В январе для рассмотрения депутатами Госдумы через один из региональных парламентов планируется ввести законопроект, который предусматривает создание целой системы, позволяющей наказать и образумить дорожных грубиянов. При этом, как сообщает «Российская газета», документ предлагает решить проблему автоконфликтов радикально, сделав так, чтобы водителям было неповадно останавливаться на дороге для разборок.
Проект фактически разделяет дорожное хамство на несколько видов: «тяжёлое», попадающее под Уголовный кодекс, а также «лёгкое» и «средней тяжести», которое предлагается наказывать по административной статье, штрафуя автомобилиста на пять тысяч рублей и лишая прав.
«Тяжёлым» будет считаться грубое нарушение общественного порядка, «совершённое участником дорожного движения, сопряженное с нарушением правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, что повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств».
К «лёгким» и «средним» планируется отнести «нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, что привело к созданию препятствий для движения других транспортных средств».
Помимо этого, введение санкций именно за дорожные разборки позволит ввести такие меры, как воспитательные беседы и специальные курсы по повышению стрессоустойчивости. Также предлагается выдавать водителям памятки «как вести себя в конфликтных ситуациях на дороге», проводить «месячники вежливого водителя», то есть пропагандировать спокойное поведение.
Несмотря на то, что дорожные конфликты попали в поле внимания на столь высоком уровне, опрошенный «Авто Mail.Ru» эксперт усомнился в эффективности предложенных мер.
Конфликты на наших дорогах, действительно, стали бедою, однако предложение бороться с ними с помощью только карающего меча правосудия или за счет изъятия у «скандалистов» прав, не выдерживает критики. Такой метод законодателям кажется проще, потому что не предполагает никакого анализа ситуации, установления причин агрессии на дорогах и одновременно способствует снижению числа автомобилистов по принципу: нет водителей - нет с ними и проблем. Но пересади дебоширов на общественный транспорт, они буду конфликтовать и там, ведь культуру поведения на дороге или в жизни, вполне очевидно, таким людям не привили с детства. Сегодня автопедагогам новые программы обучения водителей предписывают читать новый курс «Психофизиологические основы деятельности водителя», включающий в себя тему «Саморегуляция и профилактика конфликтов». Однако отсутствие в системе образования транспортных психологов, недостаточное количество времени для глубокой проработки этих тем в автошколах, а главное - отсутствие воспитания участников дорожного движения с детских лет не оставляют шанса научить людей быть взаимно вежливыми. Именно воспитательными методами, выстраивая единую систему автообразования, планомерно можно привить человеку уважение как к законам, так и к правилам дорожного движения.