— После обвала рубля в декабре прошлого года практически все компании серьезно увеличили цены. Однако стоимость «Порше» выросла всего на несколько процентов. В результате сейчас складывается парадоксальная ситуация — Porsche порой стоит дешевле конкурентов. Например, цена на Audi SQ5 с мотором мощностью 354 л.с. составляет 3 250 000 рублей, а Macan с мотором мощностью 340 л.с. можно купить за 3 074 000 руб. Как вам это удается?
— Porsche уже давно приняла решение, что российский рынок является для компании очень важным. Разумеется, ситуацию, которая сложилась сейчас, сложно назвать нормальной. Но уже с середины 2013 года нам было понятно, что в России наступает кризис. Производители по-разному готовились к нему. Мы, видимо, подготовились лучше остальных. Вы должны понимать — разница в курсе валют это лишь один фактор, который влияет на цену. Важный, но один из многих. Именно поэтому мы относительно спокойно пережили девальвацию рубля. И в будущем ни о каком резком взлете цен говорить не приходится.
— Российский рынок упал за первые два месяца на 38%. Однако Porsche показал плюс 92%. В феврале автомобили марки Porsche продавались лучше, чем «народные» Citroen, Peugeot или Honda. Вас это не удивляет?
— Открою вам маленькую тайну. По данным, которые я получил только что, по итогам первых трех месяцев 2015 года мы тоже идем гораздо лучше рынка. Конечно, о 100% росте уже речи не идет, но мы показываем плюс 40%. Мало того, мы имеем портфель заказов на 4 месяца вперед. И меня это не удивляет — у Porsche сейчас самая «сильная» модельная линейка за всю историю существования компании. Кстати, не надо думать, что Porsche в России живет только за счет кроссоверов Macan и Cayenne. В последнее время отлично продаются и наши спортивные машины. Я только что сказал, что наши продажи выросли на 40%. Так вот — спрос на купе и кабриолеты увеличился на 50%!
— Как будет чувствовать себя сегмент премиум-автомобилей в условиях экономического кризиса?
— По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году в России будет продано 1,89 млн автомобилей против почти 2,5 млн в 2014. Но наш сценарий развития событий более пессимистичный — около 1,5 млн. То есть в России будет продано примерно на миллион машин меньше, чем в 2014 году! Конечно, пострадает и премиальный сегмент, хотя и не так сильно, как массовый. Наш прогноз — общее снижение в «премиуме» составит 9%.
— В этом году Porsche провел автомобильный пробег по Сибири на гибридах. Что вам это дало?
— Недавно подзаряжаемые гибридные модели — Porsche Cayenne S E-Hybrid и Porsche Panamera S E-Hybrid — проехали около 7000 км из Иркутска до Екатеринбурга. Главный вывод — наши гибриды могут совершенно спокойно жить в сложных сибирских условиях. Вы ведь должны понимать, что мы отправили в пробег не просто автомобили, а самые современные и высокотехнологичные автомобили, которые можно «заправлять» от электрической розетки. И мне очень приятно, что они смогли доказать — наши технологии спокойно выдерживают холода и тяжелые дорожные условия. А еще этим пробегом мы хотели показать всему миру, что гибридов не надо бояться. Современные технологии позволяют эксплуатировать их не только в мягком теплом климате, но и в Сибири.
— Есть ли отличия российских покупателей от обладателей Porsche из других стран. Какие у нас национальные особенности?
— У покупателей Porsche во всем мире есть много общего. Это успешные, активные люди, которые с уверенностью смотрят в будущее. Но в России есть свои особенности. Например, в вашей стране практически нет автоспортивной культуры — гонками мало кто увлекается. Особенность вторая — в России, как и в Китае, самыми распространенными Porsche являются кроссоверы. И в некоторых случаях это хорошо — например, 85% покупателей Macan в России пришли в Porsche от других брендов! И они уже вряд ли от нас куда-то уйдут. Это фантастический показатель, о котором могут только мечтать конкуренты. Кроме того, Россия — это страна индивидуалистов. Ни на одном другом рынке сбыта нет такого процента заказов на создание «особенных» машин, нигде нет такого буйства красок при заказе отделки салона и окраски кузова. И еще один нюанс, который мне очень нравится — в России среди покупателей Porsche довольно много женщин.
— Обычно автомобили с годами дешевеют. Однако есть модели, которые могут превратиться в инвестицию и со временем только дорожать. Как вы думаете, какие автомобили стоит сейчас покупать, чтобы наши внуки через много лет сказали нам спасибо?
— Вопрос инвестиции очень сложный. Мои советы следующие. Первое — надо брать эксклюзивные модели, которые имеют крайне ограниченный тираж. Например, Porsche 918 Spyder будет выпущен лишь в количестве 918 экземпляров. Все они уже давно распроданы. И человек, который купил 918 Spyder за 1 миллион евро три года назад, сейчас уже заработал. Кроме того, обращайте внимание на технологии. Возможно, если технология уходит на покой и в будущем ее уже не будет, то с точки зрения финансовых вложений это может быть хороший ход. Например, в свое время Porsche делала модель 911 с двигателями с воздушным охлаждением, а потом ушла на водяное. И все! «Воздушных» агрегатов больше у Porsche нет и не будет. Ну и, конечно, помните о классических моделях, которые уже сейчас стали легендарными. Например, тот же 911. Ну или показанный на автосалоне в Нью-Йорке Boxster Spyder — самый быстрый и легкий Boxster в истории. Который, к тому же, оснащается механической коробкой передач. Как знать, быть может через 10 лет «механики» уже не будет...