«Народный гараж» вместо ракушки

В ближайшие три года каждый второй московский автомобиль будет храниться в гараже. Такой амбициозный план был представлен сегодня на заседании городского правительства. Ракушек в этом плане нет – Юрий Лужков уверен, что они отомрут сами собой
content image for: 5501
На сегодняшнем заседании правительства Москвы обсуждался гаражный вопрос. По статистике, сегодня гаражами обеспечены лишь 38% москвичей-автомобилистов. Еще 8%, как сказал Юрий Лужков, ставят свои машины в пеналы, всем известные как «ракушки». Остальные же вынуждены хаотично занимать места во дворах на тротуарах, газонах... Купить гараж по карману не каждому. Инвесторы в основном строят дорогие гаражи – полуподземные и подземные, цена на которые начинается от $7 тыс. Среднестатистические «Жигули», и те дешевле. К тому же существует очевидный недостаток земли в уже застроенных районах.


Правительство Москвы предлагает в центре города и на окраинах строить механизированные гаражи.

Согласно планам московских властей, к 2007 году половина машин будет храниться в гаражах и боксах. К 2010 году эта цифра достигнет 60%, а к 2020 году – 70%.

Машина просто подъезжает, ставится на подъемник, который переносит автомобиль на его место в плотной многоярусной парковке. Такие гаражи, конечно, дороги – около $7–8 тыс., зато удобны и легко вписываются в застройку. По оценкам специалистов, только в центре таким способом можно найти до 40 тыс. машиномест. А ведь упомянутые 38% – не более чем «средняя температура по больнице»: в Центральном округе из восьми машин только одна хранится в гараже. Второй путь – идти вверх – заменять привычные одноэтажные гаражи двух- и многоэтажными паркингами. При этом на словах власти гарантируют, что все старые владельцы гаражей получат места на новой стоянке по минимальной городской цене. Или получат компенсацию. На практике же компенсация является неадекватной в сравнении со стоимостью нового гаража. Кроме того, в Москве будут строить больше недорогих гаражей, причем, по мере возможности, в шаговой доступности от домов.

Цена места в многоэтажном паркинге, где есть только несущие конструкции, пол и разметка, составит $1,7–2 тыс. За неотапливаемый, но закрытый бокс придется выложить уже $3–3,5 тыс. Причем большинство их будут строить по программе «Народный гараж», которая будет представлена на правительстве Москвы осенью. Суть ее состоит в том, что жители скидываются на строительство и получают гараж по цене без накруток инвестора – то есть практически по себестоимости. Отдельно была затронута и проблема «ракушек». Эти неэстетичные тенты-укрытия, бесспорно, портят городской пейзаж. Но столичные власти ничего с этим поделать не могут: по федеральным законам «ракушка» – движимое имущество.

Возможно, это не соответствует действительности: коли движимое имущество, так забери его с собой, уехав на машине. По статистике, только 30% из всех столичных «ракушек» официально зарегистрированы в установленном правительством Москвы (но противоречащем федеральным законам) порядке. Их Юрий Лужков пообещал не трогать. «Хотя это ракушечничество уступит место более цивилизованным формам», – заявил мэр. Как это произойдет, мэр не уточнил, ведь никакие дополнения в гражданский кодекс, определяющий «ракушку» движимым имуществом, столичное правительство и Мосгордума пока не предлагают. В законодательном порядке любой автовладелец имеет полное право поставить «ракушку» где угодно. Убрать ее можно только по решению суда, причем префектура или районная управа должна доказать, что тент стоит на инженерных коммуникациях, на детской площадке или мешает проезду на дороге. Фактически же местные власти сейчас сносят «ракушки» по собственной воле, без суда. А потом проигрывают особо настойчивым, не желающим расставаться со своим имуществом. При этом гнев властей вполне понятен – мало того, что железные пеналы портят пейзаж, они могут использоваться для терактов. К тому же не все автовладельцы хранят в них машину – кто-то использует «ракушки» как сарай для инструментов или погреб для мешков с картошкой.

Пока же Лужкову остается только увещевать владельцев «ракушек» избавляться от них в добровольном порядке. «Я сам – автомобилист со стажем, – говорил мэр с правительственной трибуны. – И пользы от «ракушек» не вижу. По статистике ГУВД, угоняют машины из них не реже, чем с открытых стоянок, и ржавеет машина в них зимой сильнее. Единственное преимущество их – защита от малолетних вандалов и хулиганов».