От Ленина до Путина: 95 лет главному гаражу страны

1 января 1921 года в Советском Союзе образован Гараж Особого Назначения – легендарный и загадочный ГОН. Его юбилею посвятили очередную выставку «Олдтаймер - Галерея». Мы же отобрали для вас 10 самых интересных машин вождей, генсеков и президентов
Автор текста: Юрий Урюков.
Фото Дмитрия Отросткова
До революции функции ГОНа исполнял Собственный Его Императорского Величества Гараж. Особой любовью Николая II пользовались роскошные французские автомобили Delaunay-Belleville с характерными круглыми радиаторами.
Вожди мирового пролетариата предпочитали не ограничивать себя в комфорте. К примеру, оба ещё живых «Роллс-Ройса» царских времён в 20-е годы обслуживали Ленина и Троцкого.
Центральная дополнительная фара – одно из отличий бронированного ЗиС-115 от обычного ЗиС-110. На таком автомобиле возили Сталина. Салон защищён стальной капсулой, а стёкла имеют толщину 75 мм и поднимаются гидравлическими домкратами.
Вовсе не «Победа», а фешенебельный ЗиС-110 в 1945 году стал первым послевоенным советским автомобилем. А это его редчайшая версия – полноприводная, да к тому же с открытым кузовом фаэтон. Машину использовал Хрущёв для поездок «на целину».
Полноприводный седан ГАЗ-24-95 помогал Леониду Брежневу охотиться с комфортом в угодьях Завидово. В 70-е годы собрали всего пять таких машин, до наших дней сохранились две.
В ГОНе работают не только лимузины, но и специальные автобусы. Например, ЗиЛ-118К «Юность» с середины 70-х годов обслуживали правительственные делегации и трудились в качестве реанимобилей для высших сановников.
Изрешеченный пулями ЗиЛ-4105 – не жертва покушения, а объект испытаний. В 80-е годы на нём проверяли обстрелом защиту кузова и стойкость бронестёкол.
Первая из так называемых «догонялок», появление которой в СССР не скрывали. ГАЗ-31013 с 220-сильным двигателем V8 разгонялся до 180 км/ч и возил в багажнике плиту весом в центнер для уравновешивания тяжёлого мотора. Внешне машина почти не отличалась от обычной «Волги».
Автомобиль огневой поддержки ЗиЛ-41072 «Скорпион» 1989 года. Охрана размещалась на наружных подножках и на поворотных креслах внутри машины. В этом случае амбразурами становились огромный люк в крыше и мгновенно открывающиеся задние стёкла.
Мотоциклы – характерный атрибут почётных эскортов. Используются даже модели с коляской, как этот «Днепр-14.9». А в своё время для госслужбы пытались создать супербайки с особо мощными роторными движками.
Сейчас лидеры нашей страны ездят на «Мерседесах». Но не исключено, что проект «Кортеж» по созданию отечественного лимузина не окончится бесславно. Подождём экспозиции по случаю 100-летия ГОНа?