Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 июня 2015 10:00, Статьи

Первый закон роботехники. Тест 7 систем помощи водителю

«Авто Mail.Ru» разобрался, как работают популярные электронные ассистенты водителя и за какие из них стоит платить
3 декабря
Hyundai i40
Авто для своего класса и по стоимости очень даже хорош , не слушайте бред вечно ноющих мудаков . Удивляет маразм некоторых писак , которые сравнивают машину среднего класса с чем-то люксовым. Хочу ещё...
4.0
3 декабря
Volkswagen Amarok
прекрасное авто,своих денег стоит,советую другим
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Мировые эксперты в области автомобилестроения сходятся во мнении, что нас ждёт скорое беспилотное будущее. Под недовольное ворчание ретроградов и скрип потираемых гиками ладошек производители выкатывают одно за другим решения, снимающие с водителя часть его функций или просто облегчающие жизнь за рулём. Не поскупившись на нужные опции, уже сегодня можно чатиться по «вотсапу» безопаснее, чем сосед по пробке, и спокойнее, чем сосед по подъезду, доверять свой автомобиль неопытным чадам. Просто потому, что теперь машина способна разгоняться, тормозить и смотреть по сторонам вместо водителя. Или вместе с ним? Это мы и выясним.

В этом материале автомобили — лишь носители, оболочка для интересующих нас технологий, поэтому не будем напрямую сравнивать новейший S400 с BMW 740Li, которую совсем недавно заменило новое поколение «семёрки»

Иными словами — на дорогах появляется всё больше и больше роботов. И чем больше функций делегируют им производители, тем скорее машины эволюционируют от примитивных к более сложным. Как тут не вспомнить три закона роботехники Айзека Азимова. В порядке убывания значимости они звучат так: робот не может причинить вред человеку; робот должен подчиняться приказам человека; робот должен заботиться о своей безопасности. Современные эксперты считают, что программировать искусственный интеллект на основе фантазий известного писателя нельзя, но соответствующие параллели сами приходят на ум при пользовании новейшими ассистентами водителя.

В целях унификации и для простоты восприятия мы будем называть каждое техническое решение каким-то условным термином, обходя стороной громоздкие официальные имена и аббревиатуры производителей

Чтобы опробовать все технологии, мы взяли флагманов двух немецких брендов, «упакованных» нужным образом. Перед нами не стояло задачи выяснить, кто круче и навороченнее в абсолюте, тем более что «семёрка» BMW, в отличие от S-класса Mercedes-Benz, находится на излёте своего жизненного цикла, а соответствующие системы и решения есть и у многих других марок. Тем не менее, оба тестовых седана оснащены большинством существующих функций помощи водителю, а наличие в тесте двух разных машин позволяет взглянуть на технологии более объективно и широко.

1. Система ночного видения

Принцип работы: «Найтвижн» придумали в автомобилях не для баловства и не для слежки за подругой в её дворе тёмной ночью — основная идея в том, чтобы определить притаившихся во мраке пешеходов и заранее предупредить о них водителя. Поэтому картинка на мониторе — всего лишь приложение к функции автоматического распознавания пешеходов. Интересно, что Mercedes-Benz и BMW используют не только разные технические решения, но и принципиально разную философию ночного видения. В BMW не так хороша картинка, но «найтвижн» бдит в фоновом режиме постоянно, а в Mercedes-Benz водитель сам обращается за помощью к системе, когда посчитает нужным.

Вслепую запустить систему «совиный глаз» кнопками на передней панели слева от руля почти одинаково сложно на обоих лимузинах, но на Mercedes-Benz (вверху) это делается всё-таки немного неудобнее. Камера Mercedes-Benz находится в очищаемой щётками зоне, поэтому всегда чистая. Глазок BMW (внизу) прилично утоплен в своё гнездо в решётке и снабжён форсункой омывателя, но всё равно уязвимее для грязи

BMW: Баварский производитель решил воспользоваться гаджетом Сэма Фишера из игрового стелс-экшена Splinter Cell, поэтому в решётке радиатора «семёрки» красуется глаз термографической камеры, известной ещё как тепловизор. Качество картинки средненькое, но в BMW делают ставку на другое. Когда автомобиль понимает, что на улице стемнело, он сам начинает наблюдение за окружающей средой с помощью камеры и распознавание пешеходов в фоновом режиме. Как только «семёрка» сочтёт опасным сближение с притаившимся во тьме человеком, она заморгает красной фигуркой на проекционном дисплее, проводит пешехода лучом фар и приготовится тормозить в экстренном случае.

Тепловизор умеет отличать живые организмы от тёплых глушителей и шин, окрашивая на экране пешеходов (а также иногда животных) жёлтым цветом. Помимо этого, системе можно придумать немало забавных полушпионских применений. Например, увидеть, что несёт в сумке переходящий дорогу пешеход (во время теста был реальный случай с курицей гриль), или вывести на чистую воду жену, которая утверждает, что весь день провела дома, в то время как детали её машины пышут жаром на экране вашего BMW

Mercedes-Benz: В «Мерседесе» используется инфракрасная видеокамера, которая установлена в верхней части лобового стекла. Она имеет оптику, которая ещё сильнее приближает картинку, чем в BMW, что позволяет системе видеть достаточно далеко. Разрешение и контрастность картинки существенно выше, чем у «баварца» — в отличие от «семёрки», на S-Классе, кажется, можно ехать ночью, вообще не поднимая глаз с приборной доски. Но главное отличие «Мерседеса» в том, что система обнаружения пешеходов не просыпается автоматически с наступлением темноты, а требует запуска ночного видения водителем. Преимущество решения Mercedes-Benz в лучшем видении рельефа и предметов вокруг вне зависимости от их температуры.

Определение людей в мерседесовской системе происходит благодаря особым алгоритмам анализа картинки. На практике технология отличилась шикарным качеством изображения и великолепным распознаванием как одиночных людей, так и находящихся в толпе. Животные и велосипедисты выделялись через раз. В случае обнаружения человека на тёмной обочине загородной трассы S-Класс начинает моргать покрасневшим экраном приборки, а в пешехода трижды «стреляет» точечным ярким лучом фар. Эффективно и эффектно!

Полезно для: загородных трасс с населёнными пунктами и лосиными маршрутами

Наш индекс полезности: 2/5

2. Система автоматического аварийного торможения

Принцип работы: Когда машина понимает, что вы собираетесь сделать ей фейслифтинг о препятствие впереди, она выносит последнее предупреждение, после чего берётся за дело сама. Эту систему представили уже многие производители, причём и на вполне массовых доступных моделях. У кого-то она реагирует только на автомобили, другие же заявляют распознавание пешеходов и даже животных с велосипедистами. В любом случае, переоценить её полезность сложно, особенно с учётом значительной доли ДТП типа «наезд сзади» в общем количестве аварий.

BMW: «Семёрка» предупреждает об опасности столкновения сначала жёлтым символом на проекционном дисплее, потом звуковым сигналом в сочетании с символом уже красного цвета, после чего достаточно резко активирует тормозную систему и подтягивает на всякий случай ремни безопасности. В целом настройку автоматического торможения можно описать как деликатную — она не беспокоит по пустякам, но и поседеть в случае чего не даст.

Опрос на Авто Mail.Ru показал, что система предотвращения столкновений — самая желанная нашими читателями «умная» опция: её предпочли всем прочим 57% проголосовавших. На этом видео видно и слышно, как и в какой ситуации лимузин BMW среагировал на опасность. Водитель в этой ситуации не тормозил, но в любой момент был готов это сделать

Mercedes-Benz: В Mercedes-Benz всё работает примерно также — если не соблюдать безопасную дистанцию, то в колодце тахометра на рисованной приборке загорается предупреждающий красный символ. Если скорость сближения, по мнению автомобиля, опасна, то добавляется тревожный писк (как в видео с системой ночного видения выше). Ну а если дело идёт к столкновению... Нервов так и не хватило для того, чтобы заставить тормоза сработать автоматически — я всегда нажимал на педаль самостоятельно под крик предупреждающего зуммера. Скорее всего, дело в том, что Mercedes-Benz вмешивается действительно в самый последний момент, до которого с тестовым автомобилем мы решили не доходить.

Полезно для: всех

Наш индекс полезности: 5/5

3. Адаптивный круиз-контроль с возможностью езды в пробках

Принцип работы: Водитель задаёт максимальную скорость движения и дистанцию до впередиидущей машины (ближе-дальше), а автомобиль сам ускоряется и тормозит, когда надо. Штука не новая, но адекватная работа системы в пробках стала возможна только в последние годы. Теперь автомобиль умеет не только разгоняться-тормозить вслед за заданным лидером, но и осуществлять полную остановку и трогание из неё, если замереть пришлось не более чем на 3 секунды. В противном случае придётся тронуться нажатием педали газа — и можно снова листать ленту Instagram, не опасаясь причалить в корму автомобиля впереди. Конечно, это шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. Просто вспомните, чем заняты водители в автомобилях во время затора.

В Mercedes-Benz систему контролирует один из множества подрулевых рычажков слева. Крутить настройки приходится вслепую, а логику сложно назвать интуитивно понятной. Изменённые параметры коротко выводятся на приборку, а постоянно отображаются на проекторе на лобовом стекле
В BMW активный круиз-контроль управляется набором клавиш на левой спице руля, а параметры работы лаконично выводятся на проекционный дисплей

BMW: В режиме пробки круиз-контроль работает адекватно и позволяет ползти с меньшей концентрацией, чем без неё. Но совсем расслабляться не стоит — существует риск причалить в водителя, который решит резко перестроиться перед вами, потому как на такие объекты система временами не успевает среагировать. Главное, что во время такого автономного движения окружающие водители не считают тебя тупящим и не ругаются — это главный критерий адекватности настроек.

При автоматическом подруливании «баранка» Mercedes-Benz поворачивается на небольшие углы, но этого вполне хватает для лёгких изгибов дороги. Если необходимо повернуть сильнее или водитель надолго убрал руки с руля, то об этом сообщит специальный моргающий символ в сочетании с громким зуммером — они призывают человека взять управление в свои руки. В BMW об отклонении от курса водителя предупреждает только система слежения за выездом из полосы

Mercedes-Benz: Главное преимущество мерседесовской технологии состоит в способности машины автоматически подруливать в рамках полосы, используя информацию от соответствующей системы (см. п. 6 далее). Однако активировать круиз-контроль и настраивать его менее удобно, чем в BMW, а работа системы не так деликатна, как у баварского конкурента. S-Класс едет и ускоряется резче, тормозит позже, замечает меньше внезапных препятствий и немного с этим опаздывает.

Полезно для: дальних поездок группой машин, а также для не выпускающих из рук свой смартфон злодеев-водителей

Наш индекс полезности: 3/5

4. Система кругового обзора с помощью камер

Принцип работы: по периметру всего кузова в него встроены широкоугольные видеокамеры — это позволяет компьютеру собирать картинку в 360-градусную, а также выводить на экран по запросу водителя отдельные ракурсы. Обзор — одна из основ безопасности, и много его не бывает. Поэтому чем больше ракурсов доступно водителю и чем проще между ними переключаться, тем комфортнее езда.

У Mercedes-Benz множество ракурсов и есть динамическое отображение траектории движения, а также наложение на картинку данных парктроника. Переключение между ракурсами в целом интуитивно понятно

Mercedes-Benz: Передняя и задняя камеры Mercedes-Benz автоматически прячутся в кузов и поэтому практически не подвержены загрязнению. Прочие объективы также достаточно долго сохраняют чистоту благодаря хорошо просчитанной аэродинамике.

BMW: объективы баварского седана не защищены и загрязняются быстрее, чем у штутгартского. Как и в Mercedes-Benz, пользоваться системой водителю позволено лишь на малых скоростях, а BMW ещё и дополнительно ограничивает время работы камер, после чего их приходится перезапускать.

У «семёрки» доступных ракурсов намного меньше. Но благодаря вмонтированным в боковины переднего бампера камерам, автомобиль умеет буквально выглядывать из-за угла. Коллаборация с парктроником также в наличии

Полезно для: всех. Для водителей крупных машин — особенно

Наш индекс полезности: 5/5

5. Ассистент перестроений

Принцип работы: Благодаря датчикам-сканерам пространства вокруг, автомобили способны видеть присутствие сбоку от себя другой машины и предупреждать об этом водителя визуально и аудиально. Это может оказаться критически важным, если сосед по потоку оказался в так называемой слепой зоне — то есть таком месте на дороге, где его уже не видно в боковое зеркало, но ещё не заметно в окно. Кроме того, ассистент перестроений станет хорошим помощником для рассеянных водителей или лихачей, которые не успевают смотреть в зеркала при перестроениях.

Современные датчики настроены чётко и не выдают ложных срабатываний на стены тоннелей и разделительные рельсы безопасности

BMW: У BMW световой индикатор оранжевого цвета находится на корпусе бокового зеркала. Он включается и горит всякий раз, как только по бокам в опасной в случае перестроения «семёрки» близости находится другая машина. Если в этот момент включить «поворотник», то индикатор начинает моргать, а рулевое колесо — вибрировать.

Руль «Мерседеса» не вибрирует при распознавании опасности — седан из Штутгарта предупреждает водителя лишь морганием индикатора

Mercedes-Benz: В S-Классе больших различий в работе системы в сравнении с «семёркой» нет — разве что индикатор более яркого красного цвета и встроен в сам зеркальный элемент. Периферическим зрением его видно чуть хуже, зато при взгляде в само зеркало о наличии препятствия узнаёшь на какие-то доли секунды быстрее, чем в BMW.

Полезно для: начинающих и рассеянных водителей

Наш индекс полезности: 4/5

6. Слежение за полосой движения

Принцип работы: Одна из самых распространённых систем помощи водителю. Камера в верхней части лобового стекла наблюдает за разметкой и фиксирует её пересечение автомобилем. Тот в свою очередь начинает вибрировать рулевым колесом, предупреждая водителя. Просто и эффективно.

Камеры и программное обеспечение весьма чувствительны к качеству разметки, поэтому в России с её низким качеством дорог эта технология помогает водителю с переменным успехом

Полезно для: монотонных перегонов по прямым трассам

Наш индекс полезности: 3/5

7. Полуавтоматическая система парковки

Принцип работы: Водителям-новичкам нет никакого труда включить заднюю передачу и плавно подъехать вплотную к окружению под писк парктроника — наибольшую проблему при парковке вызывает вопрос: когда, в какую сторону и насколько вращать руль? Современные автопарковщики именно её и решают — автомобиль только просит в нужный момент включать «драйв» или «реверс», а всё остальное делает сам, в том числе тормозит. В тестовой BMW подобной системы не было. Да и не надо — в совершенно новой «семёрке» парковщик полностью автономный и может трудиться без водителя в салоне, поэтому автомобиль умеет даже сам заезжать в гараж! Ждём, когда представится возможность всё это проверить.

Mercedes-Benz в фоновом режиме всегда ищет подходящий слот для парковки и сообщает о готовности пиктограммой на приборке. Нажатие клавиши ОК на руле — и лимузин начинает манёвры. Процесс протекает уверенно, а результат — чистый.

Mercedes-Benz: Не стоит думать, что чем автомобиль больше, тем сложнее его парковать. Просто нужно больше места. И в случае с S-Классом это проблема, так как пространства автопарковщик требует с хорошим запасом — не менее чем на метр больше, чем нормальный водитель при параллельной парковке! В этом и есть основная проблема подобных систем — они очень привередливы в выборе парковочного лота и в по-настоящему тесном пространстве совершенно бесполезны. Иными словами — адресованы только категорически не желающим учиться чайникам.

Полезно для: научитесь лучше делать это самостоятельно. Камеры кругового обзора вам в помощь

Наш индекс полезности: 1/5

После теста остались смешанные впечатления. Да, автомобили умеют сейчас всё больше и больше. Но важно, чтобы все эти новые способности использовались во благо, а не для того, чтобы снять с себя часть ответственности. Рано! Поэтому самый главный закон роботехники современным водителям стоит понимать так: «робота можно использовать только так, чтобы не причинить вред человеку». Айзек Азимов сформулировал три закона 75 лет назад, когда умные машины были лишь плодом фантазии футурологов, но они оказались актуальны и сегодня, когда роботы появляются среди нас, пусть и не в виде андроидов. Главное, не слишком полагаться на первый закон и с умом использовать второй. Тогда и к третьему не придётся обращаться слишком часто. А за производителями, как мы видим, не заржавеет.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
105
Леонид Огурцов
Техника от простого к сложному, а человеку скоро можно будет особо мозг не включать...
СсылкаПожаловаться
Майк
Всё, что может спасти другому человеку жизнь на дороге имеет смысл, правда дорого это всё пока стоит
СсылкаПожаловаться
Vvvv Bbbb
Что-то пока одни писки от роботов - надо же русскими словами объяснять невнимательному или небрежному водителю причины прближающейся опасности. Для некоторых водителей прикольно будет обсуждать с компьютером всё удивительное, что встретилось на трассе.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru