24 февраля
Ford Escape 2.3 i 16V 4WD AT
Взял американца в 2014году, в России с 2011. Я второй хозяин. Передний привод.
4.3
24 февраля
Ford Maverick 3.0 V6
Брал с пробегом 210000, почти сразу попал на коробку, хотя до этого признаков не было.Но кап ремонт обошелся не дорого 60тыс. полная замена всех внутренностей, от контрактной откозался сразу машину...
4.7
Все отзывы
13 августа 2015 10:00, Безопасность, Статьи

Как победить ДТП. Новый план и почему он не сработает

Российское правительство опубликовало план мероприятий, направленных на снижение смертности в ДТП

Ему предшествовали несколько страшных аварий, совещание Владимира Путина с правительством на тему безопасности и выступление первого вице-премьера Игоря Шувалова. Отдельные части плана предусматривают реализацию уже в 2015 году, другие — до конца 2016 года.

— В России всё так плохо с безопасностью на дорогах?

Честно говоря, да. Как следует из статистики ГИБДД, с января по июль 2015 года в России произошло 96 626 ДТП, в которых погиб 11 881 человек и пострадало 122 126. И хотя количество погибших сократилось на 13,1%, а раненых — на 8,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, это очень много. Для сравнения: за весь 2014 год в Германии в ДТП погибло 3 377 человек при 52,9 млн зарегистрированных автомобилей (в России порядка 48 млн).

Фото: Lori.ru

По статистике подавляющее большинство аварий произошло из-за нарушений ПДД водителями — всего таких было зафиксировано 65 598 штук. При этом винить во всем пьяных не получится: за 2015 год таких набралось 6439 человек, плюс 2647 человек отказались от прохождения медосвидетельствования. А вот, скажем, от неудовлетворительного состояния дорог произошло 35 129 аварий.

— Какие предложения содержит правительственный план?

В нем 32 пункта, которые можно объединить в несколько основных групп. Прежде всего, правительство хочет в очередной раз ужесточить борьбу с пьянством за рулем. В своем выступлении первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил задерживать автомобили пьяных водителей по примеру Беларуси. Также планом предлагается отправлять таких водителей на лечение и/или реабилитацию в медицинские учреждения. Помимо этого, власти предлагают ввести в ПДД термин «опасное вождение», и придумать дифференцированное наказание за систематическое нарушение ПДД (плюс, сделать для злостных нарушителей ПДД новый повышающий коэффициент ОСАГО) и ужесточить надзор за профессиональными водителями.

— И что не так?

Некоторые положения плана весьма спорные, и наверняка ими еще придется заниматься Конституционному суду. Например, так называемый «залог за задержанное транспортное средство», который будет применяться в отношении нетрезвых водителей. Сейчас машины пьяных водителей помещают на штрафстоянку, но, протрезвев, автомобилист может забрать своего «железного коня». Согласно новым правилам, чтобы забрать машину, водителям придется вносить залог за автомобиль в размере 50 тысяч рублей, а также оплатить штрафстоянку и эвакуатор. Если водитель не сможет «выкупить» машину, её пустят с молотка на специальных торгах.

Фото: Lori.ru

Нечто подобное уже действует в Республике Беларусь. Правда, у наших западных соседей применяется конфискация, а российские власти утверждают, что у нас её не будет. Как бы там ни было, предложенная мера вызывает у юристов массу вопросов. Например, машина может принадлежать одному человеку, а за рулём может находиться совсем другой. Что в этом случае будут делать с машиной? Помещать на штрафстоянку и требовать уплату залога? Но ведь это будет явная несправедливость.

Также несправедливым представляется другой пункт — запрет на получение тех или иных государственных или муниципальных услуг лицам, имеющим задолженности по штрафам ГИБДД. Скажем, пришли вы получить загранпаспорт, а вам говорят — сначала оплатите штрафы ГИБДД. Абсолютно неясно, как это связано с безопасностью на дорогах, не говоря уже о том, что, по Конституции РФ, перед законом все равны, и подобное «поражение в правах» вполне можно сопоставить с тем, что бывает у осужденных по уголовным статьям.

Есть в плане и другие странные пункты. Например, «вовлечение детей и молодежи в работу по обеспечению дорожного движения» и «поддержка деятельности отрядов Юных инспекторов дорожного движения». И хотя никто не спорит, что ПДД надо изучать с юных лет, остается абсолютно неясным, как «юные инспекторы» смогут повлиять на взрослых водителей.

— Может, план и строгий, но зато хоть аварий меньше будет!

Сложно сказать. Взять, к примеру, такую меру, как конфискация автомобиля у нетрезвых водителей. Как мы уже говорили, подобная норма с октября 2013 года действует в Республике Беларусь и применяется к водителю, которого второй раз за год поймали в нетрезвом виде.

Оказалось, что с 2013 года количество водителей, севших за руль в нетрезвом виде, изменилось незначительно. Так, в 2013 году ГАИ РБ поймало 36,6 тыс. нетрезвых водителей, в 2014 г — 31 тыс. водителей, за первое полугодие 2015 года — 12,7 тысяч водителей. Это означает, что профилактический эффект даже от такой суровой меры как конфискация автомобиля очень слабый — тех, кто действительно любит ездить подшофе, не останавливают никакие запреты. Хотя, с другой стороны, стоит все же отметить — количество «пьяных» аварий в Беларуси снижается. Например, за весь 2013 год там произошло 539 таких ДТП, в 2014 — 504, за первое полугодие 2015 года — 171.

Фото: Lori.ru

«[В предложенном плане] говорится о залоге, без выплаты которого автомобиль не отдадут. Собственно говоря, удерживаться автомобиль будет точно так же, как это сейчас делает Московский паркинг: без выплаты машину не забрать. Их схема теперь будет постепенно распространяться на всю страну. Как это будет происходить: едете вы по дороге, вас останавливает инспектор и говорит, что на машине вы ездить не будете, пока не уплатите залог. А его, в отличие от штрафа, обжаловать нельзя. Сама процедура, когда вопрос решается не в суде, а инспектором, вызывает сомнения и дает повод лишний раз вспомнить о коррупции. Эта схема не имеет ничего общего с законом, но ее оправдывают целесообразностью. И судя по тому, что это предложение Шувалова, законопроект в Госдуме поддержат. Это произойдет с вероятностью 99%. Поэтому эвакуационная схема будет и дальше расширяться», — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

А ведь еще по новому плану сотрудникам ГИБДД могут предоставить право самостоятельно, без отправки на медосвидетельствование, проводить проверку водителей на опьянение и выносить решение об их нетрезвости! Пока это лишь предложение, но юристы уже бьют тревогу, ведь от этого нововведения так и пахнет «коррупционной составляющей».

Зато документ ничего не говорит об ужесточении ответственности ГИБДД за количество ДТП, происходящих на тех или иных участках. Почти ничего не сказано и об ответственности дорожных служб за состояние трасс. Написано лишь, что необходимо формировать перечни аварийно-опасных участков дорог и обеспечить ежегодное утверждение их и первоочередных мер, направленных на устранение причин ДТП. Но ни об ответственности строителей, ни о совершенствовании Госстандартов ни слова. Да и денег на безопасность выделяется все меньше — весной 2015 года было объявлено о сокращении расходов на федеральную целевую программу повышения безопасности дорожного движения на 2013–2020 гг.

— Неужели в новом плане всё плохо?

Нет, не все. Есть и хорошие инициативы. Например, ускорить оказание помощи пострадавшим при ДТП. Для этого предполагается, в том числе создать специальные посадочные площадки для вертолетов и активно использовать их для экстренной эвакуации пострадавших (об этом, правда, говорят уже много лет подряд). Еще власти задумались о взаимодействии различных оперативных служб при ликвидации последствий ДТП. Также предлагается, наконец-то, создать единые критерии при подсчете показателей смертности в ДТП.

Фото: Lori.ru

Борьбу с «опасным вождением» тоже можно записать в плюс, как и полноценную систему фото- и видеофиксации нарушений на железнодорожных переездах. Еще один хороший момент — установка критериев прохождения профотбора для водителей-профессионалов. Могут появиться и жесткие правила обгона школьных автобусов. Все подобные меры активно применяются в странах с высоким уровнем дорожной безопасности и развитой автомобильной культурой.

— Что же надо улучшить в плане?

Прежде всего, перестать винить во всех ДТП водителей — об этом свидетельствует опыт стран, прошедших путь по повышению безопасности.

В качестве примера можно привести шведскую программу Vision Zero, принятую в 1997 году. Ее базовым принципом стала «нулевая терпимость» к ДТП со смертельным исходом. Основной подход заключается в том, чтобы в решении проблем аварийности участвовали те, кто строит и обслуживает дороги, а также производители автомобилей. Главное, что пропагандирует программа: водители — обычные люди. И они могут ошибаться. Однако правильная организация дорожного движения должна сделать так, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.

Как этого добивались шведы? С одной стороны, введением скоростных ограничений. Скажем, скорость 100 км/ч разрешена только в тех местах, где исключено фронтальное или боковое столкновение, в населенных пунктах действует ограничение 50 км/ч, а в зоне жилой застройки — 30 км/ч. Однако лишь к одним запретам все не сводится. Шведы поняли, что водители едут с той скоростью, которую позволяет им инфраструктура. Поэтому был предпринят целый ряд мер по успокоению трафика и снижению тяжести последствий ДТП.

Фото: Lori.ru

Скажем, встречные потоки были максимально разделены отбойниками и другими физическими преградами, вместо стандартных перекрестков за городом стали применять круговое движение, на въезде в населенные пункты появился ряд искусственных поворотов, а в жилых зонах — лежачие полицейские и так называемые «шиканы». Словом, сделано все, чтобы водителю не хотелось ехать быстро, а его ошибки не приводили к фатальным последствиям.

В итоге если в 1997 году в Швеции на дорогах произошло 541 ДТП со смертельным исходом, то в 2011 году — лишь 314. И по состоянию на начало-середину 2010-х Швеция имела один из самых низких показателей смертности в ДТП (3 из 100 тысяч). Для сравнения, в странах Евросоюза показатель составляет около 5, и более 11 в США.

А еще в странах с высокой дорожной безопасностью все автомобили оснащаются системами ABS и ESP, а на дорогах царит полное равенство — нет никаких «блатных» номеров, «корочек» и прочего привилегированного статуса. О подобных целях (например, оставить спецсигналы только на автомобилях спецслужб) в плане правительства также ни слова.

Кстати, «Авто Mail.Ru» уже сейчас готов предложить пять простых решений, которые сделают дороги существенно безопаснее.

— Так что же будет?

Самый негативный вариант — план будут реализовывать в существующем виде, после чего должностные лица отчитаются об улучшении показателей, а аварийность так и будет снижаться крайне медленно. Но есть и другой вариант — мы можем улучшить дорожную безопасность своими силами. Для этого, прежде всего, каждому из нас нужно взять ответственность в свои руки и перестать нарушать ПДД, как бы этого ни хотелось. А еще — начать задавать вопросы о предлагаемых мерах ответственным лицам. Ведь изменить данную ситуацию можем только мы с вами.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
204
Андрей Бокин
Ну, блин, опять наворотили эти слуги народа! Причём тут дороги??? Пусть они скажут о том, кому и как выдают водительские удостоверения?! В стране добрая половина, если не больше, пользуется деньгами при получении права управлять личным транспортом! И, к сожалению, вовсе неполучением знаний и практических навыков в автошколе! Они платят и едут, сбивая пешеходов, создавая аварийные ситуации, совершая ДТП, управляя транспортом по личному убеждению не зная действия ни одного знака ПДД! А депутатскому корпусу видимо, дали задание протащить вопрос о выделении денег на строительство дорог.(Продол)
СсылкаПожаловаться
Андрей Бокин
Потому, что этот вид строительства, один из самых больших по финансированию. Однако вернёмся к аналитике. Кто там сравнивает количество ДТП в Германии и России? Это не совокуплённое сравнивание! В Германии численность населения ни как не соответствует численности Россиян, да и территория ни как не может быть сравнима, потому, как на много меньше! Тимофей Исаев по ходу не ориентируется в данной теме и профанирует, насколько горазд! Одно, просматривается в данном изложении, государственные чиновники ни хрена не думают или не могут думать, о государстве! Чего они там делают??? (Продол)
СсылкаПожаловаться
Андрей Иванов
Подсказываю Шувалову: сертифицировать в РФ с 2017 года только машины с приёмным отверстием банковской карты и введением пин-кода водителем. Карта выдаётся в ГИБДД, естественно, за деньги. Сертификация, естественно, за деньги. Вот уже наковыряли немного бабла. Дальше - больше! Завёл машину - с карты списывается залог "за движение по дорогам на автомобиле". Естественно, бабло на карте должно быть. Нет бабла - нет движения. Пока едешь - бабло крутится в банках... Опять же "Платон" будет всегда получать своё (начали с дальнобоев, значит, всё хорошо будет и у легковых через год-два - законы нужные принимаются очень быстро!)... Прокололся или штраф - карта в картоприёмнике - бабло на родину. Возврат залоговых денег за вычетом "расходов" при выключении зажигания на срок более 6 часов. Косвенный эффект - борьба с угонами и т.п. Опять же необходимость связи данного блока с банками и службой поддержки через дорожную инфраструктуру (конечно, все транзакции "защищены" и кому надо - знают где вы находитесь). Вперёд! И Будет всем "счастье"!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru