Когда автомобили были круче танков

Слово «броневик» многие помнят лишь потому, что с башни такой машины произнёс речь дедушка Ленин. И мало кто знает, какой грозной силой, вплоть до Второй мировой, оставались бронеавтомобили. Особенно — советские пушечные

Если называть вещи своими именами, то Т-34 (наравне с «Калашниковым») — самый мощный и узнаваемый отечественный бренд. Легендарный танк, основа стального кулака Страны Советов. Когда «тридцатьчетвёрка» появилась — это был прорыв, всю остальную боевую бронетехнику мигом стали считать устаревшей. В том числе и бронированные автомобили. А с учётом того, что почти все они были брошены или погибли в окружениях и кровавых боях 1941 года, постепенно эта страница истории практически ушла в тень.

content image for: 56831

О броневиках потом вспоминали в лучшем случае как о вспомогательном средстве — разведки и связи. Якобы вся их слава осталась далеко в прошлом, когда на поле боя главной ударной силой была конница. Огромное заблуждение. Даже к началу Второй мировой некоторые бронеавтомобили могли на равных бороться с любым танком мира, что доказали, например, сражения гражданской войны в Испании, на реке Халхин-Гол и озере Хасан. Это были настоящие монстры на колёсах. А делали их в нашей стране!

БА-И (1932 год)

Итак, на календаре — конец 1932 года. Молодой Советский Союз начинает приготовления к решающей схватке с проклятым европейским капитализмом. Армию собрать удалось — народу в стране после революционных экспериментов всё равно осталось много. А вот с техникой вышла промашка. Уже тогда наши полководцы поняли — без «огня и манёвра» воевать не получится, но где взять боевые машины? Промышленный потенциал Российской империи уничтожен бесповоротно, свои «пролетарские» комбинаты ещё толком не отстроили, танковые войска в зачаточном состоянии, а вражескую оборону рвать чем-то надо...

slide image for gallery: 17213 | БА-И
slide image for gallery: 17213 | БА-И
slide image for gallery: 17213 | БА-И
slide image for gallery: 17213 | БА-И
slide image for gallery: 17213 | БА-И
11
В боевом режиме экипаж БА-И (3 человека) мог проехать от силы 5-6 км. Раскалённый воздух и выхлопные газы из моторного отсека проникали в кабину, обжигали руки водителю и поднимали температуру внутри до 60 градусов. Машина превращалась в душегубку — люди просто теряли сознание от духоты

В таких условиях на Ижорском заводе нашли простое и эффективное решение. На слегка усиленное шасси обычного трёхосного грузовика «Форд — Тимкен» (СССР тогда закупил в Америке комплектующие для сборки 1000 таких машин) поставили оригинальный бронированный корпус с вращающейся башней, по типу похожей на аналог от танка МС-1. Получилась довольно удачная быстроходная боевая машина с 37-мм пушкой и парой пулемётов. На тот момент этого было достаточно.

БА-3 (1934 год)

Забавно, но факт. Придуманный на скорую руку БА-И вдруг обставил большинство соперников по другую сторону баррикад! Немцы тогда боевые машины только начинали разрабатывать, а во всей Европе достойные танки имели разве что Англия, Италия и Франция.

slide image for gallery: 17216 | БА-3
slide image for gallery: 17216 | БА-3
slide image for gallery: 17216 | БА-3
slide image for gallery: 17216 | БА-3
slide image for gallery: 17216 | БА-3
14
Советские средние бронеавтомобили могли брать подъёмы крутизной свыше 20 градусов, стенки высотой 0,3 м и полуметровые рвы, чему способствовали «запаски» по обоим бортам — эти колёса сводобно вращались на осях и не давали машине сесть на брюхо

Чтобы добиться с ними паритета, на Ижорском заводе решили модернизировать свой броневик. Обновлённый бронеавтомобиль получил обозначение БА-3 и башню от лёгкого танка Т-26 с могучей (по тем временам) 45-мм пушкой. На расстоянии до полукилометра её бронебойные снаряды проходили сквозь любую вражескую технику, как иголка сквозь ткань.

Кроме того, советские инженеры со временем при модернизации БА-3 устранили, пожалуй, самый главный недостаток бронеавтомобиля — пневматические шины. Точнее, заменили обычные покрышки на пулестойкие ГК, наполненные вспененной резиной. Сколько бы враг не дырявил такие колёса, машина всё равно сохраняла ход.

БА-6 (1936 год)

К середине 30-х годов компоновка советских пушечных бронеавтомобилей принципиально не изменилась. В этом просто не было необходимости. Ведь уже на самой первой серийной модели БА-И применили полностью сварной броневой корпус — передовое решение по тем временам. Правда, толщина листов составляла всего 8 мм. Этого хватало, чтобы надёжно прикрыть экипаж от пуль и осколков, но снарядам противостоять такая броня, разумеется, не могла. Впрочем, в быстроходный бронеавтомобиль врагу ещё надо было попасть...

slide image for gallery: 17538 | БА-6
slide image for gallery: 17538 | БА-6
slide image for gallery: 17538 | БА-6
slide image for gallery: 17538 | БА-6
slide image for gallery: 17538 | БА-6
21
Под потолком кабины висел дополнительный бак — бензин из него шёл в карбюратор самотёком. Если пуля пробивала корпус в этом месте, на водителя и стрелка обрушивался душ из горящего топлива. Люди сгорали заживо. Кстати, обратите внимание на первое фото - помимо прочего, для бронеавтомобилей выпускались специальные комплекты для перевода машин на железнодорожный ход

А вот с шасси обнаружились проблемы — запасы деталей для «Форд-Тимкен» постепенно истощались, и потому бронеавтомобили стали переводить на отечественный аналог — ГАЗ-ААА. Выпуск этого грузовика как раз наладили в Горьком. Так на свет появился БА-6. Причём по боевым характеристикам он даже превзошёл своих предшественников, поскольку полностью советское шасси позволило сократить массу бронемашины почти на тонну без ущерба для надёжности и прочих качеств.

БА-10 (1938 год)

К 1938 году концепция советского пушечного автомобиля достигла апогея своего развития. БА-10 стал лучшей и самой массовой машиной своего класса — её тираж составил около 3,4 тысячи штук. При умелом управлении эта бронированная колёсная армада могла стать грозной силой как в нападении, так и в маневренной обороне. Тем более, что в оснащение многих броневиков этой модели входила радиостанция для связи с другими экипажами и командованием.

slide image for gallery: 17542 | БА-10
slide image for gallery: 17542 | БА-10
slide image for gallery: 17542 | БА-10
slide image for gallery: 17542 | БА-10
slide image for gallery: 17542 | БА-10
26
Проходимость заднеприводных броневиков пытались повысить за счёт съёмных гусеничных цепей «Оверолл». Каждая из них весила около 70 кг и монтировалась экипажем за 5-8 минут

От предшественников БА-10 также отличался усиленной подвеской с амортизаторами на передней оси, конической башней и повышенной защищённостью — толщина брони в критичных местах достигла 10 мм. В общем, обычным лёгким танком экипаж советской боевой машины было сложно напугать — они сражались на равных. А с учётом того, что гусеничные машины того времени ползали, словно черепахи, постоянно ломались и с огромным аппетитом потребляли горючее, на стороне БА-10, способного разогнаться на шоссе быстрее 50 км/ч и бывшего довольно простым и надёжным, было даже определённое преимущество.

БА-11 (1939 год)

И всё же к началу Второй мировой войны в СССР смогли построить ещё более грозную колёсную бронемашину. Этот восьмитонный исполин назывался БА-11. Пушка осталась прежней — 45-мм, зато толщина брони доходила до 13 мм, а обводы корпуса стали более рациональными. Благодаря наклонному расположению листов, он, в случае удачи, мог выдержать попадание даже снаряда малого калибра, который просто рикошетил от стенок.

slide image for gallery: 17543 | БА-11
slide image for gallery: 17543 | БА-11
slide image for gallery: 17543 | БА-11
slide image for gallery: 17543 | БА-11
slide image for gallery: 17543 | БА-11
14
На базе БА-11 планировали создать первый в мире дизельный бронеавтомобиль. Машина вышла на испытания, но завершить доводку не успели – помешала блокада Ленинграда

Поскольку нагрузка на шасси выросла, его пришлось заменить. Выбор пал на укороченный вариант от трёхосного грузовика ЗИС-6. Причём на этот раз его серьёзно доработали — установили задний пост управления, силовой агрегат опустили вниз, а шестицилиндровый мотор форсировали почти до 100 л.с. («четвёрки» на прежних броневиках развивали всего лишь 40-50 сил). Зажигание для пущей надёжности было дублированным, электрооборудование — экранированным. Благодаря особой коробке передач, задним ходом машина могла идти почти с той же скоростью, что и вперёд. Иными словами, это был уже не просто вооружённый и защищённый грузовик, а скорее колёсный танк, который на шоссе мчал быстрее 60 км/ч.

Но, став быстрее на хорошей дороге, тяжёлый автомобиль оказался беспомощным на бездорожье. Удельное давление на грунт было так велико (почти в 7 раз выше, чем у, к примеру, танка Т-34), что даже съёмные гусеничные цепи «Оверолл», которые входили в комплект почти всех советских трёхосных броневиков для тележки ведущих колёс, не могли полностью решить проблему. Требовалось полноприводное шасси, а его не было... Да и с защищённостью вскоре возникли проблемы — к середине войны немецкие танки стали намного совершеннее.

А вот так ездили броневики по военным дорогам

БА-11 построили в количестве всего лишь 18 штук. И в итоге о пушечных броневиках в СССР забыли, сделав выбор в пользу лёгких танков на автомобильных агрегатах. Но 10 лет развития средних и тяжёлых бронемашин навсегда останутся тем временем, когда автомобилям не было равных как на дороге, так и на поле боя. Поэтому вспомним об этих забытых железных героях и людях, которые ими управляли, хотя бы сегодня, 31 августа. Ведь «завтра была война» — началась Вторая мировая...

Юрий Урюков