7 мая
Land Rover Range Rover Evoque 2.2D AT 4WD 190hp
Первый опыт марки LR. Пока что все нравится. Вид супер. Едет хорошо. Эмоции дарит, когда испытываешь полный привод, или когда громкость выкручиваеш...
4.7
12 мая
Land Rover Discovery 3.0 SDV6 (245 л.с.) AT
У меня уже 4 Дискавери . Начинал с Диско- 2 2004 г.в , затем Диско-3 S , затем Диско -3 HSE , и сейчас Диско-4 HSE/ Катал и на дальние расстояния и...
4.8
Другие отзывы о Land RoverВсе отзывы
8 апреля 2015 10:00, Транспорт

Нефть, «Роверы» и Ханты-Мансийск

Проекту «Открывая Россию», который организовала компания Land Rover, уже два года. Его смысл заключается в том, что журналисты крупнейших СМИ ездят в самые необычные места огромной России. И... открывают ее

Вроде бы все знают, какие огромные территории в нашей стране и как много тут всего интересного. Однако путешествуют по ней немногие. Англичане этого понять не могут. Я как-то беседовал с одним из руководителей Land Rover. И он искренне не понимал, как русские могут с таким наслаждением ездить по Европе, но при этом практически не знать свою собственную страну. И ведь, черт подери, он был прав.

«Авто Mail.Ru» уже принимал участие в проекте «Открывая Россию». Год назад мы посетили одно из самых интересных мест в России — Якутию с ее Ленскими столбами. Где до сих пор ловят рыбу методом куйуура и где находится полюс холода (подробнее об этом автомобильном путешествии вы можете прочитать в материале «Путешествие на Discovery: когда куйуур в радость»). Ну а в этот раз мы отправились еще в один «неизведанный» край — Ханты-Мансийский автономный округ. Он является одним из самых важных в России, ведь именно здесь добывают значительную часть того самого «черного золота», на которое мы с вами и живем.

«Нефтяной» столицей России принято считать город Нижневартовск, рядом с которым находится знаменитый Самотлор — крупнейшее в России и седьмое по запасам в мире месторождение. Грубо говоря, именно Самотлор вместе с месторождением Ромашкинское в Татарстане подсадили Россию на ту самую нефтяную иглу, с которой мы все никак не можем соскочить. Это если смотреть на все с точки зрения пессимиста. А если быть оптимистом, то надо понимать — Самотлор сделал Россию одним из главных игроков на мировом нефтяном рынке.
В 2015 году отмечается очень важная дата в современной российской истории — 50 лет назад (а именно 23 мая 1965 года) была пробурена первая разведочная скважина на озере Самотлор. Руководил тогда буровой Григорий Норкин — легендарная личность. Кстати, первая скважина существует до сих пор. Правда, промышленную нефть она уже не добывает.
Однако памятник в Нижневартовске стоит не Григорию Норкину. Этот монумент является собирательным образом и называется «Покорителям Самотлора» (его открытие состоялось 15 июля 1978 года). Хотя прототипом памятника был реальный человек — Федор Метрусенко. Кстати, он все еще жив и является в Нижневартовске очень уважаемым человеком. В этом году ему исполнится 74 года! Но памятник в народе прозвали не «Федя», а почему-то «Алеша».
Согласно официальным данным, за все время эксплуатации из недр Самотлора было добыто почти 2,7 млрд тонн нефти. Это много, очень много. Причем в земле есть еще примерно 1 млрд тонн нефти, которую можно поднять на поверхность. А может, и больше — вы же понимаете, что нефть сейчас является стратегическим продуктом и точные данные вам никто не скажет. Да и вообще в этих краях люди не очень любят болтать. Часто, когда пытаешься узнать что-то, разговор получается примерно таким: «Сколько добыли нефти?» — «Достаточно». «Сколько получают рабочие?» — «Сколько надо». «На сколько хватит еще нефти?» — «Не волнуйтесь».
Самотлорское месторождение — это по сути озеро с прилегающими территориями. Его размер примерно 30 на 50 километров (примерно как Москва). Летом этот район выглядит весьма интересно: водная гладь с рукотворными дорогами
Если вы впервые окажетесь в этих краях, то не удивляйтесь постоянным указателям «куст» на дороге. К растениям они не имеют никакого отношения. Просто из-за того, что кругом одни болота и топи, нефть тут добывают так называемым «кустовым» способом. То есть из одного места бурятся несколько скважин, которые словно ветки куста расходятся в разные точки из одного корня.
Собственно говоря, вот так и выглядит «куст» — несколько скважин рядом друг с другом и трубы, которые к ним присоединены. Так называемые «качалки» тоже встречаются, но уже нечасто
Кстати, из-за примесей, которые содержатся в нефти, она далеко не всегда черная! Она может быть коричневой, зеленоватой, красной, желтой. Есть даже прозрачная, которую называют «белой». А еще есть такие сорта, которые даже сложно назвать «жидкими» — они настолько тягучи, что не хотят выливаться из бутылки
Самой распространенной теорией образования нефти является биогенная. Согласно ей, нефть родилась из останков микроорганизмов, которые жили в мировом океане. Погибая (преимущественно на мелководье), они создавали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. Слои постепенно опускались вниз, в них происходили биохимические процессы, благодаря которым органика преобразовывалась в углеводороды: газообразные, жидкие и твердые. Однако не надо думать, что в местах добычи нефти любили умирать древние животные. Находясь уже глубоко в недрах земли, нефть и газ под воздействием давления начинали свое путешествие через так называемые «проницаемые породы». Например, песчаник. И «шли» они так до тех пор, когда на их пути не оказывались «непроницаемые» породы (например, глина). В этих самых «ловушках» постепенно и накапливалась нефть с газом (плюс вода). И в итоге образовывается так называемое «месторождение», которое на самом деле вовсе не является местом рождения нефти (например, Самотлор получает воду из... Алтая).
Изначально, в смеси, которая поднималась из глубин Самотлора, нефти было 75% и даже больше, она била из скважин фонтаном в прямом и переносном смысле. Однако сейчас месторождение обеднело. Если в 1980 году тут было добыто почти 160 млн тонн, то сейчас речь идет примерно о 22 млн. Многие скважины добывают смесь в которой нефти всего... порядка 3-7% (хотя при этом тут есть скважины, которые уже много лет добывают уникальную «безводную» нефть).
После того, как смесь воды и нефти поднята на поверхность, ее по трубам отправляют в комплекс по переработке и очистке (газ также перерабатывают). Там в больших цистернах смесь отстаивается — нефть всплывает, и ее отделяют от воды (и так несколько раз, пока в итоге не «настаивается» чистая нефть). Ну а затем «золото» уже попадает в «трубу» и идет на экспорт или нефтеперерабатывающие заводы. Один комплекс по переработке обслуживает около сотни «кустов», а трудятся там в разные смены всего порядка 20 человек — все процессы автоматизированы.
Несмотря на сложные погодные условия, автомобильные дороги в Ханты-Мансийском округе хорошие. Единственная к ним претензия — чаще всего трассы имеют лишь по одной полосе в каждую сторону. Но благодаря рельефу обгонять тут не сложно.
Во время нашего путешествия мы передвигались на Land Rover Discovery, которые уже давно себя зарекомендовали как настоящие «вездеходы». Внедорожный арсенал у этих моделей на зависть многим: возможность увеличивать дорожный просвет, понижающий ряд в трансмиссии, умная система Terrain Response, которая бывает просто незаменима в сложных условиях. Хотя, если постараться, то в снег можно засадить и такой автомобиль. В этом случае незаменимым другом становится лопата.
Нижневартовск, где живет 265 тысяч человек, считается нефтяной столицей России. Однако столицей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры является все-таки Ханты-Мансийск (сейчас там проживает около 90 тысяч). Благодаря своему столичному статусу Ханты-Мансийск имел (да и имеет до сих пор) поистине огромный бюджет. Нехватки в финансах не было, благодаря чему за последние 20 лет Ханты-Мансийск преобразился и теперь напоминает европейские города. Появились набережные, фонтаны и красивые памятники, современные больницы и множество спортивных сооружений, музеи и картинные галереи, самый лучший в стране биатлонный центр. Есть даже небольшой горнолыжный курорт. И это в пределах города!
Одна из самых популярных фототочек в Ханты-Мансийске — это Археопарк, который был открыт в 2007 году. Посмотреть на скульптуры мамонтов и других древних животных должен каждый турист, который оказывается в этих местах.
Другой достопримечательностью Ханты-Мансийска является музей «Природы и человека». Детям тут будет очень интересно — в музее собраны не только одеяния зажиточных крестьян, но и скелеты древних животных, включая такие редкие, как большой пещерный медведь, степной слон (предок мамонта), шерстистый носорог.
Регион получил свое название — Ханты-Мансийский — по названиям двух народностей, которые издревле здесь проживали. Это ханты и манси. Часто можно услышать, что «сейчас их осталось очень мало». И обычно приводятся цифра, что в 1939 году хантов было в округе 13%, а сейчас лишь 1,2%. Однако анализ данных переписи населения говорит об обратном. В 1939 году было насчитано 12 238 хантов и 5 768 манси. Перепись 2010 года показала, что хантов сейчас проживает в регионе 19 068 человек, а манси — 10 977. Многие ханты и манси до сих пор часто живут старым укладом, хотя у каждого есть в городе квартира, которую выделяет государство.
Мост через Иртыш, который был построен в 2004 году, в народе называют «Красный дракон». В 2013 году он занял второе место в интернет-голосовании «Самый красивый мост России», проиграв только Муромскому мосту через Оку. Высота «Красного дракона» — 15 метров, длина — 1,3 км.
Ханты-Мансийск не просто так называют российской столицей биатлона. Тут расположен самый лучший в стране биатлонный центр, где регулярно проводятся соревнования мирового уровня. Ну а Land Rover во время нашего путешествия придумал фактически новый вид спорта — автомобильный биатлон. Стрельба никуда не делась, но вместо лыж были машины.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
66
Альберт юнусов
за державу обидно...
СсылкаПожаловаться
Мимокрокодил
"!...Да и вообще в этих краях люди не очень любят болтать. Часто, когда пытаешься узнать что-то, разговор получается примерно таким: «Сколько добыли нефти?» — «Достаточно». «Сколько получают рабочие?» — «Сколько надо». «На сколько хватит еще нефти?» — «Не волнуйтесь»...!"
Видать бедолаги в машинах ночевали, а не в Нижневартовских гостиницах.
Иначе бы этот пассаж непременно был дополнен сакраментальным:
"Москвичи? В раковину не с_!_цать!"
СсылкаПожаловаться
Владислав
Ханты-Мансийск - шикарный город. Нефть творит чудеса... а какая природа вокруг!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru