За двумя зайцами. Итоги сезона в тайматаке

Все прелести известной поговорки сполна вкусил редактор «Авто Mail.Ru» Вадим Гагарин

Так сложилось, что редакции «Авто Mail.Ru» совсем не чужд автоспорт — Юрий Урюков два сезона провёл в раллийной моносерии Volkswagen Polo Cup (его отчёт с финала читайте по этой ссылке), а Дмитрий Ласьков увлёкся прокатным картингом и в итоге недавно поучаствовал в 24-часовом марафоне в Дубае. А я досконально изучил все российские гоночные трассы, выступая в этом году сразу в двух крупнейших чемпионатах по тайматаку, — заездов на лучшее время круга.

content image for: 58717

Проблема выбора автомобиля не стояла. После ухода из России компании Opel и двух полноценных сезонов на хэтчбеке Astra OPC я вообще собирался «сделать паузу», но от предложения одноклубника взять его Renault Megane RS в аренду отказаться было невозможно — это один из быстрейших переднеприводных «хот-хэтчей» всей планеты. Своё превосходство «французы» доказали и в нашем чемпионате RHHCC RTAC — если в 2012 году (в момент появления машины на российском рынке) «Меганы» заняли два высших места по итогам года, то в 2013-м заполонили уже всю верхнюю десятку класса Hot-Street!

content image for: 58717

Разумеется, после этого техническим регламентом «Меганам» серьёзно подрезали крылья, ограничив ширину шин, увеличив минимальную массу с водителем до 1440 кг, запретив в любом виде разбирать салон и устанавливать дисковую блокировку дифференциала, а из доработок подвески разрешили только более короткие пружины да нерегулируемые амортизаторы других производителей. Тем лучше — вложений-то практически не нужно! Подержанные пружины можно купить за 6-8 тысяч рублей, а из обязательных доработок — лишь программа управления двигателем (20 тысяч), которая увеличивает мощность до 300 «лошадок», а крутящий момент до 400 Н∙м с плюсом. И нужно разжиться лёгкими 17-дюймовыми дисками, ибо даже шины Hankook Ventus R-S3 размерности 225/45 R17 цепляются за асфальт лучше, чем штатные Michelin Pilot Sport 235/40 R18. Понадобятся и более выносливые тормозные колодки (10-15 тысяч), вместе с которыми лучше поменять и тормозную жидкость.

content image for: 58717

А в остальном Renault Megane RS — отличный трековый боец. Главные бонусы — это могучий мотор, неплохо подобранные передаточные числа и хорошо настроенное шасси. И пусть к сезону-2015 «хот-хэтчи» Renault подходили отнюдь не в статусе главных фаворитов, что, впрочем, не помешало мне сходу, без тренировок и буквально с трапа самолёта занять второе место на открывающем чемпионат этапе на трассе Moscow Raceway. А после этого неплохого выступления я решил проехать и первый этап серии MaxPowerCars на том же автодроме — ливень, идущий весь день, вынудил меня раскошелиться на новые шины Yokohama Advan Neova AD08R, но окупилось это убедительной победой. На мокрой трассе Megane RS позволял мне уверенно опережать гораздо более мощные машины.

content image for: 58717

После этого было принято, наверное, самое глупое решение — поехать сразу в двух чемпионатах по полной программе. А цель самая амбициозная — выиграть их! Но то, что на ближайших подмосковных этапах в расчёт я не принимал, в итоге обернулось логистическим кошмаром — с конца апреля по конец октября нужно было принять участие аж в 20 гонках на трассах, разбросанных от Смоленской области до Казани и Грозного. Например, этапы RHHCC и MaxPowerCars проводились с интервалом в неделю. Рабочий график не позволял расслабленно заниматься доставкой техники и тренировками, а, значит, всё на бегу! Добавлял перца и регламент класса Touring чемпионата MaxPowerCars, в котором Renault Megane RS мог выступать фактически с любыми доработками, включая шины шириной 255 мм, но масса должна составлять не менее 1500 кг. И поставщики из Yokohama попросту не имели покрышек для «Мегана» такого размера. В итоге пришлось ехать на заведомо худший результат на «235-х».

content image for: 58717

Впрочем, первые этапы складывались относительно неплохо — я лидировал и в RHHCC, и в MaxPowerCars. Обозначились и главные соперники — в RHHCC это были «Меганы» Александра Дударева (к слову, чемпиона картинговой серии МIKC, где гоняет наш Дмитрий Ласьков) и Александра Захарова, Mazda RX-8 Игоря Дражникова и имевший поблажки в регламенте Volkswagen Scirocco Марины Кареевой. В MaxPowerCars мне противостояла армада «Лотусов» во главе с их многолетним лидером Максимом Карнауховым. Стали ясны и «неудобные» трассы — длинные повороты и скользкий асфальт «Нижегородского кольца» гораздо лучше подходили лёгким заднеприводным машинам. Да и в подмосковном Мячково они смотрелись предпочтительнее.

content image for: 58717

В итоге судьбу сезона решили упомянутые логистические сложности и неправильное планирование — оказалось, что в борьбе за чемпионат нельзя упускать ни малейшего очка, а фантастическая плотность в RHHCC не оставляет шансов на ошибку. Например, в Мячкове я весь день был на третьей позиции за двумя «Маздами» RX-8, но в финальной, самой лучшей попытке прямо передо мной вернулся на асфальт вылетевший с трассы соперник, я на долю секунды приподнял ногу с педали газа и... обнаружил себя в итоге лишь шестым. В 0.2 уместилось аж четверо и этот инцидент стоил мне 4 очков. «Ерунда, отыграюсь», — так думал я после четвёртого этапа. Но на следующей гонке в Смоленске выяснилось, что Megane RS вдруг потерял в скорости — точно такому же автомобилю Дударева я проигрывал по 8-10 км/ч на прямых. Осмотр показал, что патрубки впускной системы потеряли герметичность, но в итоге проблема осталась и в Казани, где я окончательно смирился с проигрышем.

content image for: 58717

Позже выяснилось, что дело оказалось в топливном фильтре под днищем, пережившем стоянку в глубокой луже -— «мозги» попросту уменьшали подачу воздуха, чтобы обеднённая смесь не повредила мотор. Но ещё раньше на помощь пришло российское представительство Renault, выдавшее мне для спасения чемпионата новый Megane RS. А неплохие результаты на последующих этапах позволили остаться в группе лидеров, хотя на финальный этап я приехал, находясь лишь на четвёртой строчке турнирной таблицы. И едва не выиграл! Всего 0,148 секунды мне не хватило до победы на Moscow Raceway и в RHHCC. А дальше новый финал в Грозном и проигрыш, пожалуй, самому достойному сопернику — Александру Дудареву, так что по итогам года мы снова вернули два «Мегана» на высшие позиции.

content image for: 58717

Как под копирку сложился сезон и в MaxPowerCars. Рассчитывал выиграть на финальном этапе на Moscow Raceway — благо, «мотоциклетная» конфигурация FIM с длинным прямиком должна была лучше подойти именно «Мегану», но он проводился в тот же день, что и заезды RHHCC в Смоленске! И я едва успел лишь на зачётные попытки, хотя вряд ли тренировки изменили бы ход событий — наконец-то починивший мотор своего «Лотуса» Максим Карнаухов улетел в космос. Ситуация могла быть иной, не потеряй я важные очки, когда выступал на совсем стандартной машине, но теперь об этом можно говорить лишь с точки зрения получения опыта. Опыта борьбы за самые высокие места, которая не прощает невнимательного отношения к мелочам. А Renault Megane RS по-прежнему конкурентоспособен и наверняка останется в числе лидеров и на свой пятый сезон в российском тайматаке. Главное — выбрать один чемпионат, уровень конкуренции уже не даёт возможности разрываться и совмещать выступления в RHHCC и MaxPowerCars.

Вадим Гагарин