Ленина», как для витрины социализма, все делалось индивидуально. Так что сроки постройки гигантского 135-метрового корабля водоизмещением в 16 тысяч тонн впечатляют — 25 августа 1956 был заложен, а 12 сентября 1959 уже пошел на ходовые испытания! Не удивительно, что на борт ледокола поднимались и британский премьер Макмиллан, и тогда еще кандидат в американские президенты Никсон. Пять дней в неделю корабль открыт для простых смертных. Интересно, что, несмотря на музейный статус и абсолютную неподвижность, — реактор ледокола разгружен еще в 2008 году — на «Ленине» есть капитан, команда, расписание вахт.

Ну а мы на утро отправились на сопку Солнечная горка. Зачем — явствует из названия этого географического объекта. И вот девушки из народного ансамбля «Снежица» пропели «зазванную» солнцу, и буквально через 15 минут через облака ударили первые лучи... Началась весна!

Андрей Леонтьев
Фото автора

Хочешь рассказать друзьям, что отдыхать можно не только на юге, но и на северных морях? Тогда нажми на кнопки соцсетей внизу!

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
56
Виктор Глотов
ХОТЕЛОСЬ бы знать стоимость поездки ,проживание, питание, ночлег , стоимость топлива,количество и качество азс, а без этого чистый блеф , я могу и больше и интересней наговорить.
СсылкаПожаловаться
Расул Магомедов
Теперь расскажите про надежность коробки DSG и турбированном моторе, который на 100 тысяч км рассчитан.
СсылкаПожаловаться
Alexander Plebanovich
Большое спасибо Андрей! Замечательное путешествие!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru