Как Карл Бенц права получал

Сейчас получить права и зарегистрировать автомобиль кажется обыденным делом. А 115 лет назад это было в диковину. Именно тогда генерал-полицмейстер земли Баден-Баден выдал первое «водительское удостоверение» и «свидетельство регистрации» изобретателю автомобиля Карлу Бенцу.

Теоретически, это можно считать самым первым ДТП с участием автомобиля. Оно вызвало скандал в тихом городке, где колбасник был самым богатым человеком. И Бенцу пришлось собрать весь этот товар и купить его. Изобретатель полагал, что в дальнейшем именно колбасник станет его первым клиентом. А тот несколько лет вспоминал о выгодной оптовой сделке. Берта Бенц целую неделю кормила мужа всеми этими копченостями, но уже с августа 1888 года Бенц смог на законных основаниях проезжать по улицам Маннгейма. Надо сказать, что прежде Бенц не рисковал ездить по городу. Он запрягал в свою машину лошадь, выезжал на загородную дорогу и там делал пробные поездки. И не только он. Однажды ранним утром 1888 года Берта с двумя сыновьями тихо-тихо выкатили машину со двора, отъехали от дома и там, вдалеке, запустили мотор. Втроем они отправились в испытательную поездку к бабушке в Форцхайм. По дороге у них закончился бензин, и они купили его в аптеке. Затем отказало электрическое зажигание. И тогда Берта заизолировала провод резиновой чулочной подвязкой. А когда засорился бензопровод, помогла булавка от шляпки. На этом неприятности не кончились. Кожа на тормозной колодке довольно быстро стерлась, и пришлось умолять одного деревенского кузнеца, чтобы он приклепал новую кожаную накладку. Словом, это была первая длительная испытательная поездка, в которой роль тест-драйвера выполняла жена изобретателя.

После всех этих событий Бенц продал первый автомобиль, как легко догадаться, колбаснику. Потом появились первые рекламные листовки, одну из которых мы здесь воспроизводим, а вскоре Бенц начал серийно выпускать и четырехколесные автомобили. В такой машине его со всей семьей запечатлел известный фотограф. Дело закрутилось. И продажа автомобилей шла споро. Возможно, и Энгельмейер сыграл некую роль, потому что в 1894 году на улицах Москвы появился первый в Первопрестольной автомобиль марки Benz. Годом позже другой Benz приобрел петербургский коммерсант Элиаш Зеленый. Мало того, в 1893 году, когда Бенц начал выпуск модели Velo, он отправил первую машину на всемирную Колумбову выставку в Чикаго. Вот там ее и увидели два петербургских фабриканта, Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев. Они загорелись идеей построить нечто подобное. В мае 1896 года первый русский автомобиль их производства был готов и отправлен в Нижний Новгород на промышленную и художественную выставку. Вот что последовало за разрешением генерал-полицмейстера Баден-Бадена, выданным в августе 1888 года.