Автомобили-беспилотники. Когда можно будет выкинуть права?

Причиной 90% аварий становятся ошибки людей. Может, пора сдать вахту беспилотным «робомобилям»? Увы — выкидывать водительское удостоверение пока рановато
Алексей Кованов

Что мешает отстранить от управления автомобилем человека — «слабое звено», совершающее ошибки? Как только гидравлические усилители руля массово уступили место электрическим, автомобили сами могут крутить баранку. Сменой передач заведуют автоматические трансмиссии. С тормозами тоже никаких проблем — самостоятельно замедляться машины умеют давно и успешно. В общем, исполнительные механизмы точны и надёжны. А производители твердят, что электроника настолько поумнела, что готова заменить человека...

В качестве доказательства поборники «робомобилей» приводят системы автоматической парковки, когда датчики отслеживают препятствия по периметру автомобиля, система рассчитывает траекторию, и автомобиль заруливает на замеченный им же самим свободный клочок земли. Притом самые современные ассистенты быстрее и точнее человека могут определять дистанцию до препятствий!

Но не спешите праздновать победу электронного разума. Взять, например, «чтение» знаков — этому умению первым обучился обновлённый Mercedes-Benz S-класса 2009 модельного года: в салонное зеркало инженеры встроили камеру, которая распознаёт установленные вдоль дороги знаки и таблички. Но. Знаки должны строго соответствовать стандартам — их образы отрисовывают и загружают поставщики карт. И если табличка будет отличаться от эталонной, машина её не поймёт.

Впрочем, главная проблема «беспилотников» — ориентация на местности. Да, многие модели обучили управлять скоростью, следить за дистанцией и подруливать. Но для этого нужна чёткая разметка. Или едущие впереди автомобили: например, новый S-класс и концептуальные Volvo «ловят» номерной знак едущей впереди машины (разумеется, управляемой водителем), чтобы «понять» особенности данной дороги.

И высокоточные приёмники GPS не станут панацеей — в тоннеле, где сигнал полностью пропадает, машина попросту «потеряется». Другой вариант решения проблемы — прятать под асфальтом магнитные метки — также признан бесперспективным: это сколько же миллионов километров дорожного полотна придётся переложить? Как считают инженеры Volvo, нужны карты. Притом фантастически подробные, с отбойниками, бордюрами, знаками, а потому безумно дорогие.

Чтобы машина научилась поворачивать и перестраиваться, её придётся обвешивать дорогими системами слежения. Это минимум четыре радара (спереди и сзади), фронтальная и круговые камеры, ультразвуковые сенсоры, камера ночного видения. «Мозгами» таких автопилотов являются настоящие полноразмерные компьютеры, которые занимают немало места — с багажником можно проститься.

А вездесущие пешеходы? Да, камера и тепловизор их «видеть» умеют: но пока затормозить перед человеком машина может только на скорости до 50 км/ч. Притом распознаёт автоматика лишь взрослых и детей ростом выше метра, тогда как малыши и животные остаются для системы «невидимыми». Так что специалисты Mercedes-Benz считают, что нынешний уровень развития подобного «ассистента» позволит предотвратить, мягко говоря, скромные 6% наездов.

И, конечно, нельзя забывать про законодательство. Нынешние законы и правила не предусматривают, что за рулём машины может никого не оказаться: в частности, всеобъемлющая Венская конвенция предписывает каждому транспортному средству иметь водителя. А кого винить, если «заглючившая» (или взломанная хакерами) электроника станет причиной аварии? Непонятно.

Но не будем пессимистами. Это пока электронные помощники не слишком совершенны, чтобы заменить человека. Но умнеют автомобили очень и очень быстро. Прогнозы таковы. Эксперты компании Bosch считают, что серийные автомобили без водителя выйдут на дороги не раньше 2020 года. Аналогичный прогноз от Continental — 2025 год, от Mercedes-Benz — 2030 год. Еврокомиссия также считает, что именно 2030-й станет годом массового появления «робомобилей». В общем, ждать осталось недолго.

Будущее, где все автомобили — «беспилотники», урбанисты видят так. Первыми исчезнут знаки, светофоры и лежачие полицейские — их функции примут на себя интеллектуальные системы управления движением. Затем города избавятся от парковок: машины будут стоять на больших площадках за городом, к своему владельцу подъезжая по системе «точно вовремя».

А какими дивидендами грозит всеобщая роботизация! Езда «паровозиком» должна снизить расход топлива на 20%, на дорогах сможет помещаться больше машин (так как дистанция и боковые интервалы будут на уровне считанных сантиметров), иссякнут пробки... Работа общественного транспорта и доставка грузов перестанут зависеть от человеческого фактора. И, конечно, исчезнут аварии. А управление автомобилем превратится... в хобби, каким сегодня стала верховая езда. Вы готовы выкинуть права?

Как всё это работает

Большинство отработанных на сегодняшний момент технологий будут использоваться и в будущем, когда человеку предстоит садиться на левое переднее кресло автомобиля, только чтобы почитать книгу или посмотреть фильм. А потому имеет смысл разобраться, как работают современные электронные ассистенты, уже успешно реализованные на серийных машинах.

Основой «зрения» систем являются радары разной дальности (контролирующие пространство на 200 метров перед автомобилем), а также стереокамера: два объектива снимают происходящее, а компьютер сопоставляет изображения и получает таким образом не плоскую, а объёмную картинку. Пока современные «бинокуляры» довольно близоруки и «видят» всего на 50 метров. В монокулярном режиме каждая камера способна различать объекты на расстоянии до полукилометра.

Алексей Кованов, Владимир Веригин
Фото фирм-производителей и автора