Главные неудачники российского авторынка

Когда цены на нефть били рекорды, а россияне пребывали в эйфории, на российском авторынке можно было продать любой автомобиль. Ну почти

Сейчас наступило время, когда покупателя уже не привлечешь одним только красивым дизайном. На первый план выходят совершенно другие вещи. И часто они лежат вовсе не в плоскости «разума» — во время кризиса вылезают всевозможные иррациональные страхи и предрассудки, которые порой и определяют выбор той или иной модели.

Хотя нельзя забывать и про цены — те компании, которые сильнее всех увеличили стоимость своих машин, сейчас страдают больше всего. Причем не только морально, но и материально — многие дилеры находятся на грани банкротства, ведь у некоторых марок, которые недавно казались весьма сильными, продажи фактически остановились. Какие же модели в начале 2015 года стали настоящим разочарованием для производителей? И почему?

content image for: 54422

Год назад компании Chevrolet и Opel были одними из лидеров рынка — «Шеви» занимала шестую строчку в общем рейтинге продаж, а Opel шел на 11 месте. Однако руководство GM приняло решение в условиях кризиса не заниматься сохранением доли рынка, даже несмотря на наличие в России производственных площадок... В результате сейчас дилеры Chevrolet живут фактически только за счет одной «Нивы»... Да и то ее продажи стремительно падают — по итогам 2 месяцев 2015 года минус 44% (в данном случае мы рассматриваем статистику постановок новых автомобилей на учет, которую «Авто Mail.Ru» предоставило аналитические агентство «Автостат-Инфо»). А модель Cruze, которая год назад претендовала на место в десятке самых популярных автомобилей в России, сейчас никому не нужна! Не хотят россияне покупать «Круз», который нынче в средней комплектации стоит больше миллиона! А ведь летом ее стартовая цена начиналась с 556 тысяч... Если по итогам двух месяцев 2014 года было куплено почти 7 тысяч «Крузов», то в этом лишь... 658. На всю страну!

А с Cobalt, который по идее должен был конкурировать с Kia Rio и Hyundai Solaris, вообще произошел конфуз — за два месяца дилерам каким-то чудом удалось продать 114 машин. Всего 114, а ведь за два месяца прошлого года речь шла о цифре 3653.

Грустно и дилерам Opel. И все по той же причине — цены. Если ранее главным «паровозом» компании была модель Astra (5853 автомобиля по итогам января-февраля 2014), то в 2015 году рельсы, кажется, закончились. В итоге лишь 625 проданных Astra. Не спасают и другие модели — продажи Antara, Zafira, Insignia снизились на 70-90%, а маленький кроссовер Mokka, на который было так много надежд, потерял 64%.

content image for: 40818
Источник: Авто Mail.ru

В списке «лузеров» находятся французские компании Citroen и Peugeot. Вроде бы они все сделали правильно — наладили выпуск своих автомобилей в России (причем не только седанов, но и кроссоверов), начали продавать «бюджетные» модели... Но как только грянул кризис, продажи у них встали. Citroen C4, который собирается в Калуге, разошелся тиражом лишь в 346 экземпляров, а когда-то претендовавший на роль «народного» седан C-Elysee продан в количестве... 51 штука (данные постановок новых моделей на учет). Но с другой стороны чему удивляться, ведь за самый простой C-Elysee сейчас просят минимум... 650 тысяч. И это за версию с трехцилиндровым моторчиком мощностью 72 л.с. и без кондиционера. Для сравнения, цена 107-сильного Kia Rio стартует с 515 тысяч. «Кондея» там тоже не будет, но разница почти в 135 тысяч объясняет провал «француза».

У Peugeot ситуация вообще аховая — модель 308 российской сборки продана в количестве 30 экземпляров, а «народный» 301 нашел 27 покупателей. За два месяца! Это ли не разочарование? Особенно на фоне компании Porsche, которая по продажам сумела опередить французов — Peugeot смог продать в 2015 году лишь 482 автомобиля, Citroen — 517, а Porsche 523! И это при всей разнице в стоимости этих машин.

content image for: 54422

Пора о чем-то задуматься и Honda — в 2015 году на учет было поставлено лишь 667 машин этой марки. Продажи рухнули более чем на 85%. И понятно почему — кроссовер CR-V с автоматом в начальной комплектации стоит более 1,6 млн рублей, а хорошо оснащенные автомобили обходятся в 1,8 млн. В условиях, когда некоторые фирмы продолжают сдерживать цены, надо очень любить «Хонду», чтобы выбрать именно ее.

Продолжает разочаровывать Ford Focus. О том, что продажи этой модели падают, говорили весь прошлый год. И будут говорить снова — это ведь «Фокус»! Модель, которая в свое время дала понять, что после «Лады» можно пересесть на новую иномарку не продавая почки. Которая «посадила на колеса» класс «белых воротничков» и доказала, что автомобиль российского производства может быть надежным. В общем, много лет назад российский авторынок всем сердцем полюбил «Фокус» и, так сказать, женился на нем (на ней?). Брак первое время был счастливым, но со временем «бытовуха заела». Судя по всему, Ford Focus, несмотря на обновления, просто надоел покупателям (да и цены на эту модель стали уже не такими «сладкими»). И вот итог — когда-то самая популярная в стране иномарка за первые 2 месяца 2015 года разошлась лишь в количестве 1242 штуки. А это почти минус 80% к результату прошлого года! Здесь можно вспомнить, что у Ford уже давно готов обновленный «Фокус» и «Мондео» следующего поколения... Однако с выходом на рынок этих моделей американцы откровенно говоря затянули. Как и с началом производства кроссовера Ecosport, продажи которого идут весьма вяло — всего 671 автомобиль за 2 месяца по данным «Автостат-Инфо».

content image for: 53270

Но если проблемы «Фокуса» были предсказуемы, то резкое снижение спроса на Renault Duster мало кто ожидал. Конечно, он по-прежнему остается одним из самых популярных SUV на российском рынке, однако сейчас эта модель в нормальной комплектации стоит уже порядка 800 тысяч. Это по-прежнему дешевле, чем большинство конкурентов. Однако если раньше «Дастер» часто покупали по принципу «есть на „Ладу“, добавлю еще чуть-чуть», то сейчас эта схема уже не работает. Пропасть между российскими автомобилями и «Дастером» стала огромной. При этом люди, которые готовы купить автомобиль «примерно за миллион», не хотят мириться с простотой этой модели. В итоге в начале 2015 года на учет было поставлено 3419 новых «Дастеров» против 12328 годом ранее. Да и брат-близнец «Дастера» по имени Nissan Terrano тоже продается посредственно — лишь 1286 машин по итогам 2 месяцев 2015 года.

Что же делать?

В ближайшие несколько месяцев рынок продолжит свое падение. И некоторым дилерам придется ой как несладко. Эксперты прогнозируют целую череду банкротств дилерских центров. Поэтому сейчас перед покупкой автомобиля мы настоятельно советуем «прошерстить» автомобильные форумы на предмет разговоров о задержках в выдаче купленных машин (как правило, это один из первых тревожных звоночков). Кроме того, потребуйте, чтобы в договоре были прописаны четкие сроки поставки автомобиля и санкции в случае их нарушения. И в случае «обычной» машины это должно быть не 3-6 месяцев, а лишь несколько дней. Продавец не хочет этого делать? Еще один сигнал.

Кроме того, не стесняйтесь просить скидок. Будьте наглее и циничнее! В ситуации, когда продажи фактически встали, дилеры готовы ублажать и задабривать клиента. Зимняя резина в подарок, бесплатная сигнализация и первое ТО, скидка в 100-150 тысяч рублей... Все это (причем не по отдельности, а вместе) вы можете требовать у продавцов. Не факт, что получите, но попробовать-то можно! Особенно в случае общения с компаниями, у которых продажи упали на 70-90%.

Денис Смольянов, Дмитрий Гайдукевич

Продажи новых легковых автомобилей по данным «Автостат-Инфо» (данные о постановке новых автомобилей на учет)

Денис Смольянов
Дмитрий Гайдукевич