Ралли «Пушкинские горы» — гонка наоборот

Volkswagen Polo Cup посетил знаменитые пушкинские места. Но всё же на 2-м этапе моносерии рациональность взяла верх над поэтичной романтикой

В жизни бывают моменты, когда всё вдруг встаёт с ног на голову. Об этом я подумал, увидев красочную карту ралли «Сургутнефтегаз — Пушкинские горы» (псковские организаторы заботливо печатают такие листовки для зрителей). Мы уже не раз рассказывали, что в российском спортивном календаре оно появилось всего лишь год назад. Причём первый блин не вышел комом — гонка прошла при полном аншлаге. Неудивительно, что местная федерация автоспорта рассчитывала повторить успех, сохранив удачный формат мероприятия. Изменилась вроде бы самая малость — прошлогодние спецучастки просто... развернули в другую сторону! Где был старт, теперь стал финиш. То есть экипажам предстояло дважды проехать тот же 120-километровый круг, только уже по часовой стрелке.

Один мой приятель как-то посмеялся над этим. Мол, халява же — на ознакомлении с трассой поспать можно. Делов-то, переписать стенограмму задом наперёд, да посмотреть, нет ли новых изъянов на грунтовке. И мчи себе на здоровье! Действительно, ходит такая байка среди раллистов. Только вот если попытаться воплотить её в жизнь, здоровья точно понадобится много. Ведь такой способ позволяет разве что посчитать количество левых и правых поворотов, не более. Но траектория и, соответственно, крутизна виражей, а также расстояния между ними будут совершенно другими. Я уж не говорю про заходы на трамплины и прочие препятствия...

В общем, организаторы поступили весьма рационально, получив посредством минимального креатива, по сути, новую трассу. В результате, даже те гонщики, что имели счастье выступать на первых «Пушкинских горах», не получили особого преимущества. Могу заявить об этом определённо, на примере экипажа «Авто Mail.Ru» — в прошлом году мы с Леной Кузнецовой финишировали здесь, успешно преодолев всю дистанцию. Но тот опыт сейчас пригодился, пожалуй, только в одном — мы заранее знали, чего в целом ожидать от 2-го этапа Volkswagen Polo Cup (и по совместительству 14-го раунда Кубка России). Впереди — ровные, мягкие и очень быстрые грунтовые дороги со множеством трамплинов, подбросов и ходовых связок, непрощающих ошибок в стенограмме. Впрочем, даже этого оказалось достаточно, чтобы отнестись к ознакомлению со всей серьёзностью. И в ходе гонки мы ещё не раз об этом вспомнили... Но она случится завтра.

А сейчас мы сгружаем с автовоза «боевой» Volkswagen Polo и проверяем его перед торжественным стартом на главной площади посёлка Пушкинские горы. Лена где-то успела раздобыть букетик весенних цветов и закрепить его на дверной ручке. Ведь у нашего седана сегодня тоже праздник — ровно год назад он впервые выехал на раллийные трассы именно здесь, в Псковской области. Тогда машина оставила больше вопросов, чем ответов. Но промоутер моносерии, компания «Академия Ралли», проделала колоссальную работу, чтобы вырастить из четырёхдверки достойного конкурента проворным хэтчбекам. Ведь мы по-прежнему сражаемся с ними в одиночку.

Причём развитие седана не прекращается. В частности, к нынешним «Пушкинским горам» автомобиль наконец обзавёлся доработанной вентиляцией картера вместо времянки — обычной банки из-под масла под капотом, которая к концу гонки переполнялась и начинала источать в салон едкий запах, от которого кружилась голова. А в моём водительском ковше переделали крепление передней подушки — на первом этапе сезона Rally Masters Show она от тряски несколько раз вываливалась на пол и однажды чуть не залетела под педали. Эх, ещё бы заменитель неработающему одометру придумать или штурманский прибор терратрип поставить... Но нет предела совершенству.

Иными словами, подготовка к гонке на удивление выдалась без привычных для ралли приключений. Всё шло своим чередом, и это успокаивало. Лишь на старте первого допа пришёл лёгкий мандраж. Всё-таки полгода по грунту не ездили — первый этап монокубка был асфальтовым, а выбраться на тренировку не позволили финансы. Характер же длинного 15-километрового спецучастка «Кубок Екатерины II» отнюдь не давал времени на раскачку.

Но все сомнения улетучились, как обычно, с последним сигналом стартового светофора. Бросаю «ручник», зубастые шины DMACK врезаются в грунт, и мы летим, как мне тогда казалось, навстречу реваншу. Это год назад Polo седан не мог догнать даже маломощные Renault Logan, но теперь-то скорость у автомобиля есть. Трепещите соперники! Проходим несколько связок, и шкала уверенности растёт дальше — «стенка» бьётся, мчим вроде быстро и без серьёзных ошибок. Разве что машину периодически сдёргивает в скольжения сильнее обычного — после вчерашнего дождя дорога просохла неравномерно, особенно на лесных отрезках. Ничего, так даже веселее!

Со всей дури влетаем на «Большой трамплин» — это первая зрительская зона. Надеюсь, болельщиков мы порадовали, ведь удачная развесовка Polo седана позволяет особо не церемониться с прыжками: хватило бы смелости не бросить газ, а дальше машина летит далеко и ровно.

А между тем коварная трасса уже начала собирать дань. Вот в придорожных кустах видны очертания исковерканной Subaru Impreza... В ограждении моста торчит какой-то хэтчбек... Пилот явно не учёл присутствие скользких остатков асфальта на этом вираже. Вот вам и важность точности стенограммы. Ну а сам «Большой трамплин», между прочим, похоронил надежды на победу в абсолютном зачёте фаворита гонки — Дмитрия Полываного. Mitsubishi Lancer Evo 8 петербуржца на приземлении зацепил обочину и лишился наддува.

У нас же случилась единственная оплошность. Приблизившись к ретардеру на вершине холма, я решил использовать подъём в качестве естественного усилителя тормозов. И начал замедляться чуть позже, чем следовало. В итоге дистанции всё же не хватило, и на входе в зигзаг ретардера я понял — не попадаем. Седан практически замер, уткнувшись в ограничительные ленты. Делать нечего — рвём их, и едем дальше. К счастью, судьи поняли, что сделал я это не специально, и штрафа удалось избежать.

На финише допа Лена открывает табличку в штурманской тетрадке, в которую она заранее занесла номера машин-конкурентов по монокубку, и принимается записывать их результаты с судейского стенда. И тут нас постигает жестокое разочарование. Самому медленному из девяти соперников мы уступили 4 секунды! Вот это провал... А самое главное, я не знал, что делать дальше. Ведь ехалось, по ощущениям бодро, стабильно. Автомобиль работал как надо. Раньше в таких случаях чутьё на хороший результат меня не подводило. Но, видимо, иррациональности на этих «Пушкинских горах» было не место...

Тем не менее, стараюсь не раскисать и потихоньку наращиваю темп. На втором спецучастке зарубежные гости Volkswagen Polo Cup из братского Казахстана Ярослав Листопадний и Дмитрий Курочкин сталкиваются с проблемами, теряют порядка шести минут и откатываются далеко назад. Кроме того, мы «привозим» около 6 с экипажа Михаил Силантьев / Сергей Скрипка и обходим их в промежуточной турнирной таблице. Но на следующем допе ребята снова вырываются вперёд.

Первая секция завершилась, прибываем в сервис-парк. Автомобиль в идеальном состоянии — запылился только. Даже колёса менять не пришлось, почистили их от грязи и всё. Но к надёжности Polo седана мы привыкли, а вот что делать с результатами? Пытаюсь всё разложить по полочкам. Первое — со стенограммой порядок. Второе — с пилотированием тоже более-менее гладко. Третье — машина едет нормально. Получается, дело только в отсутствии наката из-за долгого перерыва? Значит, надо аккуратно разгоняться, тем более в борьбу всё же удалось ввязаться.

Почему аккуратно? Да просто перед глазами всё ещё стоял исковерканный Volkswagen Polo экипажа Андрей Вавилин / Денис Пиманов. На втором допе они слегка ошиблись в стенограмме, слишком глубоко зашли в поворот и напоролись на бетонный столбик ограждения. Итог — пять оборотов через крышу и превратившийся в купе хэтчбек с повреждённым каркасом безопасности...

У нас же дела тем временем пошли на лад. При повторном прохождении трёх спецучастков мы улучшали своё время просто сокрушительными темпами! К примеру, на СУ-5 выиграли у самих себя аж 23 секунды! Друзья-соперники такой прогресс показать не смогли, и в результате мы не только обошли Силантьева со Скрипкой, но и перегнали ярославцев Романа Катунина с Александром Дегаевым, закрепившись на шестом месте в зачёте Volkswagen Polo Cup. Хотелось, конечно, большего, но на фоне прошлого года и такой результат — достижение.

Так что в целом гоночная фортуна в этот раз оказалась на нашей стороне. Хотя ралли всё же показало свой изменчивый характер — на одном из перегонов между допами у зрителей на обочине вырвалась собака, бросившись наперерез машине. Только экстренное торможение спасло нас от аварии и дальнейших разбирательств.

Ну а что же происходило впереди? Там упорно сражались между собой три экипажа. Победителям первого этапа Volkswagen Polo Cup Юрию Аршанскому / Михаилу Соскину навязали борьбу Денис Ростилов с Алексеем Игнатовым и дебютанты монокубка Илья Лотвинов / Павел Шевцов. Впрочем, назвать этих раллистов новичками язык не поворачивается — в прошлом сезоне они едва не выиграли Кубок России в абсолютном зачёте. Поэтому закономерно, что в итоге победа досталась именно этому опытному дуэту. Следом финишировал Ростилов (который, между прочим, на пару с Игнатовым успел на сервисе заменить коробку передач!), а замкнул тройку Аршанский с отставанием всего в 15,5 с.

Правда, для Лотвинова с Шевцовым выезд на этап Volkswagen Polo Cup, по их собственному признанию, был разовой акцией. Но от этого интрига в моносерии не стала слабее. И что-то мне подсказывает, на следующей гонке, легендарном ралли «Белые ночи» в Карелии, сюжет будет ещё интереснее. На тех дорожках, как показывает практика, без удачи и интуиции точно не обойтись.

P.S. Пушкинские горы — волшебное место не только для гонок. Совершить виртуальное путешествие по округе, посетив множество интереснейших объектов культуры, вам поможет наш подробный репортаж.

Фото «Академии Ралли», Андрея Лебедева и Ильи Фёдорова

Юрий Урюков