Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 марта 2015 10:01, Статьи

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр

Процедуру медосмотра водителей в России меняют часто: то упрощают, то ужесточают. Но получить право сесть за руль шизофренику или наркоману все равно не составляет труда. Корреспондент «Авто Mail.Ru» разбирался, почему же так происходит
2 декабря
Hyundai i20
В целом неплохо, авто владею 6 лет и не разочарован. Если ни с каким другим авто не сравнивать и расценивать как городское средство передвижения то авто заслуживает похвалы.
3.8
2 декабря
Lada (ВАЗ) Vesta
Купил в октябре 2016 г. в Севастополе у оф. диллера. Пробег всего 2000 км. Нравится всё! До неё ездил на многих авто и отечественных и буржуйских. Двигатель работает ровно, ходовка мягкая, дорогу дер...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

— Шестьдесят шесть, — шепотом произносит врач.

— Пятьдесят девять? — с неуверенной ноткой в голосе отвечает пациент.
— Да нет же! Шестьдесят шесть! — раздраженно повторяет доктор, уже гораздо громче. Даже я, ожидая своей очереди в коридоре, прекрасно все расслышал через открытую дверь в кабинет отоларинголога.
— Шестьдесят шесть! — довольно выкрикивает посетитель и через полминуты выскакивает из кабинета с заветным штампом в медицинской справке формы 086/У. Ему осталось поставить еще шесть печатей от других врачей.

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр - Фото 1

Знакомая картина? Именно так, как правило, и проходит водительская медкомиссия. Формально каждый человек с водительским удостоверением хотя бы раз в жизни получал медсправку. Сейчас об этой процедуре можно не вспоминать аж до следующей замены прав, но еще пять лет назад документ с печатями целого списка врачей надо было предъявлять даже при техосмотре. Тогда и формы справки отличались в зависимости от региона. Доходило до того, что получить права в провинции с документом московского образца было нельзя. Со временем в Минздраве все-таки пришли к единой форме бланка, но с его содержанием до сих пор не разберутся. Вдобавок, по-прежнему не налажен нормальный контроль за выдачей медсправок. Сейчас, по большому счету, медработников, которые штампуют налево-направо справки будущим или настоящим водителям, в случае чего никто не наказывает.

Не поднимая глаз

Когда подошел срок для получения медсправки, я отправился сначала в частную клинику. Пятерых врачей, за исключением психиатра и нарколога, каждый может посетить в любом сертифицированном учреждении. Вместо того чтобы часами сидеть в очередях в государственной поликлинике, я предпочел пройти медкомиссию быстро и спокойно. Заплатил в кассу 1500 рублей — и по врачам. Хотя назвать это медкомиссией язык у меня не поворачивается. Только окулист действительно озаботился проверкой зрения. Остальные сэкономили время. Невролог спросил про травмы головы, отоларинголог по описанному выше сценарию довольствовался моим слухом, а особенно впечатлил хирург.

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр - Фото 2

Когда я зашел в кабинет, пожилой специалист, уткнувшись в газету и не поздоровавшись, спросил:

— Жалобы есть?
— На что?
— Ну, ноги-руки работают?
— Да, не жалуюсь.
— Давайте справку, — хирург — я специально это отметил — так и не посмотрел на меня и лишь протянул руку за документом. Просто бросил беглый взгляд на место печати и сделал свое дело.

«Вот насколько опытный врач — без осмотра все видит», — мысленно съязвил я и направился к последнему врачу — терапевту. Здесь я увидел ту же картину: дежурный вопрос про жалобы, печать, «до свидания», «следующий». Мне хотя бы какие-то вопросы задавали, а ведь есть медучреждения, где все печати один человек ставит. Даже без белого халата.

В итоге я потратил всего два часа, а мне осталась каких-то пара докторов — нарколог и психиатр. Но получить именно их подписи с печатями сложнее всего. Во-первых, наркодиспансер и психдиспансер надо посетить обязательно по месту регистрации. И в одном здании они, как правило, не находятся. Может, успею за полдня... Не тут-то было!

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр - Фото 3

Хотя у нарколога оказалось проще. На учете не состоите? Не состою. Вот печать. Мне, впрочем, стал интересен механизм проверки. И я спросил врача:

— Допустим, я наркоман со стажем и нахожусь «на крючке» в психдиспансере. Могу ли я сделать где-нибудь в другом месте временную регистрацию и уже там получить медсправку?
— Ну, да... — видимо, понимая всю бесполезность процедуры, ответил мне собеседник.

И хотя в очереди в моем диспансере таких, судя по разговорам, не было, но ведь могли бы быть...

До недавнего времени похожая ситуация была и с посещением психиатра. По сути, проверяли только факт постановки на учет. Короткая милая беседа — и вот она, готовая справка на руках. Но с апреля 2014 года врачи-психиатры стали разворачивать у дверей тех, кто пришел без электроэнцефалограммы и без заключения психолога. Хотя последнее — на усмотрение психиатра, а вот сканировать головной мозг приходится всем без исключения. В любом случае получить справку за день совершенно невозможно. Делать ЭЭГ я отправился на следующий день, причем уже в другое отделение. Это потеря не только времени, но еще и денег. Консультация психолога — 800 рублей, электроэнцефалография — еще 2500 рублей... Итого набежало уже 5000 рублей. Немалые деньги для большинства населения нашей страны. И особенно обидно их тратить, когда ты видишь — реальной проверки действительно серьезно больные люди не проходят.

Теперь понятно, откуда психи с наркоманами появляются за рулем. Причем совершенно неважно, какой статус у медучреждения — картина одинаковая.

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр - Фото 4

«Государственные клиники несильно отличаются от частных. Ни те, ни другие не имеют сколько-нибудь серьезной ответственности за нарушения в оформлении медицинских документов. Выход в сложившейся ситуации вижу в следующих шагах.

Во-первых, санкции за фальсификации медсправок должны предполагать, прежде всего, лишение сертификата специалиста на длительные периоды времени. Во-вторых, так как это своего рода рынок медицинских услуг, то без страхования ответственности конкретных врачей и реальных больших денежных штрафов за подобные проступки процесс с места не сдвинется, — предлагает выход из ситуации адвокат Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян. — Но в настоящее время коррумпированность в медицинской сфере в нашей стране делит первое-второе места с судами и правоохранительными структурами. Пока Россия будет на 178 месте в мире по коррумпированности институтов власти между Туркменией и Зимбабве, все наши благие мысли останутся лишь благими пожеланиями».

Дмитрий Айвазян также пояснил, почему об ответственности врачей водительской медкомиссии в нашей стране заботятся мало: «Пока действующее законодательство не предусматривает реальных санкций за выдачу медсправок. Эффективно работают статьи, предусматривающие уголовную ответственность за подделку, фальсификацию лекарственных, сильнодействующих препаратов, доказательств по уголовному делу. Почему? Потому что в силовых структурах, СК и других ведомствах имеются специальные подразделения, выявляющие эти преступления. Потому что, как кому-то наверху кажется, лучше найти один поддельный рецепт на сильнодействующий препарат, чем десять липовых водительских медсправок. Нужна воля не столько законодателя, сколько исполнительной власти. Дела эти (по подделкам медсправок) мелкие, массовые, «копеечные», да и санкции нестрогие. Как говорится, «строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения».

Новые идеи

Вместо того чтобы повысить ответственность врачей при выдаче медсправок и ужесточить контроль, Минздрав продолжает менять содержание самого документа. В начале года ведомство опубликовало проект нового приказа о медосмотре водителей. Так, предложили отменить электроэнцефалографию, электрокардиографию и консультацию психолога. Еще в ведомстве вдруг решили сократить число врачей с семи до четырех. Хотят оставить терапевта, офтальмолога, нарколога и психиатра. Казалось бы, наконец-то логичное решение. Все-таки наличие слуха и конечностей может зафиксировать и терапевт, для этого специалистом узкого профиля быть не надо. Вроде бы все хорошо, и у автомобилистов станет меньше проблем, но... Планируются и ужесточения. Так, для водителей введут новое требование — сдавать анализ мочи на наркотики. Разумеется, исключительно в госучреждениях. «Это повысит выявляемость при медицинском освидетельствовании лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и злоупотребляющих спиртосодержащими напитками», — пояснили мотивы в Минздраве.

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр - Фото 5

Эксперты с такой позицией чиновников не согласны. «Сдавать анализы при получении медсправки — абсурд, глупее инициативы выдумать сложно. Любому наркоману и алкоголику достаточно воздержаться от «дури» на два дня, и все анализы у них будут в «пределах среднестатистической нормы», — уверяет адвокат Лиги защиты пациентов Дмитрий Айвазян.

Пока введение обязательных анализов и другие нововведения — только в проекте, но все идет к тому, что норму законодательно закрепят. Во время общественного обсуждения проекта приказа, которое завершилось 31 января, целый ряд специалистов предложил Минздраву скорректировать несколько положений. Разумных поправок было достаточно, в том числе оптимизировать процедуру проверки у психиатра и нарколога, чтобы любое медучреждение могло запрашивать информацию у диспансеров и выдавать справки. Также предлагали все-таки отказаться от анализа мочи, зафиксировать цену и продолжительность медосмотра. Если этого не сделать, важный документ водители могут ждать неделями и при этом тратить еще более существенную сумму денег. Тем не менее, в Минздраве предпочли подобные предложения отвергнуть.

Лишний документ

Реформируя из года в год систему медосмотра водителей, наши чиновники могли бы обратить внимание на зарубежный опыт. А есть ли вообще смысл в специальной медкомиссии? В большинстве стран с высоким уровнем жизни медсправки для водителей — нонсенс. Зачем нужны лишние документы, если врач во время обычного приема может запретить пациенту управлять автомобилем? У нас формально эта система тоже существует, но — не работает. Ответственности-то никакой...

За рубежом чаще всего у выпускников автошкол проверяют лишь зрение, причем для этого даже не надо никуда ехать. Как правило, такой экспресс-тест является частью экзамена. Например, в США или в Великобритании. Зато на том же Туманном Альбионе водитель сам должен сообщить врачу о своем недомогании, при котором нельзя управлять машиной. Список болезней четко регламентирован. Но решение все равно принимается индивидуально, после осмотра. Вероятно, даже больному эпилепсией выдадут права, если доктор посчитает это возможным. Но ненадолго — от полугода до пяти лет. Вот так работает гибкая система, которая держится на ответственности всех сторон.

Расследование «Авто Mail.Ru»: водительский медосмотр - Фото 6

«Безусловно, надо ставить вопрос об ответственности не только врачей, но и самих водителей, — рассуждает главный врач водительской медицинской комиссии Алла Копылова. — У нас нет, скажем так, культуры заботы о своем здоровье. Мало кто из наших соотечественников ходит в поликлинику хотя бы раз в год на профилактический осмотр. Более того, зачастую люди даже с серьезными заболеваниями до последнего не обращаются к врачам. И как в таких реалиях отменять обязательную медкомиссию для водителей? Разумеется, доктор должен нести ответственность за выдачу справки заведомо больному человеку, и это правильно. Но и гражданин должен понимать, чем ему грозит наплевательское отношение к своему здоровью».

Определенно нашим властям стоит задуматься и об ответственности водителей. Во многих странах за нарушение предписаний врача жестко штрафуют: во Франции — на 3000 евро, в США — на 5000 долларов. В России ничего подобного не предусмотрено. У нас же автомобилистов поголовно собираются отправлять в наркодиспансер с анализами мочи. Таким образом, только создают для всех дополнительные сложности, а не решают проблему наркоманов за рулем.

Алексей Голиковский

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
200
Leonid Makagonov
сколько людей столько и мнений, а мое такое, даже и безупречное здоровье не даст 100% безаварийной езды.
СсылкаПожаловаться
Кита Бой
а почему осмотр должен проходить как-то иначе?
хирург вполне обоснованно может делать пальцевой осмотр прямой кишки, чисто с профилактической целью, как терапевт слушает сердце. Интересно, стал бы автор статьи нахваливать хирурга за тщательный подход к делу в таком случае?
существуют законодательно закреплённые требования к здоровью водителей. согласно этим законам, управлять мотоциклом нельзя человеку, у которого, к примеру, нету рук или ног. Для людей с пограничной умственной отсталостью или психопатией вопрос допуска "решается индивидуально". Врач может разрешить рулить и психопату и почти что д*билу, на вполне законных основаниях.
то же и с наркоманами. человек может и не быть алкоголиком, но регулярно пьянствовать и садиться за руль, просто от плохого воспитания. и наоборот, иметь диагноз "алкоголизм" или "наркомания" и будучи 3 года в полной завязке грамотно и трезво управлять транспортом, имея полное на то законное право.
не надо думать, что вы умнее докторов, они знают, что делают, даже если вам кажется иначе.
СсылкаПожаловаться
Людмила Мартынова
У меня муж продлял права в частной больничке, так у него даже кровь на анализ брали, сомневались, продлять ли категорию Д, пока не объяснил, что не собирается водителем работать. Их, оказывается, гемоглобин не устраивал...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru