Работа автошкол: возникла новая проблема

Общественная палата предлагает прописать четкие требования к автошколам в вопросах обучения инвалидов

В России могут измениться условия лицензирования автошкол. С соответствующим предложением выступили члены Общественной палаты. Они заявляют, что из многих регионов поступают жалобы от инвалидов, которые хотят научиться вождению, но получают отказ в автошколах, пишут «Известия».

content image for: 55619
Источник: Фотобанк Лори

По действующему законодательству, автошколы обязаны создавать «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», чтобы получить лицензию. Однако по факту новые требования оборачиваются бременем и для автошкол и для инвалидов.

К примеру, все автошколы должны иметь машины для инвалидов и пандусы, но на практике это требование не выполняется. Занятие в классе с 30 учащимися может быть сорвано из-за присутствия двух слабослышащих людей. А контролирующие органы просто приостанавливают выдачу лицензий, если у автошкол нет пандусов, специализированных лифтов, поручней, туалетов и помостов для инвалидов.

Все это приводит к тому, что автошколы выполняют необходимые требования только на бумаге, а сами люди с ограниченными физическими возможностями сталкиваются с формальными отказами. Де-факто сейчас только 1% автошкол принимают инвалидов на обучение.

Поэтому в Общественной палате предлагают изменить условия лицензирования прописать для автошкол минимальное число «технических средств, адаптированных для подготовки инвалидов в качестве водителей различных категорий». Также в ОП считают важным прописать в нормативных актах, что инвалиды должны обучаться на площадках, «приближенных к месту жительства».

Приятно отметить, что Общественная палата обратила на это внимание. В прошлом году все автошколы стали работать по новой программе. Но на сегодня объективно большинство автошкол не смогут обучать инвалидов. Реально готовы их принять только пять процентов автошкол. В Москве ежегодно обучение в автошколах проходит только около 60-ти людей с ограниченными возможностями. Это катастрофически малая цифра. И жалобы поступают регулярно. Из примера: в одной из автошкол обучались пятеро слабослышащих учеников. И им было не комфортно, и остальные переживали. То есть формализованность документов привела к тому, что учиться таким ученикам вместе не всегда комфортно.  При этом автошколам нужно предусмотреть множество нюансов: установить пандусы, сделать лифты. Безусловно, нужно создать адаптивные центры, и мы нуждаемся в них.
Сергей Лобарев
Председатель правления «Гильдии автошкол»
  • Как получить водительские права
Тимофей Исаев