Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рейтинг@Mail.ru

Есть что вспомнить. Тестируем очень старые «Шкоды»

Павел Ёлшин
Есть что вспомнить. Тестируем очень старые «Шкоды»
Skodaundefined
10 июня
Skoda Octavia 1.4 74hp MT
Оставлял отзыв год назад, почти сразу после покупки. За год положительные эмоции только увеличились. Езжу круглый год, в том числе и по буеракам (на рыбалку). Пролезал везде, где хотел. По трассе и в...
4.8
12 сентября
Skoda Octavia 1.6 FSI MT
Отличный автомобиль. Экономичный. вместительный. надежный. за 6 лет менял только 1 лампочку ближнего света и габаритки (ну и затраты на ТО и расходники). Менять машину не хочу. Если когда надумаю...
4.8
Другие отзывы о Skoda Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
2 сентября 2015 09:59, Тест-драйвы
Вон из Москвы, прочь от крафтовых пабов с их мутным пивом, произведенным лучшими рязанскими варщиками, освоившими профессию два года назад. Пиво надо пить в правильном месте!

Привычное нам светлое пиво «лагер» (и его самый распространенный в мире вид — чешский «пильзнер») — это такой же продукт промышленной революции конца XIX века, как и автомобиль. Именно в то время пивовары начинают применять холодильные установки для производства своей продукции методом холодного низового брожения. Это позволяет делать хмельной напиток в промышленных масштабах круглый год. И как только чешские пивовары взяли этот вариант на вооружение, их опыт стали перенимать во всем мире: появился немецкий пильзнер, американский пильзнер... Любопытно, что в производстве автомобилей чехи тоже в свое время опередили многих.

Эмблему в виде крылатой стрелы компания использует с середины 20-х годов. Фирменными цветами долгое время были белый и синий. Современный черно-зеленый логотип начал использоваться с 1993 года

Начнем с того, что чешский автозавод гораздо старше того же Volkswagen — Skoda вообще входит в четверку старейших автомобильных брендов в мире. Компания Laurin & Klement, впоследствии ставшая «Шкодой», была основана в 1895 году, а к выпуску машин она приступила в 1905-м. Более ранними датами основания могут похвастать только Opel, Benz/Daimler и Peugeot. Мы, получается, приехали на двойной юбилей: если заводу в Млада-Болеславе в этом году исполнилось 120 лет, то автомобильному производству «Шкоды» стукнуло 110 лет.

Сегодня деловая пресса любит составлять рейтинги вроде «30 стартаперов до 30 лет», рассказывающие про предпринимателей, добившихся успеха в молодом возрасте. Основатели чешского автопрома вполне могли бы попасть в такой «топ». Все началось с того, что 26-летний книготорговец Вацлав Клемент и 29-летний механик Вацлав Лаурин начали в 1895 году выпускать велосипеды, а вскоре — мотоциклы. Уже через десять лет после основания предприятие превратилось в автозавод Laurin & Klement.

Первым автомобилем, от которого ведет свою историю марка Skoda, стала двухместная самобеглая коляска Laurin & Klemetn Voiturette A, запущенная в производство в 1905 году. Ее двухцилиндровый мотор рабочим объемом 1 л развивал 7 л.с.

До выхода чешских машин на российский рынок оставалось... да нисколько не оставалось — они сразу стали поставляться в Российскую Империю! Известно, что один из экземпляров первой модели был продан в Санкт-Петербург, а начиная с 1907 года компания Laurin & Klement стала участвовать в автомобильных выставках в Питере и Москве. На следующий год на старт гонки Санкт-Петербург—Москва выйдет Laurin & Klement FC под управлением инженера Отто Иеронимуса и выиграет это соревнование. Марка сразу получает в нашей стране хорошие коммерческие перспективы: дилерские конторы открываются не только в столицах, но и в Самаре, Ростове-на-Дону и Симферополе. Впрочем, революция 17-года сильно замедлила автомобильное сотрудничество двух стран.

Автомобили «Лауринъ и Клементъ» активно рекламировались в Российской империи


Тем временем у чешского автозавода дела шли в гору. В 1925 году происходит слияние компании Laurin & Klement с машиностроительным предприятием Skoda из города Пльзень. Да-да, из того самого города, в честь которого назван пивной сорт «пильзнер» (буквально — «пльзеньский»).

Даже несмотря на то, что после Второй мировой войны Чехия оказалась по нашу сторону Железного занавеса, доступ «Шкодам» на рынок СССР был фактически закрыт. По-прежнему ввозили лишь единичные экземпляры. Да и что мы вообще знаем, скажем, о «Шкодах» 50-х и 60-х годов? Нам они в лучшем случае знакомы по книгам и фотографиям.

До Второй Мировой войны в модельном ряду «Шкоды» встречались поистине роскошные модели. Эта Skoda 645 имеет под капотом рядную «шестерку», а на флагманские модели ставили восьмицилиндровые моторы

И вот редкая удача: в честь юбилея шкодовцы предложили нам не просто полюбоваться их раритетными экземплярами, но и прокатиться на нескольких знаковых моделях. Надо сказать, когда в твоих руках ключи от сверкающего зеркальным хромом аппарата, который был выпущен 60 лет назад, предстоящая поездка вызывает не меньшее воодушевление, чем тест-драйв какого-нибудь современного суперкара.

...То ли радиоприемники 50-х годов делали похожими на автомобили, то ли наоборот, но когда садишься в компактную двухдверку Skoda 440 Spartak образца 1955-го года, кажется, что руль и колеса приделаны непосредственно к радиоле. Хром и характерные ручки из ломкого пластика цвета слоновой кости — это обязательные атрибуты эпохи. А еще вся передняя панель покрыта наклейками с разных памятных мероприятий, посвященных шкодовским олд-таймерам. То есть перед нами не музейный экспонат, а машина, продолжающая жить полноценной, насыщенной жизнью!

Ключ — на зажигание, подсос... и, содрогнувшись всем телом, Спартак оживает. Осталось включить дворники. Для этого тянешь одну из ручек на передней панели на себя, потом открываешь хромированную решетку, долго шаришь в недрах заевшего механизма стеклоочистителей. Что поделать — возраст.

Для послевоенной «Шкоды» появление модели Spartak стало поворотным моментом в развитии. Недорогая и технически прогрессивная для своих лет разработка хорошо пошла на рынке, и ее платформа ляжет в основу будущих знаковых моделей — Octavia и Felicia.

Семейство Skoda Spartak (модели 440, 445 и 450) продержались на конвейере с 1955 по 1959 годы, уступив место Octavia и Felicia

Ехать на автомобиле мощностью 40 л.с. с рессорной подвеской всех четырех колес по современному шоссе — тот еще культурный шок. Возможности мотора и плавность хода не имеют никакого значения. Тебе как будто представился уникальный шанс поговорить с пришельцем из прошлого, и ты, конечно, ловишь каждое его слово. Даром, что путешественник во времени бубнит что-то непонятное, что-то о своем. Надо дать ему выговориться, по возможности не сбивая с мысли неумелыми движениями подрулевой «кочерги» переключения передач. С этой капризной ручкой долго ищешь общий язык. На трех высших ступенях есть синхронизаторы? Ну, когда-то, видимо, были.

За «Шкодой» 440 Spartak последовали версии 445 и 450 мощностью 45 и 50 л.с. соответственно. Кроме двухдверки, выпускались трехдверный универсал и кабриолет. Это семейство оказалось очень востребованным: за пять лет выпустят 85,8 тыс. автомобилей, причем значительная часть ушла на экспорт (по 10-15 тыс. шт. ежегодно), в том числе США закупили более 1000 машин. А как воспринял эту модель ближайший партнер — Советский Союз? Он тоже официально делал закупки. В количестве девяти экземпляров.

Окрыленные успехами «Спартака», чехи решили развивать не только утилитарное направление, но и продолжать делать машины для души — такие, которые в соцлагере больше никто не производил. Так, кабриолет на базе Skoda 450 прошел обновление и превратился в самостоятельную модель — Skoda Felicia. Если предшественник в открытом кузове был выпущен тиражом всего в 1 тыс. штук, то Felicia добьется неплохого рыночного успеха: модель для «красивой жизни» найдет 15 тыс. покупателей. И красная Felicia 1960 года выпуска стала следующим номером в программе нашего тест-драйва.

«Самый очаровательный автомобиль Восточного блока», — писали об этой машине британские журналисты на рубеже 50-х и 60-х годов. Автопром по нашу сторону Железного занавеса в те времена вообще не делал машин подобного класса — изящных, миниатюрных и с мягким верхом. Но Чехия тяготела к тому, чтобы строить «социализм с человеческим лицом».

Skoda Felicia: в основе кузова — трубчатая рама, взятая у «Спартака». Эта конструкция позволила создать машину с мягким верхом без существенных усилений кузова

В качестве альтернативы мягкой крыше предлагался жесткий пластиковый верх, так что открытая машинка подходила для круглогодичного использования. Можно сказать, что Felicia по своей концепции была аналогом нынешней Mazda МХ-5: относительно доступная открытая модель для любителей прокатиться с ветерком. И еще неизвестно, что впечатляло больше: 50-сильный мотор «Фелиции» в 60-е годы, или 155-сильный «Мазды» в наши дни...

Вопрос, можно ли на «Фелиции» «валить боком», как на современных родстерах, остается открытым — мы прибыли в Млада-Болеслав не для того, чтобы насиловать старушек. Но можно с уверенностью сказать, что шасси, которое Skoda использовала в 60-е годы, отличается от прежней конструкции в лучшую сторону. В передней подвеске листовые рессоры заменили на пружины. Правда, сегодня у этих машин такой большой люфт руля, что оценить повадки в вираже сложновато. Тут каждый поворот напряженный.

На первом же изгибе дороги желтая Octavia 1962 года выпуска под моим управлением выскакивает метра на три в сторону от намеченной траектории — хорошо, встречных машин не было. Сидящий на пассажирском месте владелец по имени Иржи подтверждает: в преклонном возрасте рулевое управление стало капризным — раз в два года требует ремонта. Впрочем, что удивляться: эта Октавиа большую часть жизни эксплуатируется как обычный разъездной автомобиль на каждый день! И в подтверждение того Иржи указывает: видите, тут два рычага КПП, один на рулевой колонке, а другой на центральном тоннеле. Зачем?..

Такая Skoda Octavia выпускалась до 1971 года. Вновь имя Octavia появится в модельном ряду марки лишь в 1996 году

Это никак не связано с историей «Шкоды», тут уже вмешалась судьба конкретного экземпляра. На «Октавии» ездила жена Иржи, и, по ее мнению, переключать передачи на руле неудобно. Тогда Иржи купил КПП от «Октавии» 1964 года — этот узел имеет уже привычное для нас расположение рычага. Но и старая ручка осталась.

— Рычаг на руле — более дорогое и сложное в отладке решение, но у него масса плюсов: обе руки всегда на баранке — это и удобнее, и безопаснее! — говорит Иржи.

— Но ваша жена так не считает?

— Я уже с ней развелся.

* * *

«Требуйте долива после отстоя пены», — писали в советских пивных. И в определенный момент чехи его потребовали. Случившаяся в Чехословакии в 1990 году бархатная революция придала автопрому импульс, в котором он давно нуждался. К приватизации марки Skoda допустили иностранного партнера — Volkswagen, — и модернизация завода пошла такими темпами, о которых раньше можно было только мечтать.

Тогда же наша страна открывает границы для иномарок. Поставки начались в 1991 году, когда СССР доживал последние месяцы, а жители страны получали продукты по карточкам. И даже в этой ситуации оказалось, что «Шкоды» у нас очень востребованы. Сходу объемы продаж автомобилей Skoda в России достигают 500 штук в год — больше, чем за предыдущие 86 лет вместе взятых!

Фото автора, компании Skoda и из архива Skoda Auto Corporate Historical Archives

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
63
Геххххий Беххххххч
Не такое уж и БОГАТОЕ у шкоды прошлое. ЖАЛКО другие фирмы "уходящие в "
СсылкаПожаловаться
николай силин
У меня старая девочка Фелиция и я ей доволен.Машинка для человека.Прошла 445000 без капремонта.Масло с молибденом и везде ,где есть любая смазка-есть SMT-2.Всем Добра!
СсылкаПожаловаться
mitrich
Шкода нормальное авто. Была бы в пределах 500 - 600 тысяч билетов Банка России - цены бы ей не было. А так как стоит сегодня дороговато. Цена по рекламе - совсем пустой а/м белого цвета, а минимальные допники (пакеты) стоят треть машины. У меня шкода октавия 2012г., 60 тысяч пробег, 1,8, обычный автомат. Из ремонта расходники и задняя втулка стабилизатора. Рекомендую к покупке.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru