Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup

Снова подняться на второе место — почётно и приятно. Но ралли «Ростов Великий» запомнилось экипажу «Авто Mail.Ru» не только этим...

В круговорот ралли людей затягивает по-разному. Но при этом многие новички проходят на удивление похожий путь. Сначала — эйфория и восторг, причём независимо от результатов. Просто радуешься тому, что мчишь, и уже гордо называешь себя «гонщиком». Потом накапливается опыт, а с ним приходят первые успехи. Ты уже не вечно последний. Но и далеко не лидер. Общность таких пилотов в тусовке именуют не слишком приятным термином «гарнир». Это, само собой, подстёгивает ускориться. Но у одних не получается ехать быстрее, другие начинают вылетать с дороги и бить машины...

content image for: 56334

В общем, вырастает словно невидимая стена. Как найти в ней дверь? Бывалые правильно советуют — нужен тренер. Человек, который не только в подготовке поучаствует, но и поможет стенограмму грамотную записать, сядет в правое кресло на гонке, обязанности штурмана выполнит, да ещё и по управлению машиной подскажет. Конечно, хорошо делать столько дел одновременно может только гуру. Как правило, из стана быстрых пилотов или уже завершивший карьеру чемпион. Такие специалисты на вес золота, а потому обходятся недёшево. Расценки сугубо индивидуальны, но сумма в 100 — 150 тысяч рублей за гоночный выезд — вполне обыденная практика.

content image for: 56334

Да, автоспорт — удовольствие не из дешёвых. Потому лично я не питал иллюзий насчёт подобной «школы». Но... Видимо правильно говорит пословица — не зарекайся. И вот волею судеб я еду на 4-й этап Volkswagen Polo Cup в компании Сергея Волкова — обладателя Кубка России по ралли-рейдам 2008 года, серебряного призёра Кубка России по классическому ралли 2011 года и просто отличного человека. Мы знакомы уже несколько лет, Сергей не раз выручал мудрыми советами и помогал с тренировками, но чтобы выступить с ним в одном экипаже — об этом я не мог и мечтать.

content image for: 56334

Собственно, учёба началась ещё по дороге в Ростов Великий. Сидишь, как на приёме у врача. Что беспокоит? Что мешает? Какие цели?.. От этого зависит выбор тактики на гонку.

Настоящий ад для меня начался на ознакомлении с трассой. Не редкость, когда тренер сам записывает стенограмму, чтобы пилот мог надёжно проехать дистанцию и сосредоточиться на других моментах. Но мы поступили по-другому. Я сам стал диктовать «стенку», а Сергей где надо меня поправлял. И поначалу на каждое своё слово я слышал в ответ десять. В такие моменты понимаешь, насколько коряво ты раньше видел и записывал дорогу.

content image for: 56334

Само собой, в гонке стенограммные ошибки имеют критическое значение — перестаёшь верить собственной записи и сбрасываешь газ там, где перестраховка совсем не нужна. И это только один из нюансов — на самом деле, по ним можно написать отдельную статью. Скажу лишь, что с «прописи» я приехал с чугунной головой и опустошённый, словно после самого важного экзамена. Но — с чувством хорошо выполненного дела. Чуть забегая вперёд, сообщу — оно того стоило. Я на своей шкуре понял простую истину — кто хорошо поработал на ознакомлении, тот в гонке отдыхает.

Вконец измотанный, сажусь за руль «боевого» Volkswagen Polo — в этот день у нас ещё был торжественный старт на главной площади города. Въехали в арку, помахали зрителям и вдруг поняли — предстоит тяжёлый вечер. Отказал гидравлический «ручник», средняя педаль предательски провалилась в пол, а седанчик стыдливо наделал под себя лужу тормозной жидкости...

content image for: 56334

Оказалось, на прошлой гонке в Карелии была перебита тормозная трубка правого заднего колеса, и только сейчас повреждение явно дало о себе знать. В общем, пока остальные поглощали сытный ужин и наслаждались хмельными напитками, мы в потёмках плясали вокруг машины. Напомню, что, по регламенту Volkswagen Polo Cup, вся тяжесть обслуживания ложится на экипаж, но механики «Академии Ралли» по возможности не отказывают в помощи. Так вышло и на этот раз, за что команде сердечная благодарность.

В итоге мы успели не только починить автомобиль, но и, по совету Сергея, проверить настройки подвески. На каждой стойке регулируются три параметра — отбой, а также быстрое и медленное сжатие. На всех машинах моносерии по умолчанию выставлены базовые параметры, поэтому я раньше не переживал на этот счёт. Выходит, зря. Оказалось, что левая задняя стойка на отбой была закручена в 1,5 раза сильнее, чем правая. Исправляю. Вот теперь можно выдохнуть.

content image for: 56334

На старте первого спецучастка Сергей говорит важнейшую для меня фразу: «Стенограмма получилась вполне рабочая — выполняй её, и всё будет хорошо». Этого оказалось достаточно, чтобы разом улетучились все сомнения. Ехалось легко и приятно, результат оказался соответствующим — мы показали лучшее время среди участников Volkswagen Polo Cup и третье в кубковом зачёте 1600Н. Иными словами, впервые мне удалось выиграть доп и выйти в лидеры гонки! Пусть только в рамках моносерии.

Второй СУ также проехали бодро, но всё же уступили друзьям-соперникам Артуру Мурадяну/Павлу Челебаеву — они вышли вперёд с преимуществом в пару секунд. Наметилась борьба за первое место! Но при этом мы не оставляли и учебный процесс. Я поразился умению Сергея совмещать в себе качества прекрасного штурмана и наставника — он успевал не только стенограмму зачитывать именно так, чтобы мне комфортно было, но и подмечать нюансы пилотажа. Вот здесь промазал мимо апекса, будь внимательнее... Впредь в таких поворотах используй третью передачу... Не перегазовывай на выходе, много теряешь из-за пробуксовки... Помогает!

slide image for gallery: 17065 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Песок
slide image for gallery: 17065 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Песок
slide image for gallery: 17065 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Песок
slide image for gallery: 17065 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Песок

А вот на третьем допе меня охватила лёгкая паника. Снова вытекли тормоза (как потом оказалось — раскрутились соединения тройника на задней оси). Они, конечно, не пропали совсем, но замедляться машина стала намного хуже и только после того, как несколько раз «прокачаешь» педаль. Обидно? Не то слово! Хорошего результата можно не ждать. И вот в таких моментах очень важна поддержка второго члена экипажа. Здесь одно слово может стать решающим. И штурман должен знать, что сказать своему пилоту, как, впрочем, и наоборот. Так вот, я услышал: «Можно бросить всё. Но другого автомобиля у тебя сейчас нет. Пропали тормоза? Адаптируйся и жми дальше!». А ведь правда — нечего унывать! В итоге мы, конечно, уступили Мурадяну с Челебаевым, но не так много, как я предполагал. После первой секции ралли они оказались впереди на 18 с. То есть наш экипаж сохранил шансы как на победу в Volkswagen Polo Cup, так и на подиум в «1600Н».

content image for: 56334

На сервисе команда успевает привести седан в порядок. За руль садится Сергей — правилами это не запрещено. А смысл затеи заключался в том, чтобы Волков промчал пару спецучастков, я посмотрел на него со стороны и попробовал бы проехать заключительный доп в ещё более бодром темпе. Но, увы, этого не случилось. Второй год на ростовской трассе меня преследует какой-то злой рок. В 2014-м мы тоже начали гонку неплохо, а потом целая череда проблем не позволила достойно финишировать. Вот и сейчас вторая секция ралли оказалась безнадёжно испорченной.

На СУ-4 при выходе из очередной шпильки на быстрый участок Polo вдруг отказался разгоняться — двигатель перешёл в аварийный режим и обрубил тягу. Пока выключили зажигание, пока электронный блок «обнулился»... Вроде лишь мгновение пролетело, но потом при помощи бортовой видеозаписи мы посчитали — проблема стоила нам 25 драгоценных секунд.

slide image for gallery: 17066 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Трасса
slide image for gallery: 17066 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Трасса
slide image for gallery: 17066 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Трасса
slide image for gallery: 17066 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Трасса
6фотографий

Тогда же я понял, какое это великое искусство — быть раллийным штурманом. Ведь мне пришлось зачитывать стенограмму быстрому пилоту, а это, скажу я вам, та ещё задачка! Тебя трясёт, качает и болтает во все стороны, а ты должен выдавать позиции чётко и вовремя. И при этом бесконечно доверять тому, кто везёт тебя меж камней и деревьев. Как-нибудь расскажу об этом подробнее. Но на этом ралли я справился со своей «непрофильной» задачей не очень хорошо — в одном месте то ли не успел сказать вовремя поворот, то ли Сергей меня не так услышал, но в почти 90-градусный вираж мы ввалили на скорости за сотню. «Спаслись» от вылета чудом, но разбортировали левое переднее колесо.

Решаем, что делать. До финиша допа порядка 10 км. Тянуть рискованно — ошмётками резины можно повредить автомобиль. Значит, надо менять колесо прямо на спецучастке. Вторую позицию очевидно потеряем, но дальше третьего места не свалимся — к тому моменту половина из шести стартовавших в монокубке Volkswagen Polo сошла из-за технических проблем.

content image for: 56334

На заключительном СУ я возвращаюсь за руль, чтобы поставить в этой гонке красивую точку (как мне думалось). Но уже через несколько поворотов после старта на каменистом участке вновь спускает ту самую левую переднюю покрышку! Что за проклятье?! Запаски-то у нас больше нет. Выход один — переставить с задней оси целое колесо взамен повреждённого и так добраться до финиша. Снова теряем уйму времени, но с упорством обречённых уже не едем, но ползём вперёд. В правых поворотах машина так и норовит уйти в занос, а на рыхлых участках еле вытягивает. В одном таком разрытом месте нам не хватило инерции, и Volkswagen Polo повис в колее на защите двигателя. Ни вперёд, ни назад. Сергей моментально выпрыгивает из машины и зовёт на помощь зрителей. Собралось человек 20 — пока одни впряглись в трос, другие раскачали автомобиль и общими усилиями вытянули его на твёрдое место. От всей души хочу сказать участникам «команды спасения» спасибо!

content image for: 56334

Но теперь нам на «трёхлапой» машине надо ещё вовремя на финиш ралли успеть. Это порядка 20 км по обычным дорогам, а опоздание свыше 15 минут означает автоматическое снятие экипажа с гонки. К тому моменту ни намёка на покрышку на колесе уже не осталось. Ехали на голом диске, и я молился только об одном — чтобы он не развалился в хлам. Не сломался. Мы успели. И даже неожиданно стали вторыми призёрами, так как машина Артура Мурадяна встала на заключительном допе из-за поломки коробки передач.

slide image for gallery: 17067 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Награждение
slide image for gallery: 17067 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Награждение
slide image for gallery: 17067 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Награждение
slide image for gallery: 17067 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Награждение
slide image for gallery: 17067 | Шрамы в памяти, или Второй подряд подиум в Volkswagen Polo Cup. Награждение

Вот такой выдалась для экипажа «Авто Mail.Ru» «боевая» тренировка. Этот выезд на ралли «Ростов Великий» навсегда останется в моей памяти. Такие шрамы не затягиваются...

Фото «Академии Ралли» и Дмитрия Отросткова

Юрий Урюков