Дорога в небеса — самые летающие автомобили

Автомобиль и самолет — оба дети начала ХХ века и оба обязаны своим появлением на свет двигателю внутреннего сгорания. Поэтому неудивительно, что их симбиоз был лишь вопросом времени

Ещё Генри Форд в сороковых годах прошлого века утверждал, что летающие автомобили в будущем получат едва ли не такое же широкое распространение, как и обычные машины. Его точку зрения разделяли многие, но так получилось, что «автолёты» весь двадцатый век пребывали в статусе технических курьезов и массового распространения не получили. Главным образом потому, что все известные до сегодняшнего дня конструкции отличались одной общей «родовой» чертой — они были посредственными автомобилями и такими же посредственными самолетами. Как справедливо заметил А. С. Пушкин, хоть и по другому поводу, но «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Или, говоря другими словами, нельзя заставить автомобиль хорошо летать, а самолет удовлетворительно ездить. Слишком много проблем было у «автолётов», причем не только технического, но и юридического характера. Хотя бы с той же регистрацией.

Однако в начале XXI века ситуация стала меняться. Как обычно, впереди планеты всей оказались американцы с их склонностью к техническим экспериментам и достаточно демократичным законодательством. Если уж в США обычным гражданам разрешено ездить на танках и прочей бронетехнике, а также иметь в частном пользовании реактивные истребители, то что уж говорить про безобидные «автолёты»? Главное, чтобы машина имела сертификацию, а водитель — автомобильные или мотоциклетные права и лицензию частного пилота. После чего можно сделать первый шаг — обратиться в фирму Plane Driven и заказать автомобиль и самолет в «одном флаконе» под названием Plane Driven PD-2.

content image for: 55415

Этот гибрид автомобиля и самолета представляет собой все же больше летательный аппарат, чем автомобиль. За основу взят легкий самолет Glasair Sportsman, который изначально разрабатывался со складными крыльями, а кроме того, позволял устанавливать поплавки, лыжи или колеса без серьезной переделки конструкции. Инженеры Plane Driven не стали переделывать конструкцию, а лишь установили два передних поворачивающихся колеса, а сзади приспособили съемный «мотоблок» с 50-сильным двигателем и одним колесом, который и приводит «автолёт» в движение на дороге. Plane Driven PD-2 может разгоняться до 110 км/ч и проехать на полном баке 320 километров.

Трансформация из автомобиля в самолет очень простая и занимает минимум времени: «мотоблок» снимается и убирается в отсек за сиденьями пилота и пассажира, крылья «расправляются», запускается основной 210-сильный двигатель Lycoming и «автолёт» взмывает в небо. Дальность полета составляет 760 километров, а максимальная скорость может достигать 240 км/ч. Для управления Plane Driven PD-2 требуются водительские права и лицензия частного пилота. По словам разработчиков, главным их козырем является цена — в США Plane Driven PD-2 стоит около 60 000 долларов, что сравнимо со стоимостью седана премиум-класса.

Совершенно иным путем пошла другая американская фирма — Terrafugia. В отличие от коллег из Plane Drive, инженеры Terrafugia отказались использовать в качестве донора самолет и разработали именно летающий автомобиль. Но научно-исследовательские работы и многолетние испытания привели к тому, что «автолёт» по имени Terrafugia Transition получился ненамного лучше, чем Plane Driven PD-2, но значительно дороже. Если быть точнее, то в Америке он стоит 279 000 долларов. Но благодаря наличию четырех колес сертифицирован не как мотоцикл, а как автомобиль.

content image for: 55415

Двухместный «автолёт» оснащается бензиновым двигателем Rotaх мощностью 100 л.с., крутящий момент передается через вариатор на задние колеса или на воздушный винт, также расположенный в задней части кузова-фюзеляжа. На шоссе Terrafugia Transition может разогнаться до 110 км/ч и проехать на одном баке почти 1300 километров, расходуя в среднем 6,7 литра топлива на сотню пробега. Для того, чтобы поднять «автолёт» в воздух, необходимо разложить крылья, перевести трансмиссию в режим передачи крутящего момента на винт, после чего можно отправляться в полет. Максимальная скорость в воздухе — 185 км/ч, дальность полета — 780 километров, расход топлива — 11 литров в час. Terrafugia Transition оборудован навигацией, а в случае возникновения аварийной ситуации пилоту и пассажиру придется воспользоваться парашютами. Несмотря на то, что «автолёт» официально выпускается с 2012 года, пока изготовлено всего два «серийных» экземпляра Terrafugia Transition.

Ещё более «продвинутый» летающий автомобиль разработала словацкая фирма AeroMobil. Он построен по традиционной для легкомоторных самолетов и спорткаров технологии — пространственная стальная рама с закрепленными на ней панелями из композитных материалов. В частности из композитов изготовлены крылья, двухместный кузов, он же фюзеляж, и элементы шасси. При движении по дороге со сложенными крыльями длина машины — 6000 мм, ширина — 2240 мм, то есть она не нарушает габаритные стандарты Евросоюза для легковых автомобилей. Машина оснащена четырехцилиндровым оппозитным двигателем Rotax 192 мощностью 100 л.с., который работает на бензине с октановым числом 95. Средний расход топлива при движении по дороге составляет 8 литров на сто километров пробега, на полном баке можно проехать 875 км. При этом машина может разгоняться до 160 км/ч.

content image for: 55415
content image for: 55415

Если разложить крылья, то «автолёту» потребуется всего 300 метров шоссе или грунтовой дороги чтобы взлететь. Максимальная скорость в воздухе — 200 км/ч, расход топлива — 15 литров на сто километров полета, а максимальная дальность — 700 км. AeroMobil оснащается навигационной системой, автопилотом и продублированной системой безопасности, которая в случае возникновения аварийной ситуации автоматически откроет парашют. Серийный выпуск словацкого «автолёта» намечен на 2017 год, стоимость — 200 000 евро.

Не остался в стороне от новомодного увлечения «автолётами» и пресловутый «германский сумрачный гений». Если быть точнее, то немецкая фирма Carplane GmbH, которая создала самый технически изощренный на сегодняшний день летающий автомобиль.

content image for: 55415
content image for: 55415

Машина не только имеет два фюзеляжа, но и является самым настоящим трансформером, превращаясь из достаточно компактного автомобиля в весьма крупный самолет. Во время движения по дороге крылья и воздушный винт сложены в средней части автомобиля, между двумя одноместными фюзеляжами, но если надо взлететь, то крылья с помощью электроприводов раскладываются, попутно с 5,44 до 7,45 метра удлиняется задняя часть с двумя килями. Оснащенный 150-сильным двигателем Carplane на шоссе может разогнаться до 176 км/ч, а в воздухе до 222 км/ч. Если лететь с крейсерской скоростью 200 км/ч, то столитрового бака бензина хватит на 830 километров полета. К сожалению, конструкция получилась очень сложной, и, по-видимому, недешевой, так как немцы до сих пор не могут начать полноценное серийное производство, даже несмотря на то, что Carplane GmbH заручилась поддержкой технической инспекции Евросоюза.

А вот английская фирма Parajet International не стала разрабатывать технически сложный и дорогостоящий «автолёт» и пошла другим путем — приделала к багги пропеллер и парашют-крыло, или, как его ещё называют — парафойл. Одним из главных достоинств такого подхода является универсальность — багги не только отлично ездит и обладает хорошими динамическими характеристиками, но и в любой момент может превратиться в «автолёт». При этом не надо раскладывать крылья и проводить другие сложные процедуры, достаточно всего лишь установить парашют.

content image for: 55415

Машина получила название Parajet Skyrunner, весит всего 420 кг, оснащается литровым бензиновым двигателем Ford EcoBoost мощностью 125 л.с. (200 Нм), максимальная скорость на шоссе составляет 185 км/ч, а в воздухе — 88 км/ч. При полностью заправленном баке Parajet Skyrunner может пролететь 320 километров и подняться на высоту 4500 метров. Причем технические неисправности, такие, как отказ двигателя, пилота Parajet Skyrunner совершенно не волнуют — «автолёт» спокойно приземлится с помощью парашюта. Единственным минусом Parajet Skyrunner является его цена в 90 000 евро, что многовато для такой, прямо скажем, нехитрой конструкции. Ведь даже полноценный «автосамолёт» Plane Driven PD-2 стоит гораздо меньше. Тем не менее, перспективы у британского «автолёта» неплохие, так как плюсов у него всё же гораздо больше чем минусов.

Конечно, все вышеописанные «автолёты» вряд ли в ближайшее время смогут бросить вызов как обычным автомобилям, так и легким самолетам. Но радует то, что в последние годы появились вполне работоспособные конструкции, в которых практически изжиты хронические болезни «автолётов», созданных в прошлом веке. Разумеется, эти летающие автомобили, как и раньше, остаются во многом компромиссными, где одни качества принесены в жертву другим, но если посмотреть на словацкий AeroMobil или немецкий Carplane, то станет видно, что конструкторам почти удалось впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань».

Александр Плеханов