Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Лаптёжник». Зачем Duster надел гусеницы?

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru
«Лаптёжник». Зачем Duster надел гусеницы?
RenaultDuster
15 июля 2015 10:01, Тест-драйвы
Нет, это не фотошоп. Такая машина действительно существует. А построили её для румынской армии
13 апреля
Renault Duster
Я расстроен. Отделка никакая, шумоизоляция тоже оставляет желать лучшего. Качество материалов и запчастей как говорится на уровне Российского автопрома. Проще говоря это не рено, это нива шевроле. Ку...
2.5
22 января
Renault Duster
Рено дастер нормальный автомобиль. Салон хотелось бы по лучше.
2.7
Другие отзывы о Renault Duster Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Был в советское время такой грузовик — «КрАЗ-255Б». Грузный, неказистый на вид, прозванный за характерные широкопрофильные шины «лаптёжником». Насмешка? Вовсе нет. Ведь именно «народная» обувка с низким давлением на грунт сделала для автомобиля проходимыми лесные просеки и стройки, болота и карьеры. Пусть ехала машина тяжело и неспешно, зато везде. И тем заставила себя уважать.

Вот и мой камуфлированный Duster ползёт по целине румынского полигона Renault в Титу, словно каторжник в кандалах. Через силу. Через боль. А ведь только что я на такой же 110-сильной дизельной модели довольно бодро покорял трассы Трансильвании во время теста обновлённого «Дастера». В чём разница? На колёса гири повесили? Считайте так — пусть колёс у армейского кроссовера нет вообще, но инертные гусеничные модули и правда не спешат раскручиваться даже под полный газ. Сопротивление так велико, что если замешкаешься при переключении, подержишь сцепление выключенным чуть дольше обычного — пиши пропало. Скорость падает моментально, и эластичный дизель выручить уже не может. Остаётся только заново втыкать первую и повторять всё сначала...

Почему на машине для румынской армии эмблема Renault, а не Dacia? Потому что придумали и построили гусеничный Duster спецы именно реновского технического центра. Если присмотреться, можно заметить и другие странности. Например, оформление передка здесь от модернизированного «Дастера», а салон - от прежней модели. Но это издержки прототипа, главная задача которого - раскрыть военным потенциал модели

Езда на этом «лаптёжнике» напомнила мне лекции по тракторному делу из институтских времён. Нас тогда учили: мол, если начал работу на пахоте, ничего менять уже нельзя. Выбрал заранее передачу и скорость — так и прёшь до конца целины. Гусеничный Duster тоже любит предварительный расчёт. Зато если водитель не ошибся и не струхнул, машина провезёт его везде. Не сказать, чтобы румыны сильно заморочились — заготовили нам в качестве препятствий грязевую лужу с вязкой жижей на дне, парочку крутых косогоров, да болотистую низменность. Но, чёрт побери, как легко армейский Duster здесь едет! Под конец я настолько оборзел, что ходом промчал по тестовому спецучастку на третьей передаче, особо не разбирая путь. И всё равно получилось плавно, как на воздушной подушке. Что там захрустело под гусеницами? Ай, да уже не важно... Успели бы «дворники» со стекла грязевые сопли утереть — на off-road эта машина становится чумазой моментально.

Если заранее набрать ход, то гусеничный Duster невозмутимо протарахтит почти по любому бездорожью

Армия в Румынии контрактная, но Duster явно проектировали в расчёте на неопытных призывников, которых при мобилизации некогда будет обучать автомобильному ремеслу и премудростям езды по бездорожью. Вот цель, боец, — дуй вперёд! И задача должна быть выполнена без лишнего риска застрять или поломаться. А внутри гусеничного Duster всё привычно. Руль, три педали, органы управления — под копирку, как в гражданском кроссовере. Да и по технике, кроме гусениц, особых наворотов нет. 1,5-литровый стандартный дизель, механика, трёхрежимный полный привод... Считай не на войну приехал, а приятелей по району катаешь.

Солдат будет доволен — внутри армейский вездеход всё равно, что обычный Duster. Даже музыка есть. Главное отличие — пульт светомаскировочной системы Blackout

Понятно, что эта конверсия «Дастера» была скорее вынужденной. Сейчас в мире выпускается множество универсальных комплектов гусеничного хода, но ставят их, главным образом, на утилитарные рамные внедорожники с хорошим запасом прочности. Есть, правда, примеры перевода на новый движитель Volkswagen Touareg или Nissan Juke. Однако такие извращения дальше рекламных акций обычно не заходят. А в Румынии с кончиной марки ARO, помимо «Дастера», других легковых моделей внедорожного плана так и нет вовсе. Отсюда родились Duster-снегоуборщик, Duster-сельская «скорая помощь» и даже Duster-лимузин... Да и воевать, случись что, надо. Вот и обошлись инженеры подручными средствами.

— Надёжность?.. Ну мы жёстких ресурсных испытаний пока не проводили. Но, полагаем, машина их выдержит. — Пояснения разработчиков звучали не слишком убедительно. И теперь я понимаю почему. Нет-нет, да и отзывалось шасси болезненными скрипами, а также прочими шумами. Тяжело приходилось машинке. Да и, видимо, точной подгонкой универсального гусеничного комплекта особо никто не занимался. Движитель явно за что-то цеплял. Особенно при повороте тугого руля и больших ходах подвесок. Говорят, что когда на полигон после нас приехала следующая группа журналистов, им всё же удалось оторвать одну из гусениц.

Гусеничные модули предназначены только для особо сложных условий. В остальное время армейский Duster передвигается на обычных колёсах. Именно в таком виде машина показалась на публике во время парада в честь Дня Румынии

Получается, Renault сознательно для армии халтуру гонит? Вовсе нет. Посмотрите на крышу «Дастера». Видите «запаску»? Вот и ответ. Основным движителем для этой машины являются обычные внедорожные колёса. А гусеницы — всё равно что средство последней надежды для горных заснеженных районов или заболоченных лесов. Сменил место дислокации? Скидываешь диски и на их место «лапти» прикручиваешь (на эту операцию уходит порядка 45 минут). Постоянно так ездить не стоит. К тому же вопрос надёжности наверняка будет быстро снят, если проект выйдет из стадии прототипа.

В армейском Duster вообще много вещей из разряда «на всякий случай». Среди них, например, съёмная лебёдка. Какой смысл таскать её на себе, если мирная жизнь вокруг? Вот нападёт враг, тогда уж... Наружный каркас безопасности также при желании легко демонтируется. При езде на колёсах он, наверное, и правда не очень нужен, а вот в тех дебрях, куда способен забраться гусеничный вариант, точно пригодится.

Гусеничный Duster интересен даже не столько отменной проходимостью (она была ожидаема), сколько простотой в управлении. С этим вездеходом даже новобранец в два счёта найдёт общий язык

Зато панцирь под днищем военный Duster возит постоянно — двигатель, коробка, топливный бак и задний редуктор прикрыты дополнительной бронёй. Впрочем, до неё ещё надо умудриться достать. Duster на гусеничном ходу так высоко сидит над дорогой, что даже забираться в него непросто, особенно если хочешь сохранить униформу в чистоте.

На самом деле, помимо феноменальной проходимости, относительной простоты и защищённости от повреждений, других талантов у покрытого камуфляжем «Дастера» тоже хватает. Будь у нас побольше времени и армейский полигон под рукой, могли бы машину, например, с парашютом десантировать или под брюхом вертолёта покатать — соответствующие такелажные крепления имеются. Лёгкую пушку на позицию вывезти? Тоже нет проблем — могучий «фаркоп» на такие военные экзерсисы рассчитан. Не нравится «запаска» на крыше? Вместо неё можно поставить пулемёт. Такой Duster при необходимости способен стать даже мобильным источником энергии. Герметизированные розетки на 12, 24 и 220В позволят запитать практически любое оборудование для полевых условий жизни.

Но, пожалуй, самая прикольная фишка армейского «Дастера» — система Blackout. Она активируется тумблерами на передней панели и вводит режим светомаскировки. Моментально тухнут салонные светильники, фары и прочие яркие приборы. Остаются гореть только специальные военные «софиты» — они направлены строго вниз и потому не видны вражеской авиации. Но машины при этом худо-бедно в колонне ползти могут. Тем более, если водитель нацепит прибор ночного видения.

В общем, перспективный получился вояка. Правда, румынская армия этого призывника пока толком не распробовала. Переговоры о поставках идут, но на вооружение Duster-солдат ещё не принят. Хотя появление такой машины на параде в Бухаресте в честь Дня Румынии уже о чём-то говорит. Ждём в строю?

Фото автора, Андрея Иванова и компании Renault

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
194
Юрий Викторович
Шота эта не то
СсылкаПожаловаться
Иванов Кирилл
а с нивой если сравить\гусеницы ей и не нужны будут
СсылкаПожаловаться
Aleko
даже даром это г))))))но не взял бы ??????
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru